О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МУП «Сети Никеля» и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (исх. от 17.07.2017 № 338, вх. от 19.07.2017 рег. № 109711/17)

09 ноября 2017, 12:00
Тип документа:

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МУП «Сети Никеля» и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области

(исх. от 17.07.2017 № 338, вх. от 19.07.2017 рег. № 109711/17)


 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, а также на основании подпункта б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемый государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, и заявления (исх. от 17.07.2017 № 338, вх. от 19.07.2017 рег. № 109711/17) МУП «Сети Никеля» (далее – Заявитель, регулируемая организация), рассмотрев разногласия между МУП «Сети Никеля» и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по постановлению Комитета от 19.06.2017 № 26/1 «Об установлении МУП «Сети Никеля» тарифов на услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения» в части тарифов на оказываемые услуги водоснабжения, установлено следующее.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

Заявитель считает, что установленные Департаментом тарифы 2017 года экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов по статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2017 года в части оказываемых услуг водоснабжения в сумме 2 906,07 тыс. руб., данные расходы возникли в результате некорректного, по мнению МУП «Сети Никеля», расчёта органом регулирования численности основного производственного персонала.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленной на разногласия статье расходов ФАС России отмечает следующее.

МУП «Сети Никеля» заявлены разногласия по величине фонда оплаты труда производственного персонала по статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала». Разногласия по размеру фонда оплаты труда производственного персонала между сторонами заключаются в численности персонала, учтённой Комитетом при расчёте тарифов на оказываемые услуги водоснабжения 2017 года. Разногласия по размеру величины средней заработной платы между сторонами отсутствуют.

Предприятие выражает несогласие с принятой Комитетом численностью основного производственного персонала при расчёте фонда оплаты труда МУП «Сети Никеля» в количестве 41 чел. по двум регулируемым видам деятельности, а именно по водоснабжению в размере 22 чел.

На разногласия МУП «Сети Никеля» заявлена общая численность в размере 62 ед., а именно по водоснабжению - 32 чел. На момент установления тарифов 2017 года регулируемой организации была заявлена общая численность в размере 64 чел., а именно по водоснабжению - 33 чел.

ФАС России отмечает, что МУП «Сети Никеля» является новой ресурсоснабжающей организацией, которая в 2017 году впервые обратилась в адрес Комитета с заявлениями об установлении тарифов на водоснабжение. Ранее деятельность в сфере оказания услуг водоснабжения на территории городского поселения Никель и посёлка Приречный Печенегского района осуществляло МУП «Услуга». В настоящий момент Арбитражным судом Мурманской области вынесено решение о признании МУП «Услуга» банкротом и об открытии конкурсного производства.

В письменных мнениях органа регулирования, представленных в ответ на заявления о разногласиях письмом от 16.08.2017 № 125979/17 (далее – Письменные мнения), Комитет обращает внимание на то, что обосновывающие материалы были подготовлены предприятием некачественно, а именно:

- отсутствовали обосновывающие документы по статьям «Химреагенты», «Горюче-смазочные материалы», «Материалы и малоценные основные средства», «Охрана труда», «Амортизация»;

- отсутствовали документы, подтверждающие наличие на балансе МУП «Сети Никеля» автотранспортных средств;

- в положении об учетной политике предприятия не был предусмотрен порядок учета расходов на автотранспорт;

- в штатном расписании от 15.03.2017 отсутствовало четкое распределение численности работников на объекты водоснабжения и водоотведения;

- отсутствовал расчёт нормативной численности.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, органом регулирования было принято решение о запросе дополнительных материалов со стороны регулируемой организации с целью вынесения правомерного решения и установления экономически обоснованных тарифов для МУП «Сети Никеля» 2017 года.

Однако, в Письменных мнениях орган регулирования обращает особое внимание на то, что при дальнейшем неоднократном представлении в Комитет обосновывающих документов МУП «Сети Никеля» не подтверждало ранее заявленные требования, а наращивало затраты и включало в состав необходимой валовой выручки новые с целью увеличения уровня тарифов, тем самым акцентируя внимание ФАС России на отсутствие системного подхода у МУП «Сети Никель» к расчётам при формировании документов в рамках проведения тарифной кампании 2017 года.

Так, предприятие в дополнение к ранее направленному первоначальному штатному расписанию от 15.03.2017, в котором общая численность основного производственного персонала составляла в общем по двум регулируемым видам деятельности 53 чел., представила новое штатное расписание от 01.06.2017 с разбивкой численности по регулируемым видам деятельности, в котором численность основного производственного персонала возросла до 64 чел.

При этом, в Письменных мнениях указано, что у организации, ранее осуществляющей деятельность на территории г.п. Никель и п. Приречный – МУП «Услуга», численность персонала, принятая для расчёта тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2016-2018 гг., в целом по предприятию составила 51,1 ед., в том числе численность основного производственного персонала – 40,1 ед. В то время как МУП «Сети Никеля» осуществляет эксплуатацию тех же централизованных систем водоснабжения и водоотведения, что и «МУП «Услуга», используя те же производственные площадки и оборудование при неизменном технологическом процессе (информации об изменении основных фондов, схемы водоснабжения и водоотведения потребителей в орган регулирования на момент установления тарифов 2017 года, а также в ФАС России на рассмотрение разногласий не поступало).

В 2017 году МУП «Сети Никеля» впервые вышло на тарифное регулирование. Недвижимое и движимое имущество постановлением Администрации городского поселения Никель Печенегского района от 05.06.2017 № 47 исключено из состава муниципальной казны муниципального образования городское поселение Никель Печенегского района и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Сети Никеля». При этом, МУП «Сети Никеля» заключило муниципальный контракт на эксплуатацию оборудования от 29.07.2017 № 04/03-2017 с МУП «Услуга» (то есть, МУП «Услуга» фактически эксплуатирует и содержит оборудование по договору аутсорсинга), а также муниципальный контракт об оказании услуг по специальному заданию от 13.06.2017 № 601/К/2017 с ООО «Аргент-Т» (с целью проведения анализа проекта штатного расписания, в том числе расчёта нормативной численности, необходимой для полноценного функционирования регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения).

По итогам проведения анализа расчёта, выполненного ООО «Аргент-Т», ФАС России выявлен ряд несоответствий Рекомендациям по нормированию труда работников водопроводно - канализационного хозяйства, утверждённым приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 г. № 66 (далее – Приказ № 66). Так по расчёту ООО «Аргент-Т» численность, относимая на услугу водоотведения (по участку станция биологической очистки – очистные сооружения канализации, в частности по электромонтёрам по ремонту и обслуживанию электрооборудования в количестве 2-ух чел., а также слесарям ремонтникам в количестве 2-ух чел.), рассчитана по таблице 21 Приказа № 66, которая, в свою очередь, относится к услуге водоснабжения, а именно к насосным установкам подкачки воды, что также является некорректным. В дополнение к ранее изложенным фактам, ФАС России отмечает, что должность – Механик компрессорных установок в количестве 8-ми человек, заявленная МУП «Сети Никель» и в штатном расписании и принятая в расчёт ООО «Аргент-Т», по мнению Федеральной антимонопольной службы, является необоснованной, так как при подробном анализе технологического процесса МУП «Сети Никель» выявлено отсутствие компрессорных установок на предприятии, что подтверждает некорректность подхода, применённого при расчёте нормативной численности как регулируемой организацией, так и ООО «Аргент-Т» Одновременно, ФАС России указывает на то, что в самом расчёте, проведённом ООО «Аргент-Т», не указаны конкретные параметры ни по протяженности сетей, ни по производительности насосных установок.

В рамках рассмотрения разногласий ФАС России проанализирована фактическая численность, сложившаяся на текущий момент за сентябрь по состоянию на 21.09.2017 по данным МУП «Сети Никеля», а также за август 2017 года по данным МУП «Услуга», отражённая в форме П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» по регулируемым видам деятельности водоснабжению и водоотведению, которая составила за август 71 чел., по водоснабжению - 29,4 чел., за сентябрь по состоянию на 21.09.2017 - 64 чел. ., по водоснабжению – 23 чел. (данные о фактической численности представлены в рабочем порядке со стороны МУП «Сети Никеля» в электронном виде в формате excel, без подписи и не заверенные оттиском печати).

С учётом отсутствия данных о фактической численности за полный год, ФАС России рассчитана плановая численность персонала регулируемой организации в соответствии с Приказом № 66, и скорректирована с учётом представленного МУП «Сети Никеля» штатного расписания, утверждённого на 2017 г.

ФАС России также произведён расчёт нормативной численности в соответствии с Приказом № 66, по результатам которого численность составила по водоснабжению 23,36 чел. (23 чел.), что выше утверждённой органом регулирования для МУП «Сети Никеля» при формировании тарифов на услуги водоснабжения на 1,36 чел.

С учётом того, что в результате проведённого ФАС России расчёта величина фонда оплаты труда основного производственного персонала превышает величину, учтённую Комитетом при расчёте необходимой валовой выручки МУП «Сети Никеля» 2017 года, требования Заявителя в части увеличения численности основного производственного персонала по участку водоснабжение на 1,0 чел. (округление в сторону уменьшения) частично удовлетворены.

Также, ФАС России проанализирована численность административно-управленческого персонала, которая была рассчитана органом регулирования исходя из положений, закреплённых в Приказе № 66, и составила 19 чел., данная численность МУП «Сети Никеля» не оспорена на разногласиях.

В условиях того, что единственными нормативно-правовым актом в части определения нормативов численности работников в сфере водоснабжения и водоотведения являются Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 66, а также в связи с тем, что общая численность основного производственного персонала МУП «Сети Никеля» составила по расчёту ФАС России 43,0 чел., общая численность с учётом цехового персонала 50,0 чел., при расчёте численности административно-управленческого персонала (далее – АУП) применен метод интерполяции, ввиду того, что доля АУП в общей численности составляет 38 %, то есть фактически составляет половину от общего персонала регулируемой организации, и среднесписочная численность работников (основного производственного персонала) составляет менее половины числовых значений предельных интервалов указанных в таблице №1 Приказе № 66. Так возможность применения метода интерполяции закреплена приказами Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 03.04.2000 № 68 и от 12.10.1999 № 74.

Данная позиция также находит отражение в Определении Верховного суда от 1 декабря 2016 г. № 75-АПГ16-9.

Одновременно ФАС России сообщает о том, что по информации, представленной со стороны органа регулирования, численность административно-управленческого персонала, учтённая Комитетом при установлении тарифов на 2016 год для МУП «Услуга» составила 5,5 чел.

Исходя из вышеизложенного, ФАС России не ясна целесообразность учёта численности АУП МУП «Сети Никеля» в размере 19,0 чел. при расчёте тарифов МУП «Сети Никеля» 2017 года, что в 3,5 раза выше предыдущего года в условиях того, что МУП «Сети Никеля» эксплуатируют те же производственные площадки и оборудование, что и МУП «Услуга» при неизменном технологическом процессе.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

 

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Комитет по тарифному регулированию Мурманской области нарушившим пункты 24 и 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

2. Частично удовлетворить требования МУП «Сети Никеля».

3. Предписать органу регулирования в срок до 15.11.2017 устранить нарушения, допущенные Респондентом при расчёте тарифов МУП «Сети Никеля» на 2017 год по постановлению Комитета от 19.06.2017 № 26/1 «Об установлении МУП «Сети Никеля» тарифов на услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения», и учесть при установлении тарифов на 2017 год для МУП «Сети Никеля» средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке МУП «Сети Никеля» 2017 года по статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», полученные в результате увеличения численности основного производственного персонала по участку водоснабжение на 1,0 чел.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований МУП «Сети Никеля».

5. Органу регулирования Мурманской области проанализировать численность административно-управленческого персонала МУП «Сети Никеля» при установлении тарифов на 2018 год исходя из положений, закреплённых в Приказе № 66, с учётом данных по аналогичным с МУП «Сети Никеля» организациям, оказывающим услуги водоснабжения на территории Мурманской области в сопоставимых условиях (с учётом протяженности и объёмов реализации услуг, технологического процесса, штатного расписания, фактического и планового, учтённого органом регулирования для аналогичных регулируемых организаций, фонда оплаты труда), а также исходя из материалов, представленных со стороны МУП «Сети Никеля», а именно штатного расписания, форм федеральной статистической отчётности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», и иных материалов, подтверждающих наличие трудоустроенных в МУП «Сети Никеля» штатных единиц).

6. Органу исполнительной власти Мурманской области в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установить тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям МУП «Сети Никеля» на 2017 г., с учётом пункта 3 настоящего приказа и на 2018 г. с учётом пункта 5 настоящего приказа.

7. Органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия настоящего приказа проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3 и 5 настоящего приказа;

- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам установления необходимой валовой выручки и тарифов МУП «Сети Никеля» 2017 и 2018 гг. в части оказываемых услуг водоснабжения.

      1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

         

 

 

Руководитель                                                                                       И.Ю. Артемьев

 

Приложенные файлы
Приказ_№_1429-17-1510218005.pdf (216,6 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь