Проект стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации

07 ноября 2012, 12:35
Подтип документа:

1. Реализация решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области конкуренции, в том числе в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
2. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования:
2.1. Модернизация законодательства о естественных монополиях: дополнение Федерального закона «О защите конкуренции» положениями, предусматривающими особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и отраслевого законодательства нормами, отражающими специфику регулирования отдельных рынков, с одновременной отменой Федерального закона «О естественных монополиях».
2.2. Подготовка поправок в:
2.2.1. Федеральный закон «О защите конкуренции» в части:
приведения его в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в связи с вступлением ВТО, практикой Европейского Союза, Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, а также с действующим законодательством Российской Федерации - пунктом 3 статьи 1033 Гражданского кодекса Российской Федерации, с одновременным исключением части 9 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции»);
расширения сферы применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений:
упрощения контроля за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес;
подготовки новой редакции статьи «Недобросовестная конкуренция»;
совершенствования порядка осуществления контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций.
2.2.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части обеспечения применения административного наказания в виде дисквалификации);
2.2.3. Уголовный кодекс Российской Федерации (в части обеспечения освобождения от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ);
2.2.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления в статье 140 УПК РФ специального повода в виде решения комиссии антимонопольного органа для возбуждения уголовных дел по статье 178 УК РФ).
3. Разработка Модельного закона (Кодекса) Единого экономического пространства и Содружества независимых государств о защите конкуренции, включающего положения действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в частности, нормы, внесенные «третьим антимонопольным пакетом», а также предложения ФАС России по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства, в том числе, касающихся введения правил торговых практик, расширения перечня запретов на недобросовестную конкуренцию.
4. Закрепление в законодательстве Российской Федерации международного принципа исчерпания прав на интеллектуальную собственность в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары.
5. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих запрет на наделение органами исполнительной власти хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, полномочиями по формированию и хранению отраслевых стандартов, а также осуществлению «разрешительных» функций в части допуска на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
6. Формирование совместно с Верховным Судом Российской Федерации и МВД России механизма эффективного расследования ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), создание правовых гарантий освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению картелей и расследованию преступлений путем:
внесения изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности в целях дополнения его новым основанием, позволяющим осуществлять оперативно-розыскную деятельность по запросам антимонопольного органа при расследовании картелей, а также включения антимонопольных органов в качестве получателей результатов оперативно-розыскной деятельности;
ликвидации правового пробела, не позволяющего освобождать в настоящее время от уголовной ответственности лиц, которые в ходе антимонопольного расследования осуществили «явку с повинной», т.е. воспользовались примечанием к статье 14.32 КоАП;
установления, что поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены антимонопольными органами в соответствии с законодательством о защите конкуренции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
организации мониторинга за деятельностью территориальных органов в области противодействия картелям;
улучшения качества судебной защиты решений ФАС России по делам о картелях;
организации системы повышения квалификации по актуальным проблемам борьбы с картелями;
организационно-штатное и материально-техническое укрепление деятельности антимонопольных органов по противодействию картелям, другим антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям».
7. Широкое применение в деятельности антимонопольных органов лучших мировых практик.
8. Дальнейшее взаимодействие с судейским сообществом в целях выработки единых правовых подходов к применению антимонопольного законодательства и расширение практики участия судей в проводимых ФАС России мероприятий, в том числе в рамках региональных семинаров-совещаний.
9. Формирование практики применения дисквалификации должностных лиц хозяйствующих субъектов в качестве одного из эффективных наказаний за нарушения антимонопольного законодательства и принятие Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
10. Организация системы видеоконференц-связи при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
11. Внесение изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации и План мероприятий по ее реализации на 2009-2015 годы, предусматривающих в том числе:
ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий во всех конкурентных секторах экономики; введение процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности;
акционирование и приватизация государственных корпораций;.
ускоренное проведение массовой приватизации государственного имущества;
внедрение конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продажи государственного имущества.
12. «Перезапуск» реформ сферы железнодорожного транспорта, отраслей связи и электроэнергетики.
13. Повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественной монополии (утверждение Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, а также к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сфере деятельности естественных монополий, и осуществление контроля за их применением).
14. Создание коммерческой инфраструктуры важнейших рынков, в том числе на основе формирования организованной торговли, электронных торговых площадок и бирж; развития системы регистрации сделок с сырьевыми товарами на бирже, развития биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами и другими сырьевыми товарами.
15. Разработка критериев допустимости практик ценообразования доминирующими на товарных рынках хозяйствующими субъектами в ключевых секторах промышленности в целях определения экономической обоснованности устанавливаемых цен.
16. Региональные аспекты конкурентной политики, в том числе в рамках реализации региональных программ развития конкуренции.
17. Реализация отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг:
17.1. На рынке нефти и нефтепродуктов:
введение в целях пресечения злоупотребления доминирующим положением формульного ценообразования на нефтепродукты на внутреннем российском рынке, а также утверждение и развитие так называемых «модельных торговых политик», т.е. правил реализации товаров, работ или услуг компаниями – монополистами в целях устранения дискриминационных условий и предотвращения их возникновения, что позволит повысить прозрачность ценообразования на оптовом рынке нефтепродуктов, а также будет способствовать устранению ассиметричности информации и снижению барьеров входа на рынок для малого и среднего бизнеса, не обусловленных экономическими причинами;
организация и проведение системного мониторинга цен и объемов реализации нефти и нефтепродуктов, а также проведение анализа состояния конкуренции на основе моделей нефтяного рынка, что позволит повысить результативность принимаемых управленческих решений на основе оценки эффективности рыночной структуры.
17.2. На оптовом рынке электрической энергии:
создание равных условий функционирования для участников оптового рынка и исключение особенностей его «территориальной» дифференциации (ценовые и неценовые зоны оптового рынка, а также зоны с особенностями регулирования), что позволит устранить преимущества для определенных участников, повысить конкуренцию и эффективность бизнеса; кроме того, решается проблема перекрестного «территориального» субсидирования и установление справедливых рыночных цен для потребителей на всей территории оптового рынка электрической энергии и мощности;
создание отдельных площадок для торговли «пиковой» и «базовой» мощности на оптовом рынке, что позволит квалифицированным потребителям повысить качество своего планирования и сэкономить на покупке электрической энергии за счет более оптимального режима потребления, одновременно на рынке достигается экономическая эффективность структуры генерации (соотношение «пиковой» и «базово» мощности);
устранение технологических ограничений за счет снижения количества зон свободного перетока, строительство новых сетевых линий, а также совершенствование модели рынка в части учета сетевых ограничений позволят устранить технологические барьеры, обеспечив большее количество участников рынка (поставщиков и потребителей), улучшение конкуренции приведет к повышению эффективности и снижению цен на рынке электрической мощности.
17.3. На розничном рынке электрической энергии:
введение единой группы точек поставки (далее – ЕГТП) на регион, что позволит устранить необходимость процедуры регистрации большого количества групп точек поставки каждым из участников рынка в соответствующем регионе (процедуры достаточно длительной и весьма дорогостоящей), снизить административные барьеры, исключить зависимость потребителя от прежней энергоснабжающей организации при выборе другой, а также повысит качество предоставляемых услуг потребителю, как основного из факторов конкуренции на розничном рынке;
установка сетевыми организациями приборов надлежащих систем автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов одновременно с обеспечением недискриминационного доступа к данным приборам учета, что позволит свободный выход на данный рынок любому участнику;
обеспечение реализации на практике процедуры по смене гарантирующих поставщиков на конкурсной основе, что позволит выбрать наиболее эффективного гарантирующего поставщика, имеющего наилучшие предложения для конечного потребителя.
17.4. В сфере коммунальных услуг в целях повышения качества и снижения цен для конечного потребителя:
введение упрощенного (по срокам и процедуре) механизма обжалования действий сетевых организаций, связанных с нарушением Правил подключения (технологического присоединения) к сетям;
расширение сферы антимонопольного регулирования в части вопросов, связанных с обоснованностью установленных органом регулирования тарифов на подключение к сетям.
17.5. На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в целях повышения прозрачности процедуры отбора управляющих организаций.
сокращение сроков, по истечении которых орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющих организаций;
расширение перечня оснований для проведения органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций;
изменение порядка отбора управляющих организаций (установить порядок отбора, согласно которому критерием отбора будет являться плата за содержание и ремонт, плата за управление, при этом орган местного самоуправления устанавливает перечень необходимых услуг в конкретном доме с учетом минимального перечня оказываемых услуг и специфики многоквартирного дома).
17.6. На рынке авиаперевозок:
либерализация сектора международных авиаперевозок, что приведет к увеличению числа назначенных перевозчиков и как следствие- к снижению тарифов на авиаперевозки;
развитие рынка региональных и местных авиаперевозок в целях повышение транспортной доступности регионов, развития межвидовой транспортной конкуренции, что приведет к снижению цен на авиабилеты и увеличению транспортной мобильности населения;
развитие конкуренции в сфере аэропортовой деятельности в целях снижения тарифов на наземное обслуживание, стимулирования развития низкобюджетных авиаперевозок и снижения стоимости авиабилетов для пассажиров.
17.7. На рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом - определение принципов государственного регулирования перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в целях повышения обеспеченности населения транспортными услугами, увеличения количества перевозчиков, оказывающих услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, улучшения финансовых показателей перевозчиков за счет нетарифных мер и как следствие – снижение стоимости перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
17.8. В сфере связи и информационных технологий - введение принципов «технологической нейтральности» и «сетевого нейтралитета» в качестве основополагающих в государственном регулировании деятельности предприятий отрасли связи и информационных технологий для устранения цифрового неравенства регионов и развития широкополосного доступа, что приведет к увеличению объема предоставляемых современных услуг связи, росту числа пользователей услуг связи, снижению тарифов на услуги связи.
17.9. На рынке средств защиты фискальных данных:
реализация мер по стимулированию развития рынка средств фискальных данных посредствам создания стимулов входа на рынок новых участников, а также расширения перечня применяемых технологий защиты данных в целях снижения цен на средства защиты фискальных данных и увеличение срока их эксплуатации.
17.10. На рынках химической промышленности:
применение правил недискриминационного доступа на рынках нефтехимического сырья, поставляемого трубопроводным транспортом с учетом реализации Плана-графика предлагаемых основных мер государственной поддержки нефтегазохимической отрасли, Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, что позволит обеспечить достижение внутреннего потребления нефтегазохимической продукции уровня промышленно развитых стран, переход от экспортно-сырьевой модели развития нефтегазохимической отрасли к инновационно-инвестиционной;
осуществление перехода на рыночные условия формирования цен на минеральные удобрения на внутреннем рынке Российской Федерации с учетом необходимости оказания государственной поддержки отечественным сельхозтоваропроизводителям в форме субсидирования затрат на покупку минеральных удобрений в целях обеспечения продовольственной безопасности страны при интеграции мирового и внутреннего рынков минеральных удобрений.
17.11. На фармацевтических рынках:
развитие практики разработки фармацевтическими компаниями «торговых политик» с целью снижения барьеров входа и выхода хозяйствующих субъектов с рынка;
совершенствование отраслевого законодательства, в том числе для повышения качества предоставляемых услуг населению.
17.12. На рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, а также продаж запасных частей и комплектующих в Российской Федерации в целях снижения барьеров входа (выхода) хозяйствующих субъектов на рынок (с рынка), а также повышения качества услуг, предоставляемых конечному потребителю:
развитие практики разработки автопроизводителями или их эксклюзивными дистрибьюторами и дилерами «торговых политик»;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих исключение антиконкурентных практик организации продаж и сервисного обслуживания автомобилей.
17.13. На рынках агропромышленного комплекса:
обеспечение соблюдения равных для всех сельхозпроизводителей возможностей участия в государственных программах поддержки в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию в целях сохранения стабильной ситуации ;на рынках АПК;
мониторинг ситуации на рынках социально значимых продуктов питания с целью недопущения необоснованного роста цен на указанных рынках, пресечения соглашений и согласованных действий как участников рынков продовольственных товаров, так и соглашений или согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые могут привести или приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также принятия органами исполнительной власти актов, ограничивающих конкуренцию в сложившихся неблагоприятных климатических условиях.
17.14. В рыбохозяйственном комплексе - внедрение национальной системы контроля за происхождением и перемещением рыбной продукции в целях снижения административных барьеров, создание эффективной системы государственного контроля за использованием водных биоресурсов.
17.15. В сфере розничной торговли продовольственными товарами - проведение мониторинга применения законодательства в сфере торговой деятельности в целях совершенствования законодательных требований, направленных на обеспечение баланса интересов участников рынка, в том числе Стандарта «Услуги розничной торговли».
17.16. На рынке похоронных услуг – совершенствование отраслевого законодательства, предусматривающего в том числе разделение услуг по обслуживанию кладбищ и похоронных услуг, в целях формирования конкурентной среды и демонополизации локальных рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению качества и снижению стоимости данных услуг.
17.17. На рынке финансовых услуг в целях повышения качества предоставления услуг:
внедрение качественно новых требований к раскрытию информации финансовыми организациями в целях обеспечения прозрачности финансовых услуг;
введение дополнительных требований к созданию и функционированию объединений финансовых организаций;
совершенствование подходов к контролю за экономической концентрацией на рынке финансовых услуг с точки зрения обеспечения полноты оценки последствий сделок и иных действий, осуществляемых хозяйствующими субъектами, для состояния конкуренции;
разработка стандартов финансовых услуг.
18. Участие в подготовке и реализации Дорожных карт в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, предусматривающее в том числе введение показателя «Развитие конкуренции».
19. Мониторинг и контроль за исполнением принятых решений по совершенствованию функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в рамках деятельности рабочей группы № 1 Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
20. Устранение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности; перевода в разряд бесплатных государственных услуг, необходимых для ведения бизнеса.
21. Обеспечение условий конкуренции при введении (изменении) таможенно - тарифных и нетарифных мер в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе в условиях членства Российской Федерации в ВТО.
22. Развитие международного сотрудничества в области защиты и развития конкуренции (взаимодействие в форматах ЕС, ОЭСР, ВТО, АТЭС, БРИКС).
23. Обеспечение реализации конкурентной политики с учетом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
24. Проведение совместных расследований (в том в отношении международных картелей) с конкурентными ведомствами стран СНГ, ЕС, БРИКС и США, а также с участием налоговых органов, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и Интерпола, создание в этих целях 2-3 сторонних комиссий.
25. Повышение к 2018 году позиции ФАС России в Рейтинге эффективности конкурентных ведомств Всемирного обзора по конкуренции до 10 места.
26. Создание прозрачной системы предоставления и контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций, в том числе единого реестра по рассмотрению заявлений на предоставление государственных (и) или муниципальных преференций и единого общедоступного портала по предоставленным государственным и (или) муниципальным преференциям.
27. Разработка стандартов раскрытия информации организациями-застройщиками (должны быть представлены на едином электронном сайте в сети «Интернет»), а также порядка контроля за соблюдением требования по раскрытию информации.
28. Укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами прокуратуры, налоговыми и иными государственными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в целях повышения эффективности проведения совместных мероприятий и расширения информационного обмена.
29. Совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и бизнес - сообщества в рамках системы «Открытое правительство» на основе Совета по конкуренции, общественно-консультативных и экспертных советов при ФАС России.
30. Включение в показатель эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти критерия «создание условий развития конкуренции».
31. Внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001 в федеральных органах исполнительной власти на основе опыта ФАС России.
32. Широкое применение в практической деятельности антимонопольных органов методов экономического анализа и информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов в целях выявления сопоставимых рынков.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь