О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области  (ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ)

25 мая 2018, 00:00
Тип документа:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

 (ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ)

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, а также подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, на основании заявлений ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» (исх. от б/н б/д, вх. от 12.01.2018 № 3700/18; исх. от 13.02.2018 № 26, вх. от 20.02.2018 рег. № 26695/18), рассмотрев разногласия между ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по приказу Комитета от 20.12.2017 № 627-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16 декабря 2016 года № 301-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы», установлено следующее.

Заявитель считает, что скорректированные Комитетом тарифы на регулируемый период (2018 г.) на услуги питьевого водоснабжения экономически не обоснованы, в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, на услуги питьевого водоснабжения в общей сумме 75 161,05 тыс. руб., в части следующих статей затрат: «Операционные расходы», «Расходы на арендную плату».

Регулируемый тариф установлен Комитетом с применением метода индексации.

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).    

1) По статье «Операционные расходы» на 2018 год.

ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на разногласия в ФАС России заявлена сумма операционных расходов на 2018 год в размере 46 926,24 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье утверждены расходы в размере 28 304,92 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Подпунктом «а» пункта 79 Основ ценообразования № 406 установлено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится базовый уровень операционных расходов.

Пунктом 95 Методических указаний № 1746-э определена формула расчета операционных расходов (39), используемая при корректировки регулируемых тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Разногласия между Заявителем и Респондентом возникли в части расчета индекса изменения количества активов (ИКА).

Пунктом 45 Методических указаний № 1746-э формулой (8.1) установлен расчет индекса изменения количества активов (ИКА).

В направленном заявлении ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» указывает на то, что с 2018 года у регулируемой организации изменился имущественный комплекс, в частности из него выбыли арендуемые ранее сети водоснабжения. Однако объекты, на которые приходился наибольший удельный вес расходов, в т.ч. водоочистная станция продолжает эксплуатироваться регулируемой организацией, в связи с чем орган регулирования исключил денежные средства по данной статье в большем размере, чем считает Заявитель.

На основании представленных Комитетом данных ФАС России выявлено, что орган регулирования неправомерно применил показатель изменения операционных расходов на водоподготовку, связанного с вводом в эксплуатацию нового объекта водоподготовки при расчете индекса изменения количества активов (ИКА).

Так, в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования в случае принятия решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.

Согласно статье 3 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, а также обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В этой связи, учитывая факт выбытия водопроводных сетей, ФАС России считает возможным рекомендовать органу регулирования тарифов Ленинградской области руководствуясь положениями пункта 33 Основ ценообразования №406 и пунктом 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 406, пересмотреть долгосрочные параметры и тарифы ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на 2018 год.

2) По статье «Расходы на арендную плату».

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 определено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования №406, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 44 Основ ценообразования № 406 утверждено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Затраты по статье «Расходы на арендную плату» заявлены ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 62 021,95 тыс. руб.

Органом регулирования, в свою очередь, по статье «Расходы на арендную плату» учтены затраты в сумме 5 482,22 тыс. руб.

В подтверждении расходов на арендную плату регулируемая организация при корректировке регулируемых тарифов на 2018 год представила в Комитет договор аренды от 19.12.2014 № А19/12-01-2014, заключенный с ООО «ВОДОКАНАЛ «НЕВСКИЙ» на аренду станции 2-го подъема (в т.ч. дополнительное соглашение от 01.01.2017 № б/н и дополнительное соглашение от 03.04.2017 № 3), инвентарные карточки по арендованным объектам, оборотно-сальдовую ведомость по счету 02 за ноябрь 2017 года и калькуляцию арендной платы за пользование имуществом ООО «ВОДОКАНАЛ «НЕВСКИЙ» с указанием стоимости амортизации и налога на имущество.

Орган регулирования отмечает, что проанализировав представленные документы, Комитетом выявлено, что в договоре аренды имущества в редакции с дополнительным соглашением сроки действия заканчиваются 31.12.2017 г., в инвентарных карточках учета объектов основных средств (форма № ОС-6) не указаны амортизационные группы, и нет записи в графе (5) «Изменения первичной стоимости объекта основных средств».

Также в направленном отзыве Комитет указывает на то, что расходы по арендной плате не приняты органом регулирования в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», который гласит, что мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта должны проводиться на основании утвержденной комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области инвестиционной программы.

Таким образом, Комитет считает, что у регулируемой организации должна быть разработана и утверждена инвестиционная программа, подтверждающая увеличение стоимости арендуемого ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» имущества с 5 083,54 тыс. руб./год до 62 021,95 тыс. руб./год.

ФАС России проанализированы представленные данные Заявителя и Респондента, в соответствии с которыми выявлено, что Комитетом по данной статье принята сумма договора аренды от 19.12.2014 № А19/12-01-2014 в соответствии с последним заключенным дополнительным соглашением от 03.04.2017 № 3, пролонгирующим его действие, в соответствии с которым размер арендной платы составляет 5 482,22 тыс. руб./год. При этом дополнительного соглашения о расторжении данного дополнительного соглашения не было представлено Заявителем ни в Комитет, ни в ФАС России.

Вместе с тем, регулируемой организацией заявлены требования по данной статье в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2017 № б/н к договору аренды от 19.12.2014 № А19/12-01-2014, в соответствии с которым действие договора ограничено 31.12.2017 г., а сумма договора составляет 62 021,95 тыс. руб.

Кроме того, в направленных Заявителем в ФАС России и в Комитет документах отсутствует подтверждение экономической обоснованности увеличения арендной платы в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2017 № б/н, в том числе отсутствует подтверждение проведения ООО «ВОДОКАНАЛ «НЕВСКИЙ» мероприятий по модернизации и (или) реконструкции арендуемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» объектов централизованных систем водоснабжения.

При этом в представленных инвентарных карточках учета объектов основных средств (форма № ОС-6) не отражено изменение первоначальной стоимости объектов основных средств в графе (5) в связи с проведением модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования, в том числе отсутствуют указание видов операций в рамках осуществления данных мероприятий, документы и их реквизиты, подтверждающие факт осуществления операций по изменению первоначальной стоимости объектов основных средств, понесенные затраты, а лишь отражена сумма первоначальной стоимости арендуемых объектов на дату принятия к бухгалтерскому учету (19.12.2014 г.), которая не соответствует (больше) размеру арендной платы за пользование имуществом, установленной в договоре аренды от 19.12.2014 № А19/12-01-2014 при его заключении. Так, стоимость данного договора на момент его подписания (19.12.2014 г.) составляла 5 083,54 тыс. руб./год, при том, что амортизационные отчисления только по одному объекту (Блок фильтровальной станции второго подъема), в соответствии с первоначальной стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету и срока полезного использования по форме № ОС-6, составляют 50 000 тыс. руб./год, что свидетельствует об увеличении первоначальной стоимости объектов.

В связи с чем, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» по статье «Расходы на арендную плату» в 2018 году в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 45, 95 Методических указаний № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП», указанные в заявлениях о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения (исх. от б/н б/д, вх. от 12.01.2018 № 3700/18; исх. от 13.02.2018 № 26, вх. от 20.02.2018 рег. № 26695/18), к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

3. Предписать органу регулирования в срок до 30.06.2018 (включительно) пересмотреть экономически обоснованный уровень расходов по статье «Операционные расходы» на 2018 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения с учетом мотивировочной части настоящего приказа.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:

- с 01.07.2018 установить (ввести в действие) тарифы на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые потребителям ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на 2018 год, с учетом пункта 3 настоящего приказа.

      1. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП».

      2. Рекомендовать органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть долгосрочные параметры и тариф ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на питьевое водоснабжение на 2018 год в соответствии с подпунктом «е» пункта 33 Основ ценообразования № 406 и пунктом 9 Привил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 406.

7. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Ленинградской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4, и 6 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, принятие которых предписано пунктами 3,4 и 6 настоящего приказа;

- протоколов заседаний правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на которых принимались вышеуказанные решения.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

Руководитель И.Ю. Артемьев

Приложенные файлы
приказ_709-18-1530542035.odt (30,7 КБ)
Приказ_№_709-18-1530542035.pdf (219,1 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь