Рекомендации ФАС России по существенным условиям соглашений, заключаемых органами власти с производителями продовольственных товаров

20 ноября 2007, 18:07
Тип документа:

РЕКОМЕНДАЦИИ
по существенным условиям соглашений, заключаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с производителями продовольственных товаров и (или) организациями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами
Основанием для заключения Соглашения является положение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2007 № 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", принятого в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции).
Соглашения заключаются на определенный срок, но не позднее, чем на срок до 31.01.2008.
Целью заключаемых соглашений является стабилизация цен на продовольственные товары первой необходимости и защита интересов наиболее незащищенных слоев населения.
В обязательствах сторон по соглашениям рекомендуется отражать следующие вопросы:
для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
- определение перечня социально значимых продовольственных товаров (хлеб батон 400 г (белый), хлеб 700 г (черный), молоко 3,2% жирности, яйцо столовое 1 категории фасованное, кефир 1% жирности, масло сливочное 200 г 72,5% жирности, сыр 45% жирности весовой, масло подсолнечное нерафинированное 1л), на которые такие соглашения распространяются, с возможностью его расширения с учетом региональной специфики;
- создание и использование резервных фондов по продовольственным товарам первой необходимости в случае возникновения острого дефицита таких товаров или их резкого подорожания;
- выделение торговых площадей с целью расширения возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозпроизводителями, в т.ч. путем расширения ярмарочной торговли;
- поддержка малообеспеченных слоев населения (предоставление скидок пенсионерам, субсидии, социальные магазины и др.);
- государственная поддержка сельхозпроизводителей.
для сельхозпроизводителей и производителей продовольственных товаров:
- обязательства по увеличению производства сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости (в ассортименте), повышение конкурентоспособности российской продукции;
- обязательства по осуществлению торговли сельхозпродукцией и продовольственными товарами на предоставляемых площадях;
- принятие обязательств по снижению и поддержанию цен, а также обеспечению доступности цен и ассортимента сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости;
- оптимизация числа посредников в цепочке от производителя до розничного продавца.
для торговых организаций:
- обязательства по предоставлению определенного процента торговых площадей сельхозпроизводителям;
- сокращение и поддержание цен и торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости;
- поддержание ассортимента товаров первой необходимости, с обязательствами восполнения взаимозаменяемых товарных групп, в случае возникновения их дефицита;
- обеспечение доступа к торговым сетям сельхозпроизводителей, поставщиков продовольственных товаров первой необходимости.
Соглашения должны включать обязательные условия обеспечения конкуренции и не должны содержать положений, приводящих к:
- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашения также не должны содержать:
- ограничений по вывозу продовольственных товаров за пределы региона, а также ограничений по ввозу таких товаров из других регионов Российской Федерации;
- положений, создающих для хозяйствующих субъектов возможность устранения конкуренции, а содержание таких соглашений не должно выходить за рамки заявленных ими целей.
Предоставление государственной или муниципальной помощи должно осуществляться с учетом соблюдения требований главы 5 Закона о конкуренции.
Перечень обязательств по соглашениям не является исчерпывающим, может быть дополнен строго в соответствии с их целями при соблюдении требований антимонопольного законодательства.
Требуется учитывать, что положения указанного Постановления распространяются на соглашения, заключаемые исключительно между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами и не распространяется на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.
Обращаем внимание, что соглашения между организациями розничной торговли и поставщиками продовольственных товаров заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства и являются допустимыми при выполнении совокупности следующих условий:
- соглашение заключено организацией розничной торговли и хозяйствующим субъектом - поставщиком продовольственных товаров, которые не конкурируют между собой ни на одном товарном рынке, и в соответствии с которым хозяйствующий субъект предоставляет продовольственные товары, а организация розничной торговли приобретает такие товары;
- доля организации розничной торговли на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов, либо если соглашение признается допустимым в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о конкуренции;
- доля хозяйствующего субъекта - поставщика продовольственных товаров на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов, либо если соглашение признается допустимым в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о конкуренции.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к последствиям, установленным статьей 11 Закона о конкуренции.
В целях контроля за соответствием заключаемых соглашений требованиям антимонопольного законодательства соответствующие соглашения следует направлять в территориальные органы ФАС России в субъектах Российской Федерации в 3-дневный срок.
Заключаемые соглашения должны привести к стабилизации цен на продукты первой необходимости в течение срока действия соглашений и за пределами сроков соглашений привести к обеспечению населения продуктами питания первой необходимости по доступным, экономически обоснованным ценам.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь