О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ИВ-консалтинг» и Региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края

07 июня 2018, 00:00
Тип документа:

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ИВ-консалтинг» и Региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края

 

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, на основании заявления ООО «ИВ-консалтинг»  (исх. от 11.01.2016 № 2, вх. от 13.01.2016 рег. № 1742/16), рассмотрев разногласия между ООО «ИВ-консалтинг» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, Респондент, орган регулирования) по приказу Департамента от 18.12.2017 № 135/2017-ВК «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.11.2015 № 78/2015-ОКК «Об устранении тарифов на питьевую воду и водоотведение», установлено следующее.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основами ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

По статье «Неподконтрольные расходы (в части расходов на отопление посредством использования дизельного топлива)».

В соответствии с подпунктом (б) пункта 39 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду. Аналогичные положения закреплены подпунктом 2 пункта 18 Методических указаний № 1746-э.

При проведении корректировки тарифов ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года органом регулирования из состава неподконтрольных расходов исключена сумма расходов на отопление в размере 1 069,21 тыс. руб., в то время, как указывает ООО «ИВ-консалтинг», предприятие несет расходы на отопление посредством использования дизельного топлива, плановый размер которых составляет по расчёту регулируемой организации в 2018 году сумму в размере 824,91 тыс. руб.

В расчете тарифа на холодную воду на 2018 год, представленном ООО «ИВ-консалтинг» в Департамент с заявлением о корректировке утвержденного долгосрочного тарифа на 2018 год, регулируемой организацией были заявлены расходы по статье «Расходы на теплоноситель» в размере 1 069,21 тыс. руб. (расходы на приобретение тепловой энергии) и расходы по статье «Расходы на топливо» в размере 37,27 тыс. руб. (расходы на приобретение дизельного топлива ДТ-Евро04).

В ходе анализа представленных документов органом регулирования расходы по статье «Расходы на топливо» приняты по заявке регулируемой организации в сумме 37,27 тыс. руб. Расходы по статье «Расходы на теплоноситель» из расчета тарифа исключены в полном объеме в связи с расторжением договора поставки тепловой энергии с МУП «Теплоэнергетик».

При утверждении тарифов на долгосрочный период с 2016 по 2018 годы в составе неподконтрольных расходов органом регулирования были учтены расходы на отопление, опираясь на фактические данные 2014 года, когда поставку тепловой энергии для производственных нужд все еще осуществляло МУП «Теплоэнергетик».

Однако, в 2015 году МУП «Теплоэнергетик» сообщило о закрытии нерентабельной котельной, снабжающей тепловой энергией производственные помещения ООО «ИВ-консалтинг», в результате чего в 2015 году договор поставки тепловой энергии был расторгнут, а отопление объектов ООО «ИВ-консалтинг» было переведено на альтернативные виды с помощью дизельных котлов (котлы отопительные напольные двухконтурные для дизельного топлива фирмы Kiturami в количестве пяти штук были закуплены для целей отопления помещений. Котлы Kiturami KSO в количестве 4 штук были установлены на объектах: на станции очистки воды (СОВ); в административном здании, включая вагон РСЦ (ремонтно сервисный центр); в помещении РЭУ (ремонтно-эксплуатационного управления), в том числе боксе РММ (ремонтные механические мастерские), гараже № 1, гараже № 2, боксе № 6, помещении РЭУ-2; в производственном здании ремонтно-механических мастерских, в том числе электроцехе, мастерской № 1, мастерской № 2, и 1 котел отопительный Kiturami TURBO используется для отопления: здания хлораторной, здания насосной станции). Таким образом, по мнению регулируемой организации, Департаменту необходимо было перераспределить расходы, связанные с отоплением на расходы на дизельное топливо. При корректировке тарифа в 2016 году на плановые 2017 и на 2018 годы аналогичные расходы так и были приняты органом регулирования в составе расходов на тепловую энергию в сумме 1 028,08 тыс. руб. и 1 069,21 тыс. руб. соответственно.

Письмами от 16.10.2017 № 1526 и от 15.12.2017 года № 1753, направленными в адрес органа регулирования, ООО «ИВ-консалтинг» были предоставлены пояснения и дополнительные материалы в качестве подтверждения экономической обоснованности расходов на топливо, а также заявлена плановая величина расходов на топливо для отопления.

Однако в письменных объяснениях, направленных в ФАС России на рассмотрение разногласий письмом от 02.03.2018 № 57-07-1217/18 (далее – письменные объяснения), орган регулирования указывает на факт отражения ООО «ИВ-консалтинг» расходов по списанию дизельного топлива в 2016 году по счету 26 «Административные расходы» по статье «Отопление административного здания». При этом согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 административные расходы включаются в состав базового уровня операционных расходов, который в свою очередь в соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 относится к долгосрочным параметрам регулирования и не подлежит пересмотру в течение всего периода действия тарифов согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406.

Также орган регулирования обращает внимание на то, что в соответствии с бухгалтерскими документами, представленными ООО «ИВ-консалтинг» в Департамент, на балансе предприятия числится только один котел Kiturami Turbo 50R, первоначальная стоимость которого составляет 47 457,63 руб., (расположен в административном здании), для работы которого списано в бухгалтерском учете дизельное топливо. Информация о других котлах у органа регулирования на момент корректировки тарифов 2018 года отсутствовала. По счету 01 «Основные средства» данные объекты не учтены, в плановом расчете предполагаемой амортизации на 2018 год, представленном ООО «ИВ-консалтинг», данные объекты также отсутствуют.

Одновременно в заявлении о рассмотрении разногласий ООО «ИВ-консалтинг» указывает на то, что ошибочно в данных аналитического бухгалтерского учета за 2016 год операции по списанию дизельного топлива для целей отопления отнесены на 26 счет ««Общехозяйственные расходы», как отопление административного здания. Данная ошибка устранена в 2017 году, тем самым расходы отнесены на 20 счет «Основное производство».

Также справочно ООО «ИВ-консалтинг» приведены в обоснование фактические данные о затратах на приобретение топлива для целей отопления в 2016 году, которые составили 625,36 тыс. руб.

Ввиду того, что на балансе регулируемой организации не числятся котлы отопительные напольные двухконтурные для дизельного топлива фирмы Kiturami в количестве четырёх штук, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения.

По статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)».

Согласно положениям Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э нормативная прибыль, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, включает в себя: средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Величина нормативной прибыли не может превышать 7 процентов суммы, включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

Ввиду отсутствия в регулируемой организации утвержденной инвестиционной программы, заявленная как на момент установления тарифов в орган регулирования, так и в ФАС России на разногласия величина нормативной прибыли в размере 339,42 тыс. руб. предусматривает финансирование мероприятий на социальные нужды работников.

В заявлении о разногласиях ООО «ИВ-консалтинг» указывает на отсутствие в регулируемой организации коллективного договора. В рамках подтверждения расходов, взамен коллективному договору регулируемой организацией представлены: приказы директора ООО «ИВ-консалтинг», которыми установлены социальные гарантии работникам за 2016 год (на выплату материальной помощи, на выплату средств в связи с рождением ребёнка, на закупку подарков детям); приказ ООО «ИВ-консалтинг» от 30.12.2014 № 174 «О материальном стимулировании сотрудников ООО «ИВ-консалтинг» и предоставлении им социальных гарантий и льгот»; договоры на оказание платных медицинских услуг (в рамках проведения санаторно-курортного лечения), ссылаясь на положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – ОТС, Отраслевое тарифное соглашение), согласно которым в случае отсутствия в Организации коллективного договора ОТС имеет прямое действие (пункт 1.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы). Так, главой 6 ОТС на 2017-2019 годы «Социальная защита» предусмотрен перечень социальных льгот, гарантий и компенсаций работникам предприятий сферы ЖКХ, в соответствии с которым регулируемой организацией произведен «Расчет суммы денежных средств для материального стимулирования работников ООО «ИВ - консалтинг» и предоставления им социальных гарантий и льгот за счёт нормативной прибыли на 2018 год» (на сумму 675 000,0 тыс. руб.).

В заявлении о разногласиях указано, что на 2016 год органом регулирования в составе статьи «Нормативная прибыль» учтены расходы на социальные нужды в размере 110,01 тыс. руб., фактически ООО «ИВ-консалтинг» освоило на социальные выплаты работникам сумму в размере 312,62 тыс. руб. При этом регулируемая организация в заявлении о разногласиях отмечает, что фактическая величина выплат не превышает предусмотренные законодательством Российской Федерации 7 %, в то время как органом регулирования в тарифном решении не определен нормативный уровень прибыли.

В этой связи, ООО «ИВ-консалтинг» считает обоснованным при проведении корректировки тарифов 2018 года учесть расходы на социальные нужды с учётом увеличения фактически освоенных средств в 2016 году на индексы (ИПЦ), предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации на 2017 и 2018 годы (в размерах 104,7 % и 103,7 % соответственно). В результате расходы по данной статье по расчёту регулируемой организации составили в 2018 году 339,42 тыс. руб.

По результату анализа фактических расходов 2016 года определено, что организацией оплачено санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей на сумму 240,00 тыс. руб., приобретены новогодние подарки детям работников на сумму 27,44 тыс. руб. а также выплачена материальная помощь на сумму 72,66 тыс. руб., таким образом общая сумма вышеперечисленных затрат сложилась на уровне 340,1 тыс. руб.

Основными аргументами органа регулирования по неучёту вышеуказанных расходов является отсутствие в тарифной заявке конкретизации плановых расходов, а также отсутствие в ООО «ИВ-консалтинг» коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем.

Главой 6 Отраслевого тарифного соглашения установлено, что выплаты социального характера, исходя из финансовых возможностей организаций, могут производиться за счет основной и прочей деятельности, в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в организациях.

В письменных объяснениях Департамента указано о том, что деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения по факту 2016 года явилась убыточной. При этом ООО «ИВ-консалтинг» осуществляло прочие нерегулируемые виды деятельности, выручка от оказания которых составила 338,48 тыс. руб. Расходы по оказанию данных услуг в бухгалтерском учете предприятием не отражены. Фактические расходы по выплатам стимулирующего характера отражены по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Оплата санаторно-курортного лечения в бухгалтерском учете ООО «ИВ-консалтинг» отражена на счете 26 «Административные расходы», который в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций является распределяемым по видам деятельности в соответствии с учетной политикой организации, либо указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90  «Продажи». Таким образом, в связи с тем, что по регулируемому виду деятельности в 2016 году ООО «ИВ-консалтинг» получен убыток в размере 16 029,00 тыс. руб., а по прочим видам деятельности получена прибыль в сумме 338,48 тыс. руб., Департаментом сделан вывод о том, что фактические выплаты стимулирующего характера в 2016 году были произведены ООО «ИВ-консалтинг» за счет прочих видов деятельности и не могут быть приняты в расчет тарифа на услуги холодного водоснабжения (в подтверждение представлены копии оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90 и 90.01.1 и карточки счетов 91, 26 статья «Санаторно-курортное лечение»).

Кроме того, по мнению органа регулирования, в целях сокращения расходов организации, в отношении которой осуществляется государственное регулирование, расходы в части оплаты путевок на санаторно – курортное лечение может осуществить за счет средств социального страхования.

ООО «ИВ-консалтинг» в свою очередь указывает на то, что ссылка на убыточность предприятия при планировании финансового результата на 2018 год не соответствует нормам законодательства Российской Федерации в области тарифного регулирования, обращая внимание на то, что отсутствие прибыли организации по итогам 2016 года не является основанием для не включения в состав необходимой валовой выручки в 2018 году нормативной прибыли. Убыток в размере 16 029,0 тыс. руб., сложившийся по итогам работы за 2016 год, обусловлен отсутствием финансирования из бюджета выпадающих доходов по льготным тарифам, установленным для населения. В 2017 году организацией получены средства из бюджета на покрытие убытка от применения льготных тарифов для населения в размере 33 158,7 тыс. руб., что позволило по итогам 2017 года получить финансовый результат в виде прибыли. Об этом свидетельствует налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2017 года, и платежные поручения. Аналогичная ситуация предусмотрена в 2018 году по итогам работы за 2017 год. Полученные субсидии пойдут на покрытие убытка предприятия, сложившегося по итогам работы по состоянию на 31.12.2016 года в размере 70 494,0 тыс. руб.

Поскольку в пункте 1.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы закреплена норма о прямом распространении (действии) положений ОТС даже при условии отсутствия коллективного договора в регулируемой организации, затраты в размере 107,85 тыс. руб. признаны ФАС России подлежащими к дополнительному учёту. Вышеуказанная сумма затрат сложилась исходя из фактических расходов за 2016 год в размере 100,1 тыс. руб. в части выплат новогодних подарков детям в сумме 27,44 тыс. руб. и материальной помощи в размере 72,66 тыс. руб., увеличенных на индексы потребительский цен в размерах 103,9 % (2017/2016) и 103,7 % (2018/2017), учтённые в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. Фактические расходы за 2016 год в части санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей на сумму 240,00 тыс. руб. не приняты в расчёт как обоснованные, поскольку при анализе материалов ФАС России выявлены факты приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в основном на нужды генерального директора ООО «ИВ-консалтинг» в лице М.В. Рудёнока и членов его семьи. По мнению ФАС России, вышеуказанные расходы могут осуществляться за счёт прибыли регулируемой организации.

С учётом вышеизложенного, требования Заявителя частично подлежат удовлетворению, дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручки ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года подлежат расходы по статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)» в размере 107,85 тыс. руб.

По статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47 (2) Основ ценообразования № 406.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

ООО «ИВ-консалтинг» владеет объектом централизованной системы водоснабжения на основании договора аренды от 28.04.2012 № 10, заключенного на срок 20 лет. Имущество, входящее в состав централизованной системы водоснабжения расположено на территории 12 сельских поселений, в том числе Первомайского сельского поселения. В 2016 году договором от 25.10.2016 № 2 было дополнительно передано имущество: объекты водоснабжения, расположенные в Первомайском сельском поселении сроком на 11 месяцев, который пролонгирован дополнительным соглашением от 05.09.2017 сроком на 11 месяцев. Дополнительно переданное имущество относится к водохозяйственному комплексу Кущевского района и ранее составляло единый водохозяйственный комплекс, а впоследствии часть имущества по обслуживанию хутора Знамя коммунизма была передана на обслуживание другой организации. Согласно пункту 4 договора от 25.10.2016 № 2 арендная плата оплачивается в рамках основного договора от 28.04.2012 № 10.

Департаментом из расчета тарифа исключена сумма расчетной предпринимательской прибыли по следующим основаниям:

- объекты водоснабжения Первомайского сельского поселения Кущевского района переданы ООО «ИВ-консалтинг» по договору аренды от 25.10.2016 № 2 без проведения конкурса, срок действия договора составляет 11 месяцев, то есть менее 3 лет;

- в силу подпункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение. Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются не только установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения, но и достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, и их абонентов.

Приказом органа регулирования от 18.12.2017 № 135/2017-вк установлены тарифы на питьевую воду для ООО «ИВ-консалтинг» на 2018 год с календарной разбивкой в размере (с НДС): с 1 января – 100,67 руб./м3, тариф для населения - 81,24 руб./м3 (на уровне декабря 2017 г.) и с 1 июля – 124,48 руб./м3 (рост тарифа 123,64%, рост тарифа для населения - 153,23%). Указывая на то, что рост тарифа в 2018 году в настоящий момент значительно превышает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Исключение данных расходов произведено органом регулирования в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на 2018 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год» и Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год».

Данная позиция, по мнению Департамента, подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 38-АПГ16-6.

В дополнение в заявлении регулируемая организация указывает на то, что в общем объеме реализации питьевой воды объем реализации новым абонентам по договору краткосрочной аренды составляет всего 3 %. Тем самым обращая внимание на то, что основной объем водоснабжения осуществляется в соответствии с долгосрочным договором аренды. То есть, по мнению ООО «ИВ-консалтинг», позиция органа регулирования, базирующаяся только лишь на том, что владение имуществом исключительно на основе краткосрочного договора аренды является условием для неучёта в составе необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли, не соответствует действительности. Кроме того, первоначально при планировании тарифов на долгосрочный период в составе необходимой валовой выручки ООО «ИВ-консалтинг» была предусмотрена сумма предпринимательской прибыли на 2018 год в размере 7 541,24 тыс. руб.

В связи с корректировкой статьи «Неподконтрольные расходы» в сторону уменьшения размер расчетной предпринимательской прибыли пересчитан регулируемой организацией, в связи с чем сумма, предложенная к дополнительному учёту при корректировке тарифов ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года составила 7 313,38 тыс. руб.

ФАС России произведён расчёт величины расчётной предпринимательской прибыли согласно положениям пункта 78(1) Основ ценообразования № 406, как 5 % от текущих расходов в размере 145 314,63 тыс. руб. и расходов на амортизацию основных средств в размере 127,99 тыс. руб., по результатам которого сумма, подлежащая дополнительному учёту по данной статье затрат, составила 7 272,13 тыс. руб., в связи с чем требования Заявителя по статье «Расчётная предпринимательская прибыль» частично подлежат удовлетворению.

По статье «Налог на прибыль».

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль рассчитана ФАС России в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога в размере 20 % от нормативной прибыли, принятой в расчёте тарифов по заявленной на разногласия статье затрат «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)».

С учётом вышеизложенного, требования Заявителя в части увеличения средств по статье «Налог на прибыль» признаны частично обоснованными, в этой связи дополнительному учёту подлежит сумма средств в размере 21,57 тыс. руб.

По статье «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования (за 2016 год)».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и пунктом 12 Методических рекомендаций № 1746-э в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.».

При этом, пунктом 2 Основ ценообразования № 406 предусмотрена расшифровка понятия недополученных доходов, которая гласит о том, что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

Учитывая, что фактическая величина отклонения объема реализации от планового показателя за 2016 год в натуральном выражении сложилась в размере 9,28 тыс. куб. м., следовательно исходя из дифференцированного по категориям абонентов принятого тарифа (исключая выпадающие доходы от применения льготного тарифа для населения), отклонение объема реализации в стоимостных показателях с учетом отсутствия экономии по взаимосвязанным статьям затрат составило 792,65 тыс. руб., который, по мнению регулируемой организации, подлежит включению в объем необходимой валовой выручки на 2018 год.

Исходя из доводов, указанных в заявлении о разногласиях, невыполнение плана по объёмам реализации услуг за 2016 год произошло по независящим от организации причинам, а именно ООО «Хлебокомбинат» Кущевского РАЙПО и Ленгазспецстрой прекратили своё существование; в АО ГУ ЖКХ (Минобороны Российской Федерации) устранена утечка на сетях абонента после установки приборов учёта; часть населения, потребляющих услуги МУП «Теплоэнергетик», отказались от услуг горячего водоснабжения; ООО «Монолит», ДЮСШ и МАУ КСШ «Снеговик» перешли на использование дополнительных источников водоснабжения (собственные скважины).

Изменение объемов реализации услуг за весь период деятельности организации начиная с 2012 года связанно с увеличением объемов, предъявленных абонентам воды, допустившим нарушения в пользовании централизованной системой водоснабжения в виде штрафных санкций за использование средств измерений с истекшим сроком госповерки, выявления фактов несанкционированных врезок, фальсификации данных приборов учета и прочие (начисления производились по сечению трубопровода или нормативу потребления), что отражалось на общем результате деятельности организации. Дополнительные объемы воды, выявлены также в результате установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, а также установки контрольных лент, обеспечивающих несанкционированный доступ к прибору учета воды. При этом планирование объемов реализации на период с 2016- по 2018 годы производилось на основе достигнутых результатов за 2014 год, в котором зафиксированы самые большие начисления штрафных санкций (в 2016 году в 2 раза ниже).

Исходя из вышеизложенного ООО «ИВ-консалтинг» считает необходимым учесть при корректировке тарифа на 2018 год величину отклонения фактически достигнутого объема реализованной воды (недополученные доходы за отчетные периоды регулирования, связанные с изменением объема реализации) в размере 792,65 тыс. руб., так как указанные доходы не получены организацией в 2016 году по независящим от организации причинам.

Регулируемой организацией в расчете корректировки тарифа на 2018 год в Департамент заявлены недополученные доходы, связанные с изменением объемов реализации услуг водоснабжения в аналогичном размере на уровне 792,65 тыс. руб. (фактическая величина отклонения объема реализации от планового показателя за 2016 год в натуральном выражении сложилась в размере 9,28 тыс. куб. м.).

Органом регулирования указанные расходы не приняты в расчет необходимой валовой выручки 2018 года в связи с недоказанностью ООО «ИВ-консалтинг» причин, по которым возникло снижение объёмов реализации услуг, не зависящих от регулируемой организации.

Департамент отмечает, что расчетный объем реализации услуг водоснабжения на 2016 год принят органом регулирования на основании заявки ООО «ИВ - консалтинг» об установлении тарифа на питьевую воду, в объеме 1 596,82 тыс. куб. м., указывая на то, что принятый на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы объем реализации услуг не достигнут регулируемой организацией по причине низкого уровня бизнес-планирования персонала организации, несвоевременно принятых мер по подключению новых абонентов к существующей централизованной сети водоснабжения, в том числе за счет платы за подключение (технологического присоединения).

В подтверждение вышеизложенной позиции орган регулирования указывает на отсутствие в Департаменте заявок от ООО «ИВ-консалтинг» на утверждение тарифа на технологическое присоединение к сетям водоснабжения, при условии активной застройки объектами капитального строительства на территории Кущёвского района Краснодарского края в 2017 году (аналогичная ситуация в 2016 году) согласно данным, направленным от администрации муниципального образования Кущёвский район от 28.02.2018 № П/01-09.6/18/1022, а также согласно данным, указанным в реестре абонентов, потребителей услуг холодного водоснабжения ООО «ИВ-консалтинг», свидетельствующих о факте подключения новых абонентов в 2016 году. Таким образом, по мнению органа регулирования, вышеизложенное свидетельствует о пренебрежении со стороны ООО «ИВ-консалтинг» источником финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности, модернизации сетей и сооружений водоснабжения в виде платы за технологическое присоединение, ставя под сомнение реальный объём отпущенных услуг, отражённый в форме федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ за 2016 год на уровне 1 587,54 тыс. куб. м.

Регулируемой организацией в качестве обоснования образовавшихся в 2016 году недополученных доходов на разногласия в ФАС России предоставлены статистические формы № 22-ЖКХ за 2016 год, бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2016 год, форма отчётности за 2016 год, размещенная в системе ЕИАС : BALANCE.CALC.TARIFF.VSNA.2016.FACT «Технико-экономические показатели регулируемой организации (факт)», расчёт недополученных доходов.

ФАС России проанализирован представленный ООО «ИВ-консалтинг» расчёт недополученных доходов, в котором выявлены несоответствия. Так при расчёте экономии по статье «Электроэнергия» регулируемой организацией задействован фактический удельный расход электроэнергии в размере 1,35 кВт.ч./куб.м., вместо 1,15 кВт.ч./куб.м., поскольку удельный расход является долгосрочным параметром регулирования, который не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Исходя из вышеизложенного, с учётом наличия в материалах дела сведений по осуществлению ООО «ИВ-консалтинг» технологического подключения новых абонентов в 2016 году, в то время как информация и заявки на соответствующие подключения не были своевременно предоставлены в орган регулирования, заявленные регулируемой организацией недополученные доходы не могут быть признаны в качестве экономически обоснованных, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта затрат по статье «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования (за 2016 год)».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1.  Признать орган регулирования нарушившим пункты 65, 78 и 78(1) Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ИВ-консалтинг», указанные в заявлении о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, к Региональной энергетической комиссии-департаменту цен и тарифов Краснодарского края (исх. от 31.01.2018 № 83, вх. от 07.02.2018 рег. № 18680/18).

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.07.2018 включительно устранить нарушения, допущенные Респондентом при корректировке тарифов ООО «ИВ-консалтинг» на 2018 год по приказу Департамента от 18.12.2017 № 135/2017-ВК «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.11.2015 № 78/2015-ОКК «Об устранении тарифов на питьевую воду и водоотведение», а именно учесть расходы, подлежащие дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручке ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года, не учтённые Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края, в общей сумме 7 401,55 тыс. руб. по следующим статьям затрат: «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)» в размере 107,85 тыс. руб., «Расчётная предпринимательская прибыль» в размере 7 272,13 тыс. руб., «Налог на прибыль» в размере 21,57 тыс. руб.

4. Органу регулирования Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2018 включительно:

- пересмотреть тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям ООО «ИВ-консалтинг», на 2018 год с учётом пункта 3 настоящего приказа, а также с учётом ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «ИВ-консалтинг».

6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования тарифов Краснодарского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3, 4 настоящего приказа;

- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам корректировки необходимой валовой выручки ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года в части оказываемых услуг водоснабжения.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

 

Руководитель                                                          И.Ю. Артемьев

 

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ИВ-консалтинг» и Региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края

 

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, на основании заявления ООО «ИВ-консалтинг»  (исх. от 11.01.2016 № 2, вх. от 13.01.2016 рег. № 1742/16), рассмотрев разногласия между ООО «ИВ-консалтинг» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, Респондент, орган регулирования) по приказу Департамента от 18.12.2017 № 135/2017-ВК «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.11.2015 № 78/2015-ОКК «Об устранении тарифов на питьевую воду и водоотведение», установлено следующее.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основами ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

По статье «Неподконтрольные расходы (в части расходов на отопление посредством использования дизельного топлива)».

В соответствии с подпунктом (б) пункта 39 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду. Аналогичные положения закреплены подпунктом 2 пункта 18 Методических указаний № 1746-э.

При проведении корректировки тарифов ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года органом регулирования из состава неподконтрольных расходов исключена сумма расходов на отопление в размере 1 069,21 тыс. руб., в то время, как указывает ООО «ИВ-консалтинг», предприятие несет расходы на отопление посредством использования дизельного топлива, плановый размер которых составляет по расчёту регулируемой организации в 2018 году сумму в размере 824,91 тыс. руб.

В расчете тарифа на холодную воду на 2018 год, представленном ООО «ИВ-консалтинг» в Департамент с заявлением о корректировке утвержденного долгосрочного тарифа на 2018 год, регулируемой организацией были заявлены расходы по статье «Расходы на теплоноситель» в размере 1 069,21 тыс. руб. (расходы на приобретение тепловой энергии) и расходы по статье «Расходы на топливо» в размере 37,27 тыс. руб. (расходы на приобретение дизельного топлива ДТ-Евро04).

В ходе анализа представленных документов органом регулирования расходы по статье «Расходы на топливо» приняты по заявке регулируемой организации в сумме 37,27 тыс. руб. Расходы по статье «Расходы на теплоноситель» из расчета тарифа исключены в полном объеме в связи с расторжением договора поставки тепловой энергии с МУП «Теплоэнергетик».

При утверждении тарифов на долгосрочный период с 2016 по 2018 годы в составе неподконтрольных расходов органом регулирования были учтены расходы на отопление, опираясь на фактические данные 2014 года, когда поставку тепловой энергии для производственных нужд все еще осуществляло МУП «Теплоэнергетик».

Однако, в 2015 году МУП «Теплоэнергетик» сообщило о закрытии нерентабельной котельной, снабжающей тепловой энергией производственные помещения ООО «ИВ-консалтинг», в результате чего в 2015 году договор поставки тепловой энергии был расторгнут, а отопление объектов ООО «ИВ-консалтинг» было переведено на альтернативные виды с помощью дизельных котлов (котлы отопительные напольные двухконтурные для дизельного топлива фирмы Kiturami в количестве пяти штук были закуплены для целей отопления помещений. Котлы Kiturami KSO в количестве 4 штук были установлены на объектах: на станции очистки воды (СОВ); в административном здании, включая вагон РСЦ (ремонтно сервисный центр); в помещении РЭУ (ремонтно-эксплуатационного управления), в том числе боксе РММ (ремонтные механические мастерские), гараже № 1, гараже № 2, боксе № 6, помещении РЭУ-2; в производственном здании ремонтно-механических мастерских, в том числе электроцехе, мастерской № 1, мастерской № 2, и 1 котел отопительный Kiturami TURBO используется для отопления: здания хлораторной, здания насосной станции). Таким образом, по мнению регулируемой организации, Департаменту необходимо было перераспределить расходы, связанные с отоплением на расходы на дизельное топливо. При корректировке тарифа в 2016 году на плановые 2017 и на 2018 годы аналогичные расходы так и были приняты органом регулирования в составе расходов на тепловую энергию в сумме 1 028,08 тыс. руб. и 1 069,21 тыс. руб. соответственно.

Письмами от 16.10.2017 № 1526 и от 15.12.2017 года № 1753, направленными в адрес органа регулирования, ООО «ИВ-консалтинг» были предоставлены пояснения и дополнительные материалы в качестве подтверждения экономической обоснованности расходов на топливо, а также заявлена плановая величина расходов на топливо для отопления.

Однако в письменных объяснениях, направленных в ФАС России на рассмотрение разногласий письмом от 02.03.2018 № 57-07-1217/18 (далее – письменные объяснения), орган регулирования указывает на факт отражения ООО «ИВ-консалтинг» расходов по списанию дизельного топлива в 2016 году по счету 26 «Административные расходы» по статье «Отопление административного здания». При этом согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 административные расходы включаются в состав базового уровня операционных расходов, который в свою очередь в соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 относится к долгосрочным параметрам регулирования и не подлежит пересмотру в течение всего периода действия тарифов согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406.

Также орган регулирования обращает внимание на то, что в соответствии с бухгалтерскими документами, представленными ООО «ИВ-консалтинг» в Департамент, на балансе предприятия числится только один котел Kiturami Turbo 50R, первоначальная стоимость которого составляет 47 457,63 руб., (расположен в административном здании), для работы которого списано в бухгалтерском учете дизельное топливо. Информация о других котлах у органа регулирования на момент корректировки тарифов 2018 года отсутствовала. По счету 01 «Основные средства» данные объекты не учтены, в плановом расчете предполагаемой амортизации на 2018 год, представленном ООО «ИВ-консалтинг», данные объекты также отсутствуют.

Одновременно в заявлении о рассмотрении разногласий ООО «ИВ-консалтинг» указывает на то, что ошибочно в данных аналитического бухгалтерского учета за 2016 год операции по списанию дизельного топлива для целей отопления отнесены на 26 счет ««Общехозяйственные расходы», как отопление административного здания. Данная ошибка устранена в 2017 году, тем самым расходы отнесены на 20 счет «Основное производство».

Также справочно ООО «ИВ-консалтинг» приведены в обоснование фактические данные о затратах на приобретение топлива для целей отопления в 2016 году, которые составили 625,36 тыс. руб.

Ввиду того, что на балансе регулируемой организации не числятся котлы отопительные напольные двухконтурные для дизельного топлива фирмы Kiturami в количестве четырёх штук, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения.

По статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)».

Согласно положениям Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э нормативная прибыль, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, включает в себя: средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Величина нормативной прибыли не может превышать 7 процентов суммы, включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

Ввиду отсутствия в регулируемой организации утвержденной инвестиционной программы, заявленная как на момент установления тарифов в орган регулирования, так и в ФАС России на разногласия величина нормативной прибыли в размере 339,42 тыс. руб. предусматривает финансирование мероприятий на социальные нужды работников.

В заявлении о разногласиях ООО «ИВ-консалтинг» указывает на отсутствие в регулируемой организации коллективного договора. В рамках подтверждения расходов, взамен коллективному договору регулируемой организацией представлены: приказы директора ООО «ИВ-консалтинг», которыми установлены социальные гарантии работникам за 2016 год (на выплату материальной помощи, на выплату средств в связи с рождением ребёнка, на закупку подарков детям); приказ ООО «ИВ-консалтинг» от 30.12.2014 № 174 «О материальном стимулировании сотрудников ООО «ИВ-консалтинг» и предоставлении им социальных гарантий и льгот»; договоры на оказание платных медицинских услуг (в рамках проведения санаторно-курортного лечения), ссылаясь на положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – ОТС, Отраслевое тарифное соглашение), согласно которым в случае отсутствия в Организации коллективного договора ОТС имеет прямое действие (пункт 1.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы). Так, главой 6 ОТС на 2017-2019 годы «Социальная защита» предусмотрен перечень социальных льгот, гарантий и компенсаций работникам предприятий сферы ЖКХ, в соответствии с которым регулируемой организацией произведен «Расчет суммы денежных средств для материального стимулирования работников ООО «ИВ - консалтинг» и предоставления им социальных гарантий и льгот за счёт нормативной прибыли на 2018 год» (на сумму 675 000,0 тыс. руб.).

В заявлении о разногласиях указано, что на 2016 год органом регулирования в составе статьи «Нормативная прибыль» учтены расходы на социальные нужды в размере 110,01 тыс. руб., фактически ООО «ИВ-консалтинг» освоило на социальные выплаты работникам сумму в размере 312,62 тыс. руб. При этом регулируемая организация в заявлении о разногласиях отмечает, что фактическая величина выплат не превышает предусмотренные законодательством Российской Федерации 7 %, в то время как органом регулирования в тарифном решении не определен нормативный уровень прибыли.

В этой связи, ООО «ИВ-консалтинг» считает обоснованным при проведении корректировки тарифов 2018 года учесть расходы на социальные нужды с учётом увеличения фактически освоенных средств в 2016 году на индексы (ИПЦ), предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации на 2017 и 2018 годы (в размерах 104,7 % и 103,7 % соответственно). В результате расходы по данной статье по расчёту регулируемой организации составили в 2018 году 339,42 тыс. руб.

По результату анализа фактических расходов 2016 года определено, что организацией оплачено санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей на сумму 240,00 тыс. руб., приобретены новогодние подарки детям работников на сумму 27,44 тыс. руб. а также выплачена материальная помощь на сумму 72,66 тыс. руб., таким образом общая сумма вышеперечисленных затрат сложилась на уровне 340,1 тыс. руб.

Основными аргументами органа регулирования по неучёту вышеуказанных расходов является отсутствие в тарифной заявке конкретизации плановых расходов, а также отсутствие в ООО «ИВ-консалтинг» коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем.

Главой 6 Отраслевого тарифного соглашения установлено, что выплаты социального характера, исходя из финансовых возможностей организаций, могут производиться за счет основной и прочей деятельности, в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в организациях.

В письменных объяснениях Департамента указано о том, что деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения по факту 2016 года явилась убыточной. При этом ООО «ИВ-консалтинг» осуществляло прочие нерегулируемые виды деятельности, выручка от оказания которых составила 338,48 тыс. руб. Расходы по оказанию данных услуг в бухгалтерском учете предприятием не отражены. Фактические расходы по выплатам стимулирующего характера отражены по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Оплата санаторно-курортного лечения в бухгалтерском учете ООО «ИВ-консалтинг» отражена на счете 26 «Административные расходы», который в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций является распределяемым по видам деятельности в соответствии с учетной политикой организации, либо указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90  «Продажи». Таким образом, в связи с тем, что по регулируемому виду деятельности в 2016 году ООО «ИВ-консалтинг» получен убыток в размере 16 029,00 тыс. руб., а по прочим видам деятельности получена прибыль в сумме 338,48 тыс. руб., Департаментом сделан вывод о том, что фактические выплаты стимулирующего характера в 2016 году были произведены ООО «ИВ-консалтинг» за счет прочих видов деятельности и не могут быть приняты в расчет тарифа на услуги холодного водоснабжения (в подтверждение представлены копии оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90 и 90.01.1 и карточки счетов 91, 26 статья «Санаторно-курортное лечение»).

Кроме того, по мнению органа регулирования, в целях сокращения расходов организации, в отношении которой осуществляется государственное регулирование, расходы в части оплаты путевок на санаторно – курортное лечение может осуществить за счет средств социального страхования.

ООО «ИВ-консалтинг» в свою очередь указывает на то, что ссылка на убыточность предприятия при планировании финансового результата на 2018 год не соответствует нормам законодательства Российской Федерации в области тарифного регулирования, обращая внимание на то, что отсутствие прибыли организации по итогам 2016 года не является основанием для не включения в состав необходимой валовой выручки в 2018 году нормативной прибыли. Убыток в размере 16 029,0 тыс. руб., сложившийся по итогам работы за 2016 год, обусловлен отсутствием финансирования из бюджета выпадающих доходов по льготным тарифам, установленным для населения. В 2017 году организацией получены средства из бюджета на покрытие убытка от применения льготных тарифов для населения в размере 33 158,7 тыс. руб., что позволило по итогам 2017 года получить финансовый результат в виде прибыли. Об этом свидетельствует налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2017 года, и платежные поручения. Аналогичная ситуация предусмотрена в 2018 году по итогам работы за 2017 год. Полученные субсидии пойдут на покрытие убытка предприятия, сложившегося по итогам работы по состоянию на 31.12.2016 года в размере 70 494,0 тыс. руб.

Поскольку в пункте 1.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы закреплена норма о прямом распространении (действии) положений ОТС даже при условии отсутствия коллективного договора в регулируемой организации, затраты в размере 107,85 тыс. руб. признаны ФАС России подлежащими к дополнительному учёту. Вышеуказанная сумма затрат сложилась исходя из фактических расходов за 2016 год в размере 100,1 тыс. руб. в части выплат новогодних подарков детям в сумме 27,44 тыс. руб. и материальной помощи в размере 72,66 тыс. руб., увеличенных на индексы потребительский цен в размерах 103,9 % (2017/2016) и 103,7 % (2018/2017), учтённые в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. Фактические расходы за 2016 год в части санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей на сумму 240,00 тыс. руб. не приняты в расчёт как обоснованные, поскольку при анализе материалов ФАС России выявлены факты приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в основном на нужды генерального директора ООО «ИВ-консалтинг» в лице М.В. Рудёнока и членов его семьи. По мнению ФАС России, вышеуказанные расходы могут осуществляться за счёт прибыли регулируемой организации.

С учётом вышеизложенного, требования Заявителя частично подлежат удовлетворению, дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручки ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года подлежат расходы по статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)» в размере 107,85 тыс. руб.

По статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47 (2) Основ ценообразования № 406.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

ООО «ИВ-консалтинг» владеет объектом централизованной системы водоснабжения на основании договора аренды от 28.04.2012 № 10, заключенного на срок 20 лет. Имущество, входящее в состав централизованной системы водоснабжения расположено на территории 12 сельских поселений, в том числе Первомайского сельского поселения. В 2016 году договором от 25.10.2016 № 2 было дополнительно передано имущество: объекты водоснабжения, расположенные в Первомайском сельском поселении сроком на 11 месяцев, который пролонгирован дополнительным соглашением от 05.09.2017 сроком на 11 месяцев. Дополнительно переданное имущество относится к водохозяйственному комплексу Кущевского района и ранее составляло единый водохозяйственный комплекс, а впоследствии часть имущества по обслуживанию хутора Знамя коммунизма была передана на обслуживание другой организации. Согласно пункту 4 договора от 25.10.2016 № 2 арендная плата оплачивается в рамках основного договора от 28.04.2012 № 10.

Департаментом из расчета тарифа исключена сумма расчетной предпринимательской прибыли по следующим основаниям:

- объекты водоснабжения Первомайского сельского поселения Кущевского района переданы ООО «ИВ-консалтинг» по договору аренды от 25.10.2016 № 2 без проведения конкурса, срок действия договора составляет 11 месяцев, то есть менее 3 лет;

- в силу подпункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение. Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются не только установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения, но и достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, и их абонентов.

Приказом органа регулирования от 18.12.2017 № 135/2017-вк установлены тарифы на питьевую воду для ООО «ИВ-консалтинг» на 2018 год с календарной разбивкой в размере (с НДС): с 1 января – 100,67 руб./м3, тариф для населения - 81,24 руб./м3 (на уровне декабря 2017 г.) и с 1 июля – 124,48 руб./м3 (рост тарифа 123,64%, рост тарифа для населения - 153,23%). Указывая на то, что рост тарифа в 2018 году в настоящий момент значительно превышает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Исключение данных расходов произведено органом регулирования в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на 2018 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год» и Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год».

Данная позиция, по мнению Департамента, подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 38-АПГ16-6.

В дополнение в заявлении регулируемая организация указывает на то, что в общем объеме реализации питьевой воды объем реализации новым абонентам по договору краткосрочной аренды составляет всего 3 %. Тем самым обращая внимание на то, что основной объем водоснабжения осуществляется в соответствии с долгосрочным договором аренды. То есть, по мнению ООО «ИВ-консалтинг», позиция органа регулирования, базирующаяся только лишь на том, что владение имуществом исключительно на основе краткосрочного договора аренды является условием для неучёта в составе необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли, не соответствует действительности. Кроме того, первоначально при планировании тарифов на долгосрочный период в составе необходимой валовой выручки ООО «ИВ-консалтинг» была предусмотрена сумма предпринимательской прибыли на 2018 год в размере 7 541,24 тыс. руб.

В связи с корректировкой статьи «Неподконтрольные расходы» в сторону уменьшения размер расчетной предпринимательской прибыли пересчитан регулируемой организацией, в связи с чем сумма, предложенная к дополнительному учёту при корректировке тарифов ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года составила 7 313,38 тыс. руб.

ФАС России произведён расчёт величины расчётной предпринимательской прибыли согласно положениям пункта 78(1) Основ ценообразования № 406, как 5 % от текущих расходов в размере 145 314,63 тыс. руб. и расходов на амортизацию основных средств в размере 127,99 тыс. руб., по результатам которого сумма, подлежащая дополнительному учёту по данной статье затрат, составила 7 272,13 тыс. руб., в связи с чем требования Заявителя по статье «Расчётная предпринимательская прибыль» частично подлежат удовлетворению.

По статье «Налог на прибыль».

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль рассчитана ФАС России в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога в размере 20 % от нормативной прибыли, принятой в расчёте тарифов по заявленной на разногласия статье затрат «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)».

С учётом вышеизложенного, требования Заявителя в части увеличения средств по статье «Налог на прибыль» признаны частично обоснованными, в этой связи дополнительному учёту подлежит сумма средств в размере 21,57 тыс. руб.

По статье «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования (за 2016 год)».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и пунктом 12 Методических рекомендаций № 1746-э в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.».

При этом, пунктом 2 Основ ценообразования № 406 предусмотрена расшифровка понятия недополученных доходов, которая гласит о том, что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

Учитывая, что фактическая величина отклонения объема реализации от планового показателя за 2016 год в натуральном выражении сложилась в размере 9,28 тыс. куб. м., следовательно исходя из дифференцированного по категориям абонентов принятого тарифа (исключая выпадающие доходы от применения льготного тарифа для населения), отклонение объема реализации в стоимостных показателях с учетом отсутствия экономии по взаимосвязанным статьям затрат составило 792,65 тыс. руб., который, по мнению регулируемой организации, подлежит включению в объем необходимой валовой выручки на 2018 год.

Исходя из доводов, указанных в заявлении о разногласиях, невыполнение плана по объёмам реализации услуг за 2016 год произошло по независящим от организации причинам, а именно ООО «Хлебокомбинат» Кущевского РАЙПО и Ленгазспецстрой прекратили своё существование; в АО ГУ ЖКХ (Минобороны Российской Федерации) устранена утечка на сетях абонента после установки приборов учёта; часть населения, потребляющих услуги МУП «Теплоэнергетик», отказались от услуг горячего водоснабжения; ООО «Монолит», ДЮСШ и МАУ КСШ «Снеговик» перешли на использование дополнительных источников водоснабжения (собственные скважины).

Изменение объемов реализации услуг за весь период деятельности организации начиная с 2012 года связанно с увеличением объемов, предъявленных абонентам воды, допустившим нарушения в пользовании централизованной системой водоснабжения в виде штрафных санкций за использование средств измерений с истекшим сроком госповерки, выявления фактов несанкционированных врезок, фальсификации данных приборов учета и прочие (начисления производились по сечению трубопровода или нормативу потребления), что отражалось на общем результате деятельности организации. Дополнительные объемы воды, выявлены также в результате установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, а также установки контрольных лент, обеспечивающих несанкционированный доступ к прибору учета воды. При этом планирование объемов реализации на период с 2016- по 2018 годы производилось на основе достигнутых результатов за 2014 год, в котором зафиксированы самые большие начисления штрафных санкций (в 2016 году в 2 раза ниже).

Исходя из вышеизложенного ООО «ИВ-консалтинг» считает необходимым учесть при корректировке тарифа на 2018 год величину отклонения фактически достигнутого объема реализованной воды (недополученные доходы за отчетные периоды регулирования, связанные с изменением объема реализации) в размере 792,65 тыс. руб., так как указанные доходы не получены организацией в 2016 году по независящим от организации причинам.

Регулируемой организацией в расчете корректировки тарифа на 2018 год в Департамент заявлены недополученные доходы, связанные с изменением объемов реализации услуг водоснабжения в аналогичном размере на уровне 792,65 тыс. руб. (фактическая величина отклонения объема реализации от планового показателя за 2016 год в натуральном выражении сложилась в размере 9,28 тыс. куб. м.).

Органом регулирования указанные расходы не приняты в расчет необходимой валовой выручки 2018 года в связи с недоказанностью ООО «ИВ-консалтинг» причин, по которым возникло снижение объёмов реализации услуг, не зависящих от регулируемой организации.

Департамент отмечает, что расчетный объем реализации услуг водоснабжения на 2016 год принят органом регулирования на основании заявки ООО «ИВ - консалтинг» об установлении тарифа на питьевую воду, в объеме 1 596,82 тыс. куб. м., указывая на то, что принятый на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы объем реализации услуг не достигнут регулируемой организацией по причине низкого уровня бизнес-планирования персонала организации, несвоевременно принятых мер по подключению новых абонентов к существующей централизованной сети водоснабжения, в том числе за счет платы за подключение (технологического присоединения).

В подтверждение вышеизложенной позиции орган регулирования указывает на отсутствие в Департаменте заявок от ООО «ИВ-консалтинг» на утверждение тарифа на технологическое присоединение к сетям водоснабжения, при условии активной застройки объектами капитального строительства на территории Кущёвского района Краснодарского края в 2017 году (аналогичная ситуация в 2016 году) согласно данным, направленным от администрации муниципального образования Кущёвский район от 28.02.2018 № П/01-09.6/18/1022, а также согласно данным, указанным в реестре абонентов, потребителей услуг холодного водоснабжения ООО «ИВ-консалтинг», свидетельствующих о факте подключения новых абонентов в 2016 году. Таким образом, по мнению органа регулирования, вышеизложенное свидетельствует о пренебрежении со стороны ООО «ИВ-консалтинг» источником финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности, модернизации сетей и сооружений водоснабжения в виде платы за технологическое присоединение, ставя под сомнение реальный объём отпущенных услуг, отражённый в форме федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ за 2016 год на уровне 1 587,54 тыс. куб. м.

Регулируемой организацией в качестве обоснования образовавшихся в 2016 году недополученных доходов на разногласия в ФАС России предоставлены статистические формы № 22-ЖКХ за 2016 год, бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2016 год, форма отчётности за 2016 год, размещенная в системе ЕИАС : BALANCE.CALC.TARIFF.VSNA.2016.FACT «Технико-экономические показатели регулируемой организации (факт)», расчёт недополученных доходов.

ФАС России проанализирован представленный ООО «ИВ-консалтинг» расчёт недополученных доходов, в котором выявлены несоответствия. Так при расчёте экономии по статье «Электроэнергия» регулируемой организацией задействован фактический удельный расход электроэнергии в размере 1,35 кВт.ч./куб.м., вместо 1,15 кВт.ч./куб.м., поскольку удельный расход является долгосрочным параметром регулирования, который не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Исходя из вышеизложенного, с учётом наличия в материалах дела сведений по осуществлению ООО «ИВ-консалтинг» технологического подключения новых абонентов в 2016 году, в то время как информация и заявки на соответствующие подключения не были своевременно предоставлены в орган регулирования, заявленные регулируемой организацией недополученные доходы не могут быть признаны в качестве экономически обоснованных, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта затрат по статье «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования (за 2016 год)».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1.  Признать орган регулирования нарушившим пункты 65, 78 и 78(1) Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ИВ-консалтинг», указанные в заявлении о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, к Региональной энергетической комиссии-департаменту цен и тарифов Краснодарского края (исх. от 31.01.2018 № 83, вх. от 07.02.2018 рег. № 18680/18).

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.07.2018 включительно устранить нарушения, допущенные Респондентом при корректировке тарифов ООО «ИВ-консалтинг» на 2018 год по приказу Департамента от 18.12.2017 № 135/2017-ВК «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.11.2015 № 78/2015-ОКК «Об устранении тарифов на питьевую воду и водоотведение», а именно учесть расходы, подлежащие дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручке ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года, не учтённые Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края, в общей сумме 7 401,55 тыс. руб. по следующим статьям затрат: «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами)» в размере 107,85 тыс. руб., «Расчётная предпринимательская прибыль» в размере 7 272,13 тыс. руб., «Налог на прибыль» в размере 21,57 тыс. руб.

4. Органу регулирования Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2018 включительно:

- пересмотреть тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям ООО «ИВ-консалтинг», на 2018 год с учётом пункта 3 настоящего приказа, а также с учётом ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «ИВ-консалтинг».

6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования тарифов Краснодарского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3, 4 настоящего приказа;

- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам корректировки необходимой валовой выручки ООО «ИВ-консалтинг» 2018 года в части оказываемых услуг водоснабжения.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

 

Руководитель                                                          И.Ю. Артемьев

 

 

Приложенные файлы
Приказ_№_447-18-1530521707.odt (34,8 КБ)
Приказ_№_774-18-1530521707.pdf (445,2 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь