О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ПКХ «Водоотведение» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам

15 марта 2018, 00:00
Тип документа:

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ПКХ «Водоотведение» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам


 


 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, подпунктом (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, на основании заявления ООО «ПКХ «Водоотведение» (исх. от 19.12.2017 № 794, вх. от 29.12.2017 рег. № 201635/17), рассмотрев разногласия между ООО «ПКХ «Водоотведение» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по постановлению Комитета от 23.11.2017 № 94 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Предприятие Коммунального Хозяйства «Водоотведение» на водоотведение (территория оказания услуг – Сегежское городское поселение)», установлено следующее.

Заявитель считает, что Комитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части определения и включения в состав необходимой валовой выручки расходов на арендную плату ООО «ПКХ «Водоотведение» 2018 года, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 года в размере 464,4 тыс. руб.

Тариф ООО «ПКХ «Водоотведение» 2018 года на оказываемые услуги водоотведения составляет 22,845 руб./куб. м., необходимая валовая выручка составляет 53 036,6 тыс. руб.

Тарифы для ООО «ПКХ «Водоотведение» установлены органом регулирования на 2018 год методом экономически обоснованных затрат с учётом применения обществом с ограниченной ответственностью упрощенной системы налогообложения.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05. 2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленной на разногласия статье «Арендная плата» ФАС России отмечает следующее.

В поданном на разногласия заявлении ООО «ПКХ «Водоотведение» указывает на необходимость учёта экономически обоснованной величины затрат по статье «Арендная плата» как суммы величины арендной платы за пользование муниципальным имуществом и налога на добавленную стоимость (далее - НДС), как обязательного налогового платежа.

Общая сумма, заявленная регулируемой организацией, составила по водоотведению 3 044,3 тыс. руб. (сумма по договору аренды – 2 579,9 тыс. руб., НДС – 464,4 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 г., экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).

Комитетом при установлении тарифов для ООО «ПКХ «Водоотведение» на 2018 год расходы по арендной плате определены на уровне 2 579,9 тыс. руб., исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) только суммы амортизации, поскольку информацией о величине уплаты налога на имущество орган регулирования не располагал (дополнительного запроса со стороны органа регулирования в адрес регулируемой организации направлено не было).

Пунктом 6.1. договора аренды от 27.06.2017 № 96/17-3, заключенного между администрацией Сегежского городского поселения и ООО «ПКХ «Водоотведение» (далее — договор аренды от 27.06.2017 № 96/17-3), определена величина арендной платы за пользование муниципальным имуществом, предназначенного для обеспечения надежного и бесперебойного отведения хозяйственно-бытовых стоков в границах Сегежского городского поселения с использованием централизованной системы водоотведения, которая составляет 2 579,9 тыс. руб. без учёта НДС. В приложении № 1 к договору аренды от 27.06.2017 № 96/17-3 сумма амортизационных отчислений объектов централизованной системы водоотведения обозначена в аналогичном размере, то есть в сумме 2 579,9 тыс. руб. Согласно расчета ООО «ПКХ «Водоотведение» сумма налога на добавленную стоимость по договору аренды от 27.06.2017 № 96/17-3 составляет 464,4 тыс. руб.

ФАС России проанализирована динамика учёта расходов по статье «Арендная плата» с 2015 по 2017 гг. и выявлено следующее: до 2018 года органом регулирования расходы по данной статье учитывались в полном объёме по договорам с учётом НДС. В 2018 году при расчёте затрат по аренде имущества налог на добавленную стоимость исключен из состава необходимой валовой выручки ООО «ПКХ «Водоотведение».

В силу части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (часть 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отражение для категории потребителей «население» тарифов с включением налога на добавленную стоимость является требованием налогового законодательства Российской Федерации. Организация, начисляющая налоги по общей системе налогообложения, обязана предъявлять налог на добавленную стоимость при оплате соответствующих услуг.

Вместе с тем, частью 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Государственной налоговой службы от 20.03.1997 № ВЗ-2-03/260, арендатор перечисляет в бюджет налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы. Арендная плата не освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость.

 Ввиду наличия у регулируемой организации обязанности по выплате налога на добавленную стоимость, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, в условиях применения в ООО «ПКХ «Водоотведение» упрощенной системы налогообложения, ФАС России указывает на то, что подход органа регулирования противоречит принципам тарифного регулирования в сфере водоотведения, поскольку неучёт данной суммы создаёт неблагоприятные условия для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования, тем самым формирует в регулируемой организации убыточное состояние, в то время как бремя по выплате налога на добавленную стоимость фактически остаётся у ООО «ПКХ «Водоотведение».

В соответствии с пунктом 30 Методических указаний при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются налог на прибыль; налог на имущество организаций; земельный налог; водный налог и плата за пользование водным объектом; транспортный налог; прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов.

Поскольку пунктом 44 Основ ценообразования учёт расходов по статье «Арендная плата» предусмотрен только исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом, ФАС России считает целесообразным учитывать заявленную ООО «ПКХ «Водоотведение» в полном объёме сумму средств в размере 464,4 тыс. руб. по налогу на добавленную стоимость по договору аренды в составе подстатьи «Прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов» статьи «Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1) Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим пункты 24, 38 Основ ценообразования и 30 Методических указаний.

2) Удовлетворить требования ООО «ПКХ «Водоотведение», указанные в заявлении о разногласиях (исх. от 19.12.2017 № 794, вх. от 29.12.2017 рег. № 201635/17), связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам.

3) Предписать органу регулирования в срок до 01.04.2018 включительно устранить нарушения, допущенные Респондентом при установлении тарифов ООО «ПКХ «Водоотведение» на 2018 год постановлению Комитета от 23.11.2017 № 94 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Предприятие Коммунального Хозяйства «Водоотведение» на водоотведение (территория оказания услуг – Сегежское городское поселение)» и учесть средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «ПКХ «Водоотведение» 2018 года, не учтённые Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в общей сумме в размере 464,4 тыс. руб., по статье затрат «Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов».

4) Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения в срок до 01.04.2018 включительно:

- установить (ввести в действие) тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям «ПКХ «Водоотведение» на 2018 год, с учётом пункта 3 настоящего приказа, и определённого органом регулирования объёма реализации услуг.

5) Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Республики Карелия в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, принятие которого предписано пунктами 3 и 4 настоящего приказа;

- протокола заседания правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на котором принимались вышеуказанные решения;

- заключение экспертизы по результатам проверки материалов ООО «ПКХ «Водоотведение» по установлению тарифов на водоотведение.

6) Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

                                                                                                   

 

 

                               И.Ю. Артемьев

Приложенные файлы
Приказ_№_313-18-1521203877.pdf (194,6 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь