Проект приказа «Об утверждении Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации»

01 июня 2012, 14:38
Подтип документа:

В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы (пункт 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96) Управлением контроля финансовых рынков размещен проект приказа «Об утверждении Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации» (далее − проект приказа).
Срок проведения указанной независимой экспертизы по проекту приказа: с 31.05.2012 по 09.06.2012.
Экспертные заключения по проекту приказа могут быть направлены по электронному адресу: delo@fas.gov.ru или по адресу: ул. Садовая-Кудринская, 11, Москва, Д-242, ГСП-5, 123995.


Проект

 

 

Об утверждении Методики определения необоснованно высокой
и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации


В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (ч. I), ст. 3434; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 18, ст. 1941, № 27, ст. 3126, № 45, ст. 5141; 2009, № 29, ст. 3601, ст. 3610, ст. 3618, № 52 (ч. I), ст. 6450, ст. 6455; 2010, № 15, ст. 1736, № 19, ст. 2291, № 49, ст. 6409; 2011, № 10, ст. 1281, № 27, ст. 3873, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 30 (ч.I), ст. 4590, № 48, ст. 6728, №50, ст. 7343)
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель  И.Ю. Артемьев


Приложение
к приказу ФАС России
от _________ №______


Методика определения необоснованно высокой и
необоснованно низкой цены услуги кредитной организации

1. Настоящая Методика разработана на основании Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (ч. I), ст. 3434; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 18, ст. 1941, № 27, ст. 3126, № 45, ст. 5141; 2009, № 29, ст. 3601, ст. 3610, ст. 3618, № 52 (ч. I), ст. 6450, ст. 6455; 2010, № 15, ст. 1736, № 19, ст. 2291, № 49, ст. 6409; 2011, № 10, ст. 1281, № 27, ст. 3873, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 30 (ч. I), ст. 4590, № 48, ст. 6728, № 50, ст. 7343) (далее – Закон о защите конкуренции) и используется в случаях, требующих анализа и оценки цен на услуги кредитной организации при осуществлении ею банковских операций, в том числе:
а) при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления кредитной организацией (несколькими кредитными организациями, входящими в одну группу лиц), занимающей доминирующее положение, необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на свои услуги;
б) при проведении исследований и мониторинга товарных рынков, в том числе с целью выработки рекомендаций по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства в форме установления, поддержания необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитных организаций;
в) при выявлении ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий кредитных организаций.
2. В настоящей Методике используются понятия, определенные в статьях 4 и 9 Закона о защите конкуренции.
Определение необоснованно высокой или необоснованно низкой цены услуги кредитной организации в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на установлении, в том числе, существенного отличия такой цены от конкурентной цены банковской услуги, то есть цены, по которой банковская услуга может быть оказана в условиях конкуренции.
Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.
3. Настоящая Методика не применяется к банковским услугам, рынок предоставления которых существует менее одного года.
4. Выявление необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации включает следующие этапы:
а) проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, на котором обращается рассматриваемая банковская услуга;
б) установление наличия доминирующего положения кредитной организации на соответствующем товарном рынке;
в) выявление сопоставимого товарного рынка;
г) определение цены, установленной на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;
д) сопоставление исследуемой цены с конкурентной ценой банковской услуги;
е) составление аналитического отчета.
В случае, если в качестве конкурентной цены банковской услуги не используется цена услуги на сопоставимом товарном рынке, выявление сопоставимого товарного рынка и определение цены, установленной на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции, могут не проводиться.
5. В качестве исходной информации для проведения процедуры выявления необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации могут использоваться в том числе:
- данные государственной статистической отчетности;
- сведения налоговых и иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций, наделенных правами данных органов;
- сведения, полученные от Центрального банка Российской Федерации;
- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов по запросам в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции;
- данные независимых экспертов и специалистов;
- данные информационных центров и объединений потребителей/поставщиков услуг;
- данные собственных исследований антимонопольного органа;
- данные социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;
- обращения физических и юридических лиц.
6. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденным федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
7. Доминирующее положение кредитной организации устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и привил установления доминирующего положения кредитной организации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 27, ст. 3296).
8. Основным этапом выявления необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации является сопоставление исследуемой цены с конкурентной ценой банковской услуги, которое включает выявление отклонения исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги.
9. В качестве конкурентной цены банковской услуги антимонопольный орган вправе рассматривать цену услуги на сопоставимом товарном рынке либо цену на услуги, установленную хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, но не занимающими доминирующее положение.
При определении цены на услуги, установленной хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, в расчет должно приниматься такое количество указанных хозяйствующих субъектов, при котором отсутствие в расчете иных хозяйствующих субъектов не влияет на вывод об уровне конкурентной цены.
10. Для признания товарного рынка сопоставимым антимонопольному органу необходимо учитывать:
- объем реализуемых услуг за год;
- состав покупателей и поставщиков услуг;
- условия доступа на товарный рынок;
- условия платежей;
- применяемые гарантии и санкции;
- государственное регулирование, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование;
- иные существенные условия.
11. Антимонопольный орган вправе использовать для сопоставления не только банковскую услугу, аналогичную рассматриваемой, то есть, имеющую такие же характерные для такой услуги существенные свойства, но и взаимозаменяемую услугу. Для признания услуг взаимозаменяемыми необходимо соответствие признакам, перечисленным в пункте 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
При сопоставлении услуги кредитной организации со взаимозаменяемой услугой необходимо, в том числе, учитывать источники ценообразования таких услуг.
12. Антимонопольный орган вправе использовать в качестве сопоставимого товарный рынок, на котором обращается рассматриваемая банковская услуга, за иной временной интервал.
13. Выявление отклонения исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги производится по формуле:

                            Ци - Цк
О = ___________________ *100,
                                Цк

где:
О – отклонение исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги;
Ци – исследуемая цена услуги кредитной организации;
Цк – конкурентная цена банковской услуги.
Отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги признается существенным, если отклонение в большую или меньшую сторону составляет не менее 20%. Такое отличие свидетельствует о необоснованно высокой или необоснованно низкой цене на услуги кредитной организации соответственно.
При существенном отличии исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги такое отличие не влечет признание исследуемой цены банковской услуги необоснованно высокой, если эта цена не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов.
14. В случае, если в качестве конкурентной цены банковской услуги используется цена услуги на сопоставимом товарном рынке, нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления кредитной организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на свои услуги может быть установлено при наличии в совокупности следующих условий:
1) уровень концентрации на сопоставимом товарном рынке является низким или умеренным и при этом ниже, чем на товарном рынке, на котором обращается рассматриваемая банковская услуга;
2) исследуемая цена услуги кредитной организации была постоянно существенно выше (ниже) цены на услуги на сопоставимом товарном рынке в течение всего периода, в отношении которого проводится сопоставление цен на услуги кредитной организации.
15. По результатам исследования составляется аналитический отчет. Содержание аналитического отчета должно соответствовать последовательности процедуры исследования и включать:
- основание и цель исследования;
- источники используемой информации;
- временной интервал исследования;
- описание рассматриваемой услуги кредитной организации;
- результаты анализа и оценки состояния конкурентной среды на соответствующем товарном рынке;
- установление наличия доминирующего положения кредитной организации;
- условия и результаты выбора сопоставимого рынка (при необходимости);
- выводы по результатам сопоставления исследуемой цены с конкурентной ценой банковской услуги.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь