Приказ 621/18 от 11.05.2018

11 мая 2018, 00:00
Тип документа:

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Карелводоканал» и

Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам

 

                            

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, подпунктом (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, на основании заявления ООО «Карелводоканал» (исх. от 18.12.2017 № 1/ф, вх от 28.12.2017 № 200482/17, вх. от 25.01.2018 № 11142/18), рассмотрев разногласия между ООО «Карелводоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет, Респондент, орган регулирования) по постановлению Госкомитета от 17.11.2017 № 92 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25 ноября 2015 года № 201», установлено следующее.

Заявитель считает, что скорректированные Госкомитетом в 2018 году тарифы на оказываемые услуги водоотведения экономически не обоснованы, указывая на некорректный расчёт следующих параметров: объёма принятых сточных вод (в том числе по объёмам ливневой канализации и объёмам по абонентам), операционных расходов, сбытовых расходов, расходов на покупку электроэнергии, расходов на амортизацию, нормативной прибыли, расчётной предпринимательской прибыли, неподконтрольных расходов в части налога на имущество, платы за негативное воздействие, арендной платы, изменение условий договора аренды (программы капитального ремонта), а также недополученных и излишне полученных расходов. В связи с вышеизложенным ООО «Карелводоканал» считает принятое органом регулирования постановление Госкомитета от 17.11.2017 № 92 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25 ноября 2015 года № 201» не соответствующим нормам законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тариф ООО «Карелводоканал» 2018 года на оказываемые услуги водоотведения составляет 27,38 руб./куб. м., необходимая валовая выручка составляет 28 810,9 тыс. руб.

Тарифы для ООО «Карелводоканал» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации
от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным на разногласия в ФАС России статьям затрат и натуральным показателям Федеральная антимонопольная служба отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно пункту 14 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Органом регулирования в ответ на запрос ФАС России письмом от 16.02.2018 № 24639/18 представлены сведения о том, что тарифное дело по корректировке тарифов открыто органом регулирования по собственной инициативе, поскольку в нарушение пункта 14 Правил регулирования тарифов ООО «Карелводоканал» не представлены документы на корректировку тарифов на 2018 год.

Исходя из вышеизложенного в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов рассмотрение дела об установлении тарифов ООО «Карелводоканал» осуществлено на основании имеющихся в распоряжении Государственного комитета Республики Карелия сведений и материалов.

1) Натуральный показатель «Объём принятых сточных вод».

Одним из требований, указанным ООО «Карелводоканал» в заявлении о рассмотрении разногласий, является необходимость учёта объёма реализации услуг водоотведения на уровне 1 685,4 тыс. куб. м. (из которых 970,7 тыс. куб. м. приходится на ливневую канализацию, оставшийся объём в размере 714,7 тыс. куб. м. приходится на абонентов).

Разногласия по натуральному показателю возникли ввиду того, что органом регулирования учтён объём принятых сточных вод в размере 1 052,4 тыс. куб. м. (из которых 359,8 тыс. куб. м. приходится на ливневую канализацию, оставшийся объём в размере 692,6 тыс. куб. м. приходится на абонентов).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно пункту 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Пунктом 8 Методических указаний закреплено, что расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

ФАС России обращает внимание на то, что в Экспертном заключении о корректировке производственных программ и необходимой валовой выручки ООО «Карелводоканал» по питьевому водоснабжению и водоотведению на 2018 год (далее – Экспертное заключение на 2018 год) отсутствует метод расчёта объёма принятых вод, а указано только лишь то, что объём принятых сточных вод принят на уровне, установленном при регулировании тарифов на 2017 год.

При установлении тарифов ООО «Карелводоканал» на 2016-2018 гг. в Экспертном заключении обоснованности проектов производственных программ общества с ограниченной ответственностью ООО «Карелводоканал» по питьевому водоснабжению и водоотведению и расчёта соответствующих им тарифов (далее – Экспертное заключение) указано, что объёмы принятых сточных вод на каждый год долгосрочного периода регулирования приняты со снижением в размере 2 %, поскольку регулируемой организацией не представлены сведения о фактическом объёме принятых сточных вод с 2012 по 2014 гг.

Исходя из вышеизложенного, с учётом того, что регулируемой организацией как на момент установления тарифов ООО «Карелводоканал» 2016-2018 гг., так и на момент проведения корректировки тарифов ООО «Карелводоканал» 2018 года не представлены данные статистической отчётности, подтверждающие фактические объёмы реализации услуг за предыдущие периоды регулирования, ФАС России не усматривает в действиях органа регулирования по утверждению на 2018 год объёма принятых сточных вод на уровне предыдущего (2017) года признаков нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

2) Операционные расходы.

В заявлении регулируемой организацией предлагается учесть операционные расходы на уровне 26 088,5 тыс. руб., в то время как органом регулирования данные затраты учтены в размере 24 045,4 тыс. руб.

В составе операционных расходов Госкомитетом учтены производственные расходы в размере 10 156,0 тыс. руб. (химреагенты – 551,7 тыс. руб., материалы на эксплуатацию – 940,3 тыс. руб., расходы на оплату труда основного производственного персонала – 6 537,6 тыс. руб., отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда основного производственного персонала – 1 974,4 тыс. руб., прочие расходы – 152,1 тыс. руб.), ремонтные расходы в размере 5 981,2 тыс. руб. (текущий ремонт – 444,1 тыс. руб., мероприятия по энергосбережению, иные расходы – 274,6 тыс. руб., расходы на оплату труда ремонтного персонала – 4 041,9 тыс. руб., отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда ремонтного персонала – 1 220,7 тыс. руб.), административные расходы в размере 7 364,5 тыс. руб. (расходы на оплату труда административно-управленческого персонала – 5 280,4 тыс. руб., отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала – 1 594,7 тыс. руб., прочие расходы 1 220,7 тыс. руб.).

Регулируемая организация просит учесть учтены производственные расходы в размере 13 132,5 тыс. руб. (химреагенты – 417,5 тыс. руб., материалы на эксплуатацию – 1 823, тыс. руб., расходы на оплату труда основного производственного персонала – 7 584,9 тыс. руб., отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда основного производственного персонала – 2 290,6 тыс. руб., прочие расходы – 1 016,3 тыс. руб.), ремонтные расходы в размере 4 771,0 тыс. руб. (текущий ремонт – 677,9 тыс. руб., мероприятия по энергосбережению, иные расходы – 284,4 тыс. руб., расходы на оплату труда ремонтного персонала – 2 925,3 тыс. руб., отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда ремонтного персонала – 883,4 тыс. руб.), административные расходы в размере 7 895,7 тыс. руб. (расходы на оплату труда административно-управленческого персонала – 5 108,6 тыс. руб., отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала – 1 542,7 тыс. руб., прочие расходы 1 244,4 тыс. руб.).

Исходя из положений, закреплённых в пункте 79(1) Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

При этом, исходя из пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Одновременно пункт 33 Основ ценообразования гласит, что долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, указанных в данном пункте.

Органом регулирования при корректировке тарифов ООО «Карелводоканал» 2018 года пересмотрен базовый уровень операционных расходов в части химреагентов, а именно объём расходов на химреагенты скорректирован с учётом принятого на 2018 год (в сторону снижения) объёма реализации услуг. Также в части прочих административных расходов учтены затраты на оказание услуг по информационному обслуживанию и эксплуатации сегмента интегральной системы ресурсного мониторинга Карельского информационно-аналитического центра в размере 68,0 тыс. руб.

Согласно пунктам 33 и 60 Основ ценообразования, а также 95 Методических указаний, базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний только в части изменения фактического и прогнозного индексов изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов.

С учётом вышеизложенного, ФАС России выявлены нарушения органом регулирования пунктов 33, 60 Основ ценообразования, 95 Методических указаний, в связи с чем Госкомитету необходимо устранить нарушения, а именно привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации решение о корректировке тарифов на оказываемые услуги водоотведения, корректно установив базовый уровень операционных расходов согласно формуле 39 Методических указаний.

3) Сбытовые расходы.

В заявлении о разногласиях ООО «Карелводоканал» заявляет о необходимости снижения сбытовых расходов относительно учтённых органом регулирования на 2018 год на 254,3 тыс. руб. (учтено – 543,6 тыс. руб., заявлено – 289,3 тыс. руб.). Заявленное снижение обусловлено тем, что фактические расходы за 2016 год по услугам агента, который самостоятельно осуществляет приём сведений, формирование квитанций, сбор платежей граждан, ввиду отсутствия в регулируемой организации абонентского отдела, по 26 счёту составляет 289,3 тыс. руб. Данная сумма заявлена на разногласия в ФАС России со стороны ООО «Карелводоканал» по статье «Сбытовые расходы».

В Экспертном заключении на 2018 год орган регулирования указывает на то, что сбытовые расходы на 2018 год скорректированы с учётом требований Методических указаний, и приняты в размере 2 % от необходимой валовой выручки, относимой на население за отчётный период регулирования.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

При этом, определить необходимую валовую выручку, относимую на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, возможно в случае наличия данных, подтвержденных бухгалтерской и статистической отчетностью.

В письменном мнении органа регулирования от 05.02.2018 № 364/12-2/КЦТ-и указано, что имеющийся в распоряжении комплект документов не содержал копии бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий период регулирования, в этой связи размер резерва по сомнительным долгам Госкомитетом рассчитан исходя из фактических расходов организации за 2016 год, отнесённых к фактическому объему реализации услуг за 2016 год, умноженных на фактический объем реализации услуг, сложившийся по населению в 2016 году (36788,4/714,7 (фактический тариф)*528 (фактический объём реализации услуг)*2%). Фактические данные по данной организации принимались на основании официальной информации по стандартам раскрытия информации и мониторингов по фактической деятельности, предоставленных по Единой Информационно-Аналитической Системе (ЕИАС).

Так как на момент установления (корректировки) тарифов 2018 года регулируемой организацией не была представлена тарифная заявка по корректировке тарифов 2018 года, ввиду того, что в дополнительных материалах, представленных ООО «Карелводоканал» письмом от 10.11.2017 № 1712 не содержались данные бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующие периоды регулирования, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части снижения сбытовых расходов относительно утверждённых органом регулирования.

4) Покупная электроэнергия.

Регулируемой организацией заявлена на разногласия в ФАС России сумма средств по статье «Покупная электроэнергия» в размере 7 996,5 тыс. руб., органом регулирования при корректировке тарифов ООО «Карелводоканал» 2018 года расходы по данной статье учтены в размере 6 228,0 тыс. руб.

В поданном на разногласия заявлении ООО «Карелводоканал» указывает на несоответствие удельной нормы расхода электроэнергии в размере 0,77 кВт.ч./куб.м. к утверждённым объёмам электроэнергии по регулируемому виду деятельности.

Органом регулирования расчёт расходов на электроэнергию осуществлён исходя из применения прогнозной цены на потребляемую регулируемой организацией электроэнергию (по состоянию на 03.11.2017 средний тариф на электроэнергию для диапазона низкого напряжения по нерегулируемой цене составлял 7,39 руб./кВтч. (без учёта НДС), 8,72 руб./тыс. кВтч. (с учётом НДС)), темпа роста цен на электрическую энергию в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов в размере 104,0 %, объёмов потребления электроэнергии, рассчитанных с учётом показателей, утверждённых в производственной программе – объёма принятых сточных вод – 1 052,4 тыс. куб.м., удельного расхода электроэнергии — 0,77 кВт.ч./куб.м.. По расчёту органа регулирования затраты на электроэнергию для ООО «Карелводоканал» учтены на уровне 6 228,0 тыс. руб. (0,77 х 1 052,4 х 7,39 х 1,04 = 6 228,0 тыс. руб.).

Согласно пункту 95 Методических указаний расходы на электроэнергию корректируются по формулам 40, 40.1, 40.2. исходя из рассчитанных объёмных показателей, долгосрочного периода регулирования – удельного расхода и фактической цены электроэнергии.

По предварительным справочным данным Госкомитета тариф на электроэнергию для диапазона низкого напряжения по нерегулируемой цене по состоянию на январь 2018 года составит 6,61 руб./кВтч. (без учёта НДС), 81 руб./кВтч. (с учётом НДС), по состоянию на июль 2018 года – 6,07 руб./кВтч. (без учёта НДС), 7,17 руб./кВтч. (с учётом НДС).

ФАС России отмечает, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 19.01.2018 № 29) территория Республики Карелия включена в перечень территорий ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков .

         Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 19.01.2018 № 29 органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов в срок до 15 марта 2018 г. необходимо принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

С учётом изменения стоимости услуг электроэнергии, выраженные в поэтапном снижении в Республике Карелия тарифов на электроэнергию в 2018 году, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 29, Респонденту необходимо (с учётом наличия данных по утверждённому тарифу на электроэнергию в том числе на второе полугодие 2018 года) пересчитать расходы на электрическую энергию, учтённые при формировании необходимой валовой выручки ООО «Карелводоканал» на 2018 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.2018 № 29, по итогам пересчёта исключить излишне учтённую сумму средств из необходимой валовой выручки ООО «Карелводоканал» на 2018 год.

Поскольку по объёмам принятых сточных вод Заявителю отказано в удовлетворении требований, а удельный расход электроэнергии является долгосрочным параметром регулирования, который не подлежит корректировке в течение всего долгосрочного периода регулирования, органу регулирования пересчёт расходов на электроэнергию необходимой осуществить только исходя из изменения цены на электроэнергию согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 29.

С учётом вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения затрат по статье «Покупная электроэнергия».

5) Неподконтрольные расходы. («Арендная плата, в том числе изменение условий договора аренды (программа капитального ремонта)», «Налог на имущество», «Плата за негативное воздействие», «Налог на прибыль»).

5.1)     «Арендная плата, в том числе изменение условий договора аренды (программа капитального ремонта)».

Регулируемой организацией заявлены расходы на арендную плату объектов водоотведения в размере 2 396,5 тыс. руб.

Органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки ООО «Карелводоканал» 2018 года учтены расходы по статье «Арендная плата» в размере 1 725,7 тыс. руб.

Таким образом, разница, предложенная регулируемой организацией к дополнительному учёту, составляет 670,8 тыс. руб.

Согласно пояснениям ООО «Карелводоканал» необходимое увеличение расходов по статье «Арендная плата» на 2018 год на сумму 670,8 тыс. руб. возникло в связи с необходимостью заключения между ООО «Карелводоканал» и ИП А.А. Рябининой договоров аренды нежилых, офисных помещений.

С учётом анализа представленных ООО «Карелводоканал» документов по арендной плате органом регулирования дополнительно включены в состав необходимой валовой выручки 2018 года затраты на арендную плату объектов водоотведения в Хаампалампинском сельском поселении в соответствии с представленным дополнительным соглашением к договору аренды от 15.02.2011 в размере 68,7 тыс. руб. (разногласия по данной сумме отсутствуют) Экономическое обоснование предлагаемых ООО «Карелводоканал» к дополнительному включению в состав необходимой валовой выручки по водоотведению расходов на арендную плату офисных помещений в размере разницы в виде 678,1 тыс. руб. в комплекте документов представлено не было.

В условиях отсутствия у органа регулирования документов, подтверждающих экономическую обоснованность средств в размере 678,1 тыс. руб. на момент принятия тарифного решения 2018 года, ФАС России не усматривает признаков нарушения Респондентом требований законодательства Российской Федерации при применении вышеуказанного подхода при учёте затрат по статье «Арендная плата» в необходимой валовой выручке ООО «Карелводоканал» 2018 года.

Кроме того, регулируемой организацией заявлены к дополнительному включению как в ФАС России на разногласия, так и в орган регулирования на момент установления тарифов расходы на проведение ремонтных работ согласно представленной Программе капитального ремонта систем водоснабжения и водоотведения ООО «Карелводоканал» на 2018 год по Сортавальскому городскому поселению (изменение условий договора аренды дополнительным соглашением от 24.07.2015 № 2 к договору аренды системы коммунальной инфраструктуры от 18.02.2011 № 2) по водоотведению в общей сумме 3 301,5 тыс. руб. Данные расходы обусловлены несением регулируемой организацией бремени по самостоятельному финансированию и проведению капитального ремонта, что подтверждается пунктом 3 дополнительного соглашения № 2 к договору аренды системы коммунальной инфраструктуры от 18.02.2011 № 2, который гласит о том, что софинансирование работ Программы капитального ремонта арендодателем с 01.07.2012 осуществляться не будет.

ФАС России отмечает, что вышеуказанная программа согласована главой Сортавальского городского поселения в отсутствие данных о дате подписания документа. Также подпись главы Сортавальского городского поселения не заверена оттиском печати.

ФАС России обращает внимание на то, что фактические расходы регулируемой организации по капитальному ремонту согласно Отчёту об исполнении капитального ремонта систем водоснабжения и водоотведения ООО «Карелводоканал» по Сортавальскому городскому поселению за 2016 год, а также согласно актам о приёме выполненных работ за март – ноябрь 2016 года составили 614,626 тыс. руб. При этом органом регулирования по расходам на ремонт в 2018 году учтены расходы на уровне 5 981,2 тыс. руб., регулируемой организацией заявлено - 4 771,0 тыс. руб., разница составляет 1 210,2 тыс. руб., что выше фактических расходов за 2016 год, увеличенных на индексы потребительских цен Прогноза социально-экономического развития, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации в размерах 103,9 % (2016/2017), 103,7 % (2017/2018) (614,626 *1,037*1,039 = 662,22 тыс. руб.).

С учётом вышеизложенных доводов, принимая во внимание отсутствие на момент подачи документов в срок до 1 мая 2017 года тарифной заявки от ООО «Карелводоканал», Заявителю отказано в удовлетворении требований, поскольку расходы на ремонт учитываются не в составе неподконтрольных расходов, а в составе операционных, которые не подлежат корректировке в течение всего долгосрочного периода регулирования.

5.2)  «Налог на имущество», «Плата за негативное воздействие», «Налог на прибыль».

По статье «Налог на имущество» регулируемой организацией заявлена сумма к дополнительному учёту в размере 2,1 тыс. руб., по статье «Плата за негативное воздействие» в размере 69,1 тыс. руб.

Причины, согласно которым ООО «Карелводоканал» необходимы средства в размере выше учтённых органом регулирования, в заявлении о разногласиях Заявителем не указаны. В подтверждение заявленных ООО «Карелводоканал» расходов по вышеуказанным статьям затрат на разногласия в ФАС России обосновывающих материалов представлено не было, а именно налоговых деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду с приложением расчётов, отчётов о фактических параметрах осуществляемого водопользования, налоговых деклараций по налогу на имущество организаций.

Исходя из вышеизложенного, подтвердить обоснованность заявленных к дополнительному учёту средств по статьям «Налог на имущество» и «Плата за негативное воздействие» не представляется возможным, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по данным статьям затрат.

По статье «Налог на прибыль» регулируемой организацией заявлена сумма в размере 2 049,6 тыс. руб., органом регулирования учтена на уровне 1 790,2 тыс. руб.

Объектом налогообложения является нормативная и расчётная предпринимательская прибыль. С учетом отказа ФАС России в удовлетворении требований в части увеличения размера нормативной и расчётной предпринимательской прибыли, требования ООО «Карелводоканал» по статье «Налог на прибыль» признаны необоснованными.

6)    «Расходы на амортизацию».

Согласно пункту 89 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Расходы на амортизационные отчисления при корректировке тарифов ООО «Карелводоканал» 2018 года учтены органом регулирования на уровне 934,7 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены расходы в размере 2 008,5 тыс. руб.

Регулируемой организацией представлена на разногласия в ФАС России, а также в орган регулирования в качестве дополнительных материалов ведомость амортизации основных средств за декабрь 2016 года, а также расчёт амортизационных отчислений с указанием инвентарных номеров каждого основного средства, даты ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимости, суммы начисленной амортизации за отчётный период (годовую и месячную), остаточной стоимости на конец отчётного периода, амортизационной группы. Увеличение расходов по амортизационным отчислениям связано с принятием на баланс ООО «Карелводоканал» новых объектов канализационной сети.

Поскольку как на момент установления тарифов в орган регулирования, так и на разногласия в ФАС России не представлены первичные документы (инвентарные карточки), подтверждающие первоначальную стоимость основных средств (акты приема передачи объектов основных средств) по вновь введенным (принятым) на баланс объектам, ввиду того, что амортизационные отчисления принимаются только по фактически принятым на баланс основным средствам и нематериальным активам, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения затрат по статье «Расходы на амортизацию».

7)  «Излишне полученный и недополученный доход, расходы, понесённые в прошлые периоды регулирования (за 2014-2016 гг.)».

Регулируемой организацией письмом от 10.11.2017 № 1712 после ознакомления с направленным Госкомитетом в адрес ООО «Карелводоканал»  Экспертным заключением 2018 года, представлено в дополнение обращение о необходимости  включения в расчёт необходимой валовой выручки 2018 года расходов, по факту понесённых ООО «Карелводоканал» в 2016 году, а также недополученных доходов за 2016 год в общей сумме 4 242,1 тыс. руб., а именно по расходам на электроэнергию в размере 1 057,5 тыс. руб., ремонтным расходам в размере 614,6 тыс. руб., недополученному доходу, возникшему по причине снижения в 2016 году полезного отпуска в размере 2 570,0 тыс. руб.).

На разногласия регулируемой организацией заявлена сумма в размере 5 421,8 тыс. руб., а именно по недополученному доходу, возникшему по причине снижения в 2016 году полезного отпуска в размере 2 570,0 тыс. руб., расходам, понесённым, но не учтённым органом регулированием, в 2015 - 2016 гг. по расходам на электроэнергию в размере 1 057,5 тыс. руб., ремонтным расходам в размере 614,6 тыс. руб., а также дополнительно заявлены в ФАС России на разногласия расходы прошлого периода регулирования по договорам от 25.02.2014 № 3-а, от 10.02.2015 №4-а о передачи нежилых помещений в аренду между ИП Рябининой А.А. и ООО «Карелводоканал» в общей сумме 1 197,7 тыс. руб.

7.1) Недополученный доход, расходы, понесённые в предыдущие периоды регулирования.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

7.1.1) «Расходы на электроэнергию» за 2016 год.

ООО «Карелводоканал» расходы на электроэнергию, необходимые к возмещению в 2016 году, заявлены в размере 1 057,5 тыс. руб. Данная величина рассчитана регулируемой организацией исходя из произведения расхода электроэнергии в общей сумме 1 291,716 тыс. кВт.ч. (сумма расхода по участкам КНС и КОС в размере 1 073, 835 тыс. кВт.ч., а также расхода электроэнергии, необходимого для обогрева помещений по участкам КНС и КОС в размере 217, 881 тыс. кВт.ч.) на разницу (отклонение) между сложившейся в 2016 году фактической и учтённой в плановом режиме стоимости электроэнергии равной 0,82 руб./кВт.ч.руб./кВт. (фактическая цена - 6,59 руб./кВт.ч., утверждённая – 5,77 руб./кВт.ч.).

Органом регулирования по итогам анализа материалов, представленных ООО «Карелводоканал» в обоснование вышеуказанных затрат, учтены экономически обоснованные расходы по статье «Расходы на электроэнергию» в размере 88,1 тыс. руб., возникшие в связи с отклонением фактических значений параметров расчёта тарифов (а именно стоимости электроэнергии) и фактического объёма реализации услуг в 2016 году. При этом, на разногласия в ФАС России ООО «Карелводоканал» представлен в дополнение второй расчёт, где фигурирует сумма к дополнительному учёту в размере 793,0 тыс. руб., рассчитанная как произведение утверждённого в 2016 году объёма электроэнергии в размере 1 257,3 тыс. кВт.ч., разницы в цене электроэнергии в размере 0,82 руб./кВт.ч. и удельного расхода электроэнергии в размере 0,77 кВт.ч./куб.м.

ФАС России проведён анализ двух расчётов регулируемой организации и выявлены следующие несоответствия. Корректировка расходов электроэнергии производится согласно формуле 40.1 Методических указаний, в которой задействованы фактический объем отпуска воды (принятых сточных) вод, фактическая (расчетная) цена на электрическую энергию, а также удельный расход электроэнергии. В расчётах регулируемой организации не фигурирует фактический объем принятых сточных вод, кроме того, ни в ФАС России, ни в орган регулирования тарифов статистические данные, подтверждающие фактические объёмы реализации услуг, не представлены. В дополнение в расчёте Заявителя не корректно определена сложившаяся в 2016 году разница по цене в размере 0,82 руб. /кВт.ч., поскольку утверждённая на 2016 год цена электроэнергии принята в размере 6,43 руб./кВтч. (без учёта НДС), а фактическая цена составила 6,59 руб./кВтч. (без учёта НДС), тем самым разница составляет 0,16 руб./кВтч., вместо 0,82 руб. /кВт.ч.

На основании данных о фактической стоимости электроэнергии за 2016 год, представленных регулируемой организацией на заседание Правления, органом регулирования к дополнительному учёту принята сумма средств в размере 88,1 тыс. руб., полученная путем умножения фактического объема принятых от абонентов сточных вод (общий объём принятых сточных вод не подтверждён статистической отчётностью за 2016 год) на удельный расход электроэнергии (долгосрочный параметр регулирования) и разницу в фактической цене электроэнергии и предусмотренной при формировании расходов на электроэнергию за 2016 год (714,7 тыс. куб. м.*0,77 кВт./куб.м.*(6,59 руб./кВтч. (цена учтена по предложению регулируемой организации - 6,43 руб./кВтч.) = 88,1 тыс. руб.). Объёмы ООО «Карелводоканал» в размере 714,7 тыс. куб. м. приняты органом регулирования на основании подтвержденных регулируемой организацией стандартами раскрытия информации данных о пропущенных сточных водах от абонентов. Общий объем принятых сточных вод не был принят к расчету, поскольку для формирования общего объема ООО «Карелводоканал» предлагаются к учёту в том числе потери в размере 57,6% (от общего объема), что в свою очередь не подтверждено документально, в том числе формами федерального статистического наблюдения.

Исходя из вышеизложенного, в условиях отсутствия у органа регулирования на момент установления тарифов форм статистической отчётности, отражающих данные о фактическом объёме реализации услуг, ФАС России не усматривает в действиях органа регулирования по учёту затрат на электроэнергию ООО «Карелводоканал» 2016 года нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сфере водоснабжения и водоотведения.

7.1.2) «Расходы на ремонт» за 2016 год (капитальный ремонт систем водоснабжения и водоотведения ООО «Карелводоканал» по Сортавальскому городскому поселению за 2016 год).

Расходы на ремонт, заявленные ООО «Карелводоканал» в размере 614,6 тыс. руб., возникли ввиду проведения регулируемой организацией планово-предупредительных работ в 2016 году, которые не учитывались в составе ремонтных расходов при формировании базового уровня операционных расходов 2016-2018 гг.. Данные средства подтверждены Отчётом об исполнении капитального ремонта систем водоснабжения и водоотведения ООО «Карелводоканал» по Сортавальскому городскому поселению за 2016 год, а также актами о приёме выполненных работ за март – ноябрь 2016 года на сумму 614,626 тыс. руб.

Заявителю отказано в удовлетворении требований, поскольку расходы на ремонт учитываются не в составе неподконтрольных расходов, а в составе операционных, и не подлежат корректировке в течение всего долгосрочного периода регулирования.

7.1.3) «Расходы на аренду» за 2014-2015 гг.

ФАС России отмечает, что на момент установления тарифов для ООО «Карелводоканал» расходы согласно договорам от 25.02.2014 № 3-а, от 10.02.2015 № 4-а о передачи нежилых помещений в аренду между ИП Рябининой А.А. и ООО «Карелводоканал» на сумму 1 197,7 тыс. руб. не заявлялись, обосновывающие материалы не предоставлялись, в этой связи Заявителю отказано в удовлетворении требований.

7.1.4) «Недополученный доход, возникший по причине снижения в 2016 году полезного отпуска».

ООО «Карелводоканал» заявлена к возмещению сумма в размере 2 570,0 тыс. руб., полученная путём произведения среднегодового тарифа 2016 года в размере 50,69 руб./куб.м. и разницы между учтённым объёмом реализации услуг в размере 765,4 тыс. куб. м. и фактически сложившимся объёмом в размере 714,7 тыс. куб. м. (50,69 руб./куб.м.* (765,4 тыс. куб. м. -714,7 тыс. куб. м.).

Однако в подтверждение снижения объёмов реализации услуг не представлены формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ, которые подтверждают реально сложившиеся в 2016 году объёмы принятых сточных вод. Также ФАС России отмечает факт отсутствия в расчёте регулируемой организации экономии по условно-переменным статьям затрат.

В условиях того, что ни в орган регулирования на момент установления тарифов 2018 года, ни в ФАС России на разногласия регулируемой организацией не представлены формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ, ФАС России не усматривает признаков нарушения со стороны органа регулирования законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

7.2.) Излишне полученный доход.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Органом регулирования по итогам проведения корректировки тарифов ООО «Карелводоканал» 2018 года исключены экономически необоснованные расходы в размере 6 792,6 тыс. руб., ввиду внесённых дополнительным соглашением от 24.07.2015 № 2 к договору аренды системы коммунальной инфраструктуры от 18.02.2011 № 2, заключенному между администрацией муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и ООО «Карелводоканал» изменений суммы арендной платы. (согласно дополнительному соглашению сумма арендной платы снизилась в 2016 году на 6 792,6 тыс. руб.).

Вышеуказанное дополнительное соглашение представлено в ФАС России в рамках рассмотрения разногласий со стороны органа регулирования. В материалах, представленных в ФАС России Заявителем представлено не было.

Исходя из вышеизложенного ФАС России считает действия органа регулирования по исключению экономически необоснованной суммы средств по статье «Арендная плата» за 2016 год в соответствии согласно пункту 16 Основ ценообразования соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации.

8) Нормативная прибыль, расчётная предпринимательская прибыль.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

По нормативной прибыли регулируемой организацией в обоснование увеличения затрат на сумму в размере 55,6 тыс. руб. не представлено экономического и документального обоснования, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье.

Требования регулируемой организации относительно увеличения величины расчётной предпринимательской прибыли на сумму в размере 203,8 тыс. руб. заключаются в необходимости корректировки данного параметра в 2018 году относительно изменения величины текущих расходов и амортизации в 2018 году.

На момент установления тарифов регулируемой организацией на 2016 год заявлена расчётная предпринимательская прибыль на уровне 2,2 % от текущих расходов и амортизации. Исходя из заявки Госкомитетом принята в расчёт указанная ООО «Карелводоканал» величина на 2016-2018 гг. Данный параметр при проведении корректировки тарифов на оказываемые услуги водоотведения не подлежал корректировке и оставлен на уровне ранее учтённого при формировании долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

Поскольку согласно Методическим указаниям расчётная предпринимательская прибыль не относится к долгосрочным параметрам регулирования и не фигурирует в формуле корректировки необходимой валовой выручки согласно пункту 38 Методических указаний, следовательно, данный параметр учитывается на уровне учтённого на 2018 год при первоначальном установлении тарифов для ООО «Карелводоканал» на 2016-2018 годы без применения корректировки.

Исходя из вышеизложенного, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статьям «Нормативная прибыль» и «Расчётная предпринимательская прибыль».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1.  Частично удовлетворить требования ООО «Карелводоканал».

2. Признать орган регулирования Республики Карелия нарушившим требования законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно пунктов 33, 60 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также пункта 95 Методических указаний, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э.

3. Предписать органу регулирования Республики Карелия в срок до 31.06.2018 включительно устранить нарушения, допущенные Респондентом при корректировке тарифов ООО «Карелводоканал» на 2018 год по постановлению Госкомитета от 17.11.2017 № 92 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25 ноября 2015 года № 201», а именно привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации решение о корректировке тарифов на оказываемые услуги водоотведения, корректно установив базовый уровень операционных расходов согласно пункту 95 Методических указаний (по формуле 39 пункта Методических указания без пересчёта расходов на химреагенты и прочих административных расходов).

4. Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам в срок до 31.06.2018 включительно произвести перерасчёт расходов на электрическую энергию, учтённых при формировании необходимой валовой выручки ООО «Карелводоканал» на 2018 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29, по итогам пересчёта исключить излишне учтённую сумму средств из необходимой валовой выручки ООО «Карелводоканал» на 2018 год;

    1. 5. Органу регулирования Республики Карелия в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере водоотведения с 01.07.2018 установить (ввести в действие) тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям ООО «Карелводоканал» на 2018 г., с учётом пунктов 3 и 4 настоящего решения, и определённого органом регулирования объёма реализации услуг.

            1. 6. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Карелводоканал».

7. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Республики Карелия в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, принятие которого предписано пунктами 3, 4 и 5 настоящего приказа;

- протокола заседания правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на котором принимались вышеуказанные решения;

- заключение экспертизы по результатам проверки материалов ООО «Карелводоканал» по установлению тарифов на водоотведение.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

Руководитель                                                          И.Ю. Артемьев

Приложенные файлы
Приказ_№_621-18-1526475566.pdf (644,8 КБ)
Связанное управление
Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь