Проект постановления Правительства РФ "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"

09 декабря 2009, 17:57
Подтип документа:
проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от "__" _________2009 г. № ____

МОСКВА
О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей


В целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах, транспортных терминалах и внутренних водных путях в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путях.
2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 3-месячный срок утвердить:
методику расчета технической возможности портов, транспортных терминалов и инфраструктуры внутренних водных путей;
типовое соглашение между владельцами технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути в целях организации и обеспечения непрерывности технологического процесса оказания услуг.
3. Федеральной антимонопольной службе до 1 июля 2010 г. подготовить совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, заинтересованными ведомствами и организациями и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации с учетом требований, установленных в Правилах, утвержденных настоящим постановлением.
4. Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе в срок до 1 июля 2010 г. подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по мерам, направленным на исключение перекрестного субсидирования при установлении тарифов (портовых сборов) на услуги в морских, речных портах, транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
5. Федеральной службе по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в срок до 1 июля 2010 г. утвердить положение об установлении предельного минимального тарифа на услуги субъектов естественной монополии на морском и внутреннем водном транспорте.
6. Правила, утвержденные настоящим Постановлением, вступают в силу по истечении 3 месяцев со дня его подписания.



Председатель Правительства
Российской Федерации В. Путин

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _________ 2009 г. № ___

П Р А В И Л А
обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения доступа пользователей к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей с целью предупреждения создания условий, которые ставят пользователя (нескольких пользователей) в неравное положение по сравнению с другим пользователем (другими пользователями) при доступе к объектам инфраструктуры портов, транспортных терминалов, внутренних водных путей и к услугам в портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины:
"объекты инфраструктуры" - непосредственно задействованные в процессе оказания услуг в порту, транспортном терминале, внутреннем водном пути портовые и судоходные гидротехнические сооружения, грузовые и пассажирские причалы, пристани, шлюзы, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, осветительное оборудование, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения водных путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо-, топливо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту;
"транспортный терминал" - совокупность объектов инфраструктуры, технологически связанных между собой и используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания транспортных средств или пассажиров (железнодорожные станции и вокзалы, грузовые автостанции, автовокзалы, контейнерные площадки, морские и речные причалы, пристани, морские и речные вокзалы и др);
"портовые компании" - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывающие свои услуги пользователям на территории и акватории морских, речных портов и на подходах к ним, транспортных терминалов и внутренних водных путей на условиях публичного договора, в том числе: операторы транспортных терминалов, погрузо-разгрузочные компании, складские, лоцманские, буксировочные, экологические, навигационные, шипчандлерские, сюрвейерские, спасательные, охранные, транспортно-экспедиционные, логистические, агентские и другие организации;
"портовые услуги" - услуги, оказываемые портовыми компаниями пользователям в морских, речных портах, транспортных терминалах, на объектах инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе на причалах, расположенных на территории судостроительных, судоремонтных, лесозаготовительных, сельскохозяйственных и других промышленных предприятий;
"пользователи" - грузоотправители, грузополучатели, судовладельцы, перевозчики, пассажиры иные физические или юридические лица;
"техническая возможность портов, транспортных терминалов и внутренних водных путей" - расчетная величина, определяемая нормативами пропускной способности объектов инфраструктуры порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути, в том числе нормативами для погрузо-разгрузочного оборудования, причала, транспортного терминала, шлюза, канала, вокзала, пунктов таможенного и пограничного контроля.
3. Настоящие Правила обязательны для применения всеми портовыми компаниями, владельцами объектов инфраструктуры и пользователями.
4. Правила плавания и стоянки судов, обязательные постановления, касающиеся деятельности в портах и другие подзаконные акты, применяемые в морском и внутреннем водном транспорте, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
5. Настоящие Правила распространяются как на предоставление портовых услуг, так и на доступ портовых компаний к объектам инфраструктуры порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути, с использованием которых оказываются портовые услуги.

II. Общие принципы доступа к портовым услугам

6. В целях обеспечения доступа пользователей к портовым услугам портовые компании обязаны:
а) не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного пользователя (нескольких пользователей) по сравнению с другим пользователем (другими пользователям) при оказании услуг в портах, транспортных терминалах, внутренних водных путях;
б) проводить в отношении пользователей единую ценовую (тарифную) политику, касающуюся оказания услуг в портах, транспортных терминалах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
в) заключать договоры, не допускающие создание условий, ставящих одних пользователей в неравное положение по сравнению с другими пользователями в сопоставимых условиях;
г) обеспечивать доступность для всех участников перевозочного процесса на водном транспорте информации о перечне услуг, порядке их выполнения, тарифах и сборах;
д) обеспечивать прозрачность своей деятельности, публичность условий реализации услуг и инвестиционных программ.
7. Доступ портовых компаний на рынки портовых услуг и к объектам инфраструктуры порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути, находящихся в государственной собственности, обеспечивается посредством:
а) устранения административных барьеров входа на рынки портовых услуг;
г) обеспечения пользователей возможностью выбора портовой компании;
б) сдачи в аренду, передачи во владение, пользование, собственность каждого причала отдельным независимым (неаффилированным между собой и с владельцами причалов и других объектов инфраструктуры) хозяйствующим субъектам, а также при согласовании сооружения новых причалов и принудительном разделении стивидорной компании, на независимые компании согласно статье 38 Федерального закона "О защите конкуренции", при систематическом нарушении антимонопольного законодательства;
в) аукционного (конкурсного) порядка заключения договоров аренды, договоров пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества (причалов, транспортных терминалов и других объектов инфраструктуры), причем раздельно по каждому причалу за исключение случаев, предусмотренных федеральными законами; соответственно включение в один аукционный лот нескольких причалов допускается лишь в случае необходимости обслуживания в данном порту крупных судов одновременно на нескольких причалах;
г) ограничения размера аренды, приватизации и продажи одному хозяйствующему субъекту (группе лиц) долей не более 35% причалов порта за исключение случаев, предусмотренных федеральными законами;
д) заключения между владельцами технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути соглашений, существенными условиями которых являются: организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг; установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути, ответственность сторон;
е) обеспечения раздельного по видам деятельности учета доходов и расходов портовыми компаниями и владельцами объектов инфраструктуры портов, транспортных терминалов, внутренних водных путей;
ж) определения порядка доступа портовых компаний к объектам инфраструктуры портов, транспортных терминалов, внутренних водных путей и на рынки портовых услуг;
к) определения перечня открытой информации, позволяющей обеспечить возможность потребителям сопоставления условий и порядка оказания услуг разными портовыми компаниями;
л) определения порядка рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования споров по вопросам доступа на рынки услуг и к услугам, оказываемым портовыми компаниями.

III. Порядок доступа к объектам инфраструктуры и портовым услугам

8. Портовые услуги предоставляются пользователям на основании договора об оказании услуг, который заключается на возмездной основе, как в простой письменной форме, так и в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе по разовым обращениям на оказание услуг.
9. Лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет портовой компании в письменной форме заявку об оказании услуг в портах, транспортных терминалах, внутренних водных путях. Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации, при этом для пользователей, являющихся перевозчиками, заявка в обязательном порядке содержит следующие основные сведения:
а) перечень временнны?х интервалов доступа к объектам инфраструктуры и портовым услугам;
б) расписание (частота) перевозок пассажиров и грузов;
в) перечень типов судов, на которых заявитель планирует выполнять перевозки;
г) адрес для направления подписанного проекта договора.
10. Портовая компания ведет реестр заявок, в котором фиксируется дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.
Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна всем пользователям. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте портовой компании и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу пользователей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются портовой компанией пользователям в день обращения.
11. Портовая компания рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет ее соответствия требованиям, установленным пунктом 9 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом портовая компания в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.
12. В случае если от заявителя в течение 15 рабочих дней со дня получения от портовой компании подписанного проекта договора, удовлетворяющего условиям поданной заявки, не поступает портовой компании подписанный заявителем договор или письменные замечания или предложения по договору, то заявка, на основании которой портовой компанией был подписан проект договора, считается аннулированной, а переданный заявителю портовой компанией подписанный проект договора по истечении указанного срока считается отозванным.
13. Портовая компания в течение 3 рабочих дней со дня устранения причин отказа, независящих от заявителя, уведомляет об этом заявителя, которому было отказано в заключении договора.
14. Портовая компания при наличии технической возможности обеспечивает на основании возмездных договоров иным хозяйствующим субъектам возможность оказывать аналогичные услуги, а также пользователям - самостоятельно (полностью или частично) обслуживать пассажиров и эксплуатируемые ими суда и другие транспортные средства в порту, транспортном терминале, внутреннем водном пути, в том числе в части обеспечения судов топливом, водой и другими продуктами.
15. При наличии нескольких заявок, предусматривающих выделение временны?х интервалов обслуживания, одновременное удовлетворение которых невозможно из-за ограниченной технической возможности объекта инфраструктуры, рассмотрение и подтверждение заявок осуществляются портовой компанией с учетом приоритета добросовестного использования и очередности предоставления заявок, зарегистрированных в реестре заявок, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.
16. Согласование и подтверждение заявок производятся портовой компанией в соответствии с технической возможностью объекта инфраструктуры.
17. Методика расчета технической возможности порта, терминала, внутреннего водного пути (далее - методика), а также порядок ее применения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Расчет технической возможности производится каждой портовой компанией в соответствии с методикой. Расчет технической возможности порта производится морской администрацией порта, исходя из "узких мест", определяющих пропускную способность порта.
18. Неиспользование потребителем в течение года более 20 процентов подтвержденных для него временны?х интервалов обслуживания дает право портовой компании объявить их свободными и расторгнуть договор с пользователем без возмещения пользователю связанных с таким расторжением убытков (с обязательным уведомлением в письменной форме пользователя, которому они первоначально были выделены). По истечении 5 дней со дня уведомления первоначального пользователя об объявлении временны?х интервалов обслуживания свободными другие пользователи могут подавать на них заявки.
19. При ограничении технической возможности портовая компания в течение 15 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявки уведомляет заявителя в письменной форме о том, на каких условиях и в каком объеме могут быть оказаны услуги и заключен договор.
20. В случае несогласия потребителя с решением портовой компании он вправе направить заявление, содержащее требование о представлении портовой компанией исходных данных и порядка расчета технической возможности порта, транспортного терминала, внутреннего водного пути. Портовая компания в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заявления представляет в письменной форме ответ с указанием необходимых данных.
21. В случае если отсутствует техническая возможность в полной мере удовлетворять все заявки (по объему или времени оказания услуг), портовая компания в течение 30 дней со дня направления отказа от удовлетворения заявки обязана разработать план мероприятий, направленных на обеспечение такой технической возможности. Указанный план мероприятий размещается на официальном сайте портовой компании в сети Интернет и направляется в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
22. Портовые компании обязаны вести раздельный по видам деятельности учет доходов и расходов в порядке, установленном федеральным органом власти в области транспорта.

IV. Раскрытие информации о портовых услугах и доступе к объектам инфраструктуры

23. Портовые компании и владельцы объектов инфраструктуры обеспечивают свободный доступ пользователей к информации о портовых услугах и доступе к объектам инфраструктуры путем ее размещения на официальном сайте портовой компании (администрации порта) в сети Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
24. К подлежащей свободному доступу информации о портовых услугах и доступе к объектам инфраструктуры относится следующая информация:
а) перечень портовых компаний и услуг, оказываемых каждой из них в порту, терминале, внутреннего водного пути (с указанием даты изменения перечня);
б) перечень операций, выполняемых в рамках услуги;
в) цены (тарифы, сборы) на услуги (с указанием услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование);
г) перечень существенных условий заключаемых договоров об оказании услуг или проекты соответствующих договоров;
д) нормативы пропускной способности порта, терминала, внутреннего водного пути и других объектов инфраструктуры;
е) порядок оказания услуг в условиях ограниченной технической возможности объектов инфраструктуры портов, терминалов, внутренних водных путей;
ж) сведения о технической возможности порта, терминала, внутреннего водного пути и объекта инфраструктуры;
з) сведения о мероприятиях по увеличению технической возможности порта, терминала, внутреннего водного пути и объекта инфраструктуры;
и) сведения о введении каких-либо временных ограничениях по доступу к услугам и сроках их окончания;
к) сведения о проводимых аукционах (конкурсах) по сдаче в аренду объектов инфраструктуры и выделению временны?х периодов обслуживания (условия, порядок, дата и время проведения);
л) сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых услуг.
25. Информация, указанная в пункте 24 настоящих Правил, не может быть отнесена к коммерческой тайне.
26. Информация, указанная в пункте 24 настоящих Правил, и вносимые в нее изменения не позднее 5 рабочих дней размещаются в сети "Интернет" на официальных сайтах порта, терминала, объекта инфраструктуры внутреннего водного пути, портовой компании, а также предоставляются по письменному запросу заявителей или пользователей: администрациями портов по подпунктам "а", "д", "ж", "з"; портовыми компаниями по подпунктам "б". "в", "г", "е", "и", "к", "л"; владельцами объектов инфраструктуры по подпункту "к".
27. Портовые компании и владельцы инфраструктуры в срок не менее чем за 45 дней представляют пользователям информацию о сроках планового введения каких-либо ограничений в отношении доступа к услугам в порту, терминале, внутреннем водном пути, объекте инфраструктуры, если данные ограничения влияют на оказание услуг по ранее подтвержденным заявкам, при условии, что иное не установлено другими нормативными правовыми актами.
28. Контроль за раскрытием информации портовыми компаниями в соответствии с настоящими Правилами осуществляет Федеральная антимонопольная служба или ее территориальные управления.
29. Портовые компании при информировании Федеральной антимонопольной службы или ее территориальных управлений о раскрытии информации, указанной в пункте 24 настоящих Правил, обязаны указывать источники ее опубликования.
30. Рассмотрение дел о нарушении условий и порядка доступа к услугам в портах, терминалах, внутренних водных путях и принятие по ним решений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите конкуренции".
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь