О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ)

25 мая 2018, 00:00
Тип документа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

(ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ)

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, а также подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, на основании заявления ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» (исх. от 17.01.2018 № 30, вх. от 25.01.2018 рег. № 10951/18), рассмотрев разногласия между ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по приказу Комитета от 30.11.2017 № 308-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16 декабря 2016 года №309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение» общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы», установлено следующее.

Заявитель считает, что скорректированные Комитетом тарифы на регулируемый период (2018 г.) на услуги технического водоснабжения экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, в сумме 5 774,38 тыс. руб., в части следующих статей затрат: «Ремонтные расходы», «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Расходы на арендную плату», «Общехозяйственные расходы», «Недополученные доходы», «Расходы на электроэнергию на технологические нужды».

Также Заявитель оспаривает установленный Комитетом на 2018 год объем реализации технической воды, то есть натуральный показатель по статье «Товарная вода».

Тарифы на услуги технического водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

1) По статьям «Ремонтные расходы», «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Общехозяйственные расходы».

Пунктом 60 Основ ценообразования № 406 определено, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 406, в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда, общехозяйственные расходы.

В пункте 40 Основ ценообразования № 406 указано, что в составе ремонтных расходов учитываются:

а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» по оспариваемым статьям в общей сумме на дополнительный учет заявлено 4 391,21 тыс. руб. по статьям: «Ремонтные расходы» - 2 907,75 тыс. руб., «Расходы на оплату труда основного производственного персонала» - 992,3 тыс. руб., «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала» - 293,01 тыс. руб., «Общехозяйственные расходы» - 198,15 тыс. руб.

Подпунктом «г» пункта 79 Основ ценообразования № 406 определено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится базовый уровень операционных расходов.

Пунктом 33 Основ ценообразования № 406 установлено, что долгосрочные тарифы устанавливаются методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, указанных в данном пункте.

Для Заявителя оспариваемый период (2018 год) является вторым годом долгосрочного периода регулирования, при этом базовый уровень операционных расходов устанавливался Комитетом в 2016 году.

Регулируемой организацией в 2017 году оспаривался приказ Комитета от 16 декабря 2016 года № 309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение» общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» в ФАС России, где Заявителям также было выражено несогласие с утвержденным органом регулирования уровнем затрат на «Ремонтные расходы» и «Общехозяйственные расходы» в части оказываемых услуг технического водоснабжения.

ФАС России на основании приказа от 18.07.2017 № 954/17 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Водоканал Павловского городского поселения» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области» по ряду оснований было отказано в удовлетворении требований Заявителя по статье «Ремонтные расходы» в части оказываемых услуг технического водоснабжения.

На основании вышеизложенного, учитывая, что операционные расходы в течение долгосрочного периода регулирования не подлежат пересмотру, заявленные ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» требования в части статей «Ремонтные расходы», «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Общехозяйственные расходы» в части оказываемых услуг технического водоснабжения не подлежат удовлетворению.

      1. По статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды».

Затраты по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» заявлены ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» в части оказываемых услуг технического водоснабжения в размере 745,12 тыс. руб.

Органом регулирования, в свою очередь, по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» учтены в части оказываемых услуг технического водоснабжения в размере 735,89 тыс. руб.

При утверждении расходов на электроэнергию на технологические нужды на 2018 год Комитет снизил данные расходы по сравнению с заявкой регулируемой организации не больше, чем на 1,23% в части оказываемых услуг технического водоснабжения.

Пунктом 64 Основ ценообразования № 406 утверждено, что расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Затраты по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» рассчитаны Комитетом исходя из объема электрической энергии на технологические нужды, определенного с учетом удельного расхода электрической энергии, утвержденного при установлении регулируемых тарифов на долгосрочный период 2017-2019 гг., и объема воды, скорректированного Комитетом на 2018 год, и тарифа, фактически сложившегося за январь-октябрь 2017 года на основании счетов-фактур, выставленных ООО «РКС-энерго» ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП», путем увеличения тарифа на индекс, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 103,0 %.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует цены (тарифы) на электроэнергию с учетом темпа роста цен на электроэнергию.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, темп роста цен на электроэнергию на оптовом рынке определен на уровне 104,0%, в связи с чем органом регулирования неправомерно занижены учтенные расходы по данной статье.

Разногласия между Заявителем и Комитетом возникли в части применения параметра удельных расходов на электрическую энергию (мощность) при расчете расходов на электроэнергию на технологические нужды.

Подпунктом «г» пункта 79 Основ ценообразования № 406 определено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

При этом как следует из пункта 33 Основ ценообразования №406 долгосрочные параметры не подлежат пересмотру.

Таким образом, корректировка удельного расхода электрической энергии, в связи с реализацией мероприятий по повышению энергосбережения, не предусмотрена ни Основами ценообразования № 406, ни Методическими рекомендациями № 1746-э, исходя из чего Комитетом при расчете расходов на электроэнергию на технологические нужды в части применения удельного расхода электрической энергии не нарушены требования действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» в части несогласия с удельным расходом электроэнергии, при этом предписать Комитету пересчитать данные расходы с учетом применения корректного индекса темпа роста цен на электроэнергию в размере 104,0% в части оказываемых услуг технического водоснабжения.

3) По статье «Недополученные доходы».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При этом пунктом 2 Основ ценообразования № 406 определено, что недополученные доходы – это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

При корректировке тарифов на услуги технического водоснабжения для ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» на 2018 год регулируемой организацией заявлены расходы на компенсацию недополученных доходов, связанных с фактическим снижением объемов реализации услуг по сравнению с плановыми объемами, учтенными органом регулирования в предыдущих периодах регулирования (2014-2016 гг.).

Таким образом, по мнению регулируемой организации, сумма недополученных средств в части оказываемых услуг технического водоснабжения составила 911,22 тыс. руб., при этом за 2014 г. – 175,46 тыс. руб., за 2015 г. – 463,89 тыс. руб., за 2016 г. – 271,86 тыс. руб.

Из письменных пояснений Комитета следует, что органом регулирования не приняты в расчет необходимой валовой выручки ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» 2018 года недополученные доходы за 2014-2016 гг., так как на основании приказа от 18.07.2017 № 954/17 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Водоканал Павловского городского поселения» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области» ФАС России было полностью отказано Заявителю во включении в необходимую валовую выручку на 2017 год недополученных доходов за 2013-2015 гг.

Также орган регулирования отмечает, что регулируемая организация предоставляла дополнительные материалы по корректировке необходимой валовой выручки в части недополученных доходов, при этом каждый раз меняя расчетные материалы.

Комитет не принял недополученные доходы за 2016 год, так как их величина не подтверждается данными представленных форм статистической (форм статистического федерального наблюдения № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций») и бухгалтерской отчетности за 2016 год, так как органом регулирования выявлены расхождения.

ФАС России при анализе заявленных ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» на разногласия требований выявлено, что в представленном Заявителем расчете недополученных доходов за 2014-2016 гг. отражен расчет неполученных доходов с учетом экономии по условно-переменным статьям затрат, напрямую зависящей от снижения объемов реализации услуг, а именно экономия по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог».

Таким образом, в связи с тем, что регулируемой организацией представлено в ФАС России подтверждение образования недополученных доходов, заявленные требования в части оказываемых услуг технического водоснабжения подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, в том числе недополученные доходы за 2014 год в размере 175,46 тыс. руб. подлежат дополнительному учету в необходимой валовой выручке 2018 года, недополученные доходы за 2015 год в размере 463,89 тыс. руб. подлежат дополнительному учету в необходимой валовой выручке регулируемой организации не позднее, чем в 2019 году, недополученные доходы за 2016 год в размере 271,86 тыс. руб. подлежат дополнительному учету в необходимой валовой выручке не позднее, чем в 2020 году.

4) По статье «Расходы на арендную плату».

Пунктом 80 Основ ценообразования № 406 определено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 определено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 44 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Затраты по статье «Расходы на арендную плату» заявлены ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» в части оказываемых услуг технического водоснабжения в размере 462,72 тыс. руб.

Органом регулирования, в свою очередь, расходы на арендную плату не учтены в полном размере.

ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» считает неучет органом регулирования расходов по арендной плате недопустимым, так как весь состав производственного оборудования и инженерных сетей, необходимых для осуществления производственной деятельности, принадлежит ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» на праве аренды по договорам с Администрацией МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области и с АО «Тайм».

Заявитель отмечает, что арендная плата Администрации МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области установлена на основании оценки рыночной стоимости, проведенной ООО «НЭКО» по договору №2013/41 от 26.14.2013 г.

Арендная плата за пользование имуществом, находящего в ведении Администрации МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области по договору от 29.09.2017 № 4 (срок договора с 01.11.2017 по 30.09.2018), составляет 387,755 тыс. руб., в том числе в части технического водоснабжения — 3,63 тыс. руб.

Расчет экономически обоснованного размера арендной платы имущества, переданного арендодателем АО «Тайм» по договору аренды от 31.08.2017 № 1А/2017 (срок действия договора с 01.09.2017 по 31.07.2018), представлен в материалах и составляет в год 4 397,256 тыс. руб., в том числе в части технического водоснабжения – 459,09 тыс. руб.

Заявитель также отмечает, что на момент рассмотрения вопроса обоснованности расходов, включенных регулируемой организацией в расчет тарифа на 2018 год, в распоряжении Комитета имелись договоры аренды с АО «Тайм» № 5А/2016 от 30.09.2016 года и с Администрацией МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области № 3 от 01.11.2016 года, при этом Заявитель не предоставлял в орган регулирования никакие документы, которые свидетельствовали бы об отказе сторон договора от продолжения арендных отношений, что, согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ свидетельствует о заключении указанных договоров аренды на неопределенный срок.

Кроме того, в обоснование расходов на арендную плату на 2018 год Заявитель направил Комитету копии договоров аренды с АО «Тайм» №1 А/2017 от 31.08.2017 года и с Администрацией МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области №4 от 29.09.2017 года, однако указанные документы были оставлены органом регулирования без внимания.

В письменном мнении Комитет обращает на то, что руководствуясь положениями пункта 80 Основ ценообразования № 406, затраты на арендную плату корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов от их плановых значений.

Так, в части оказываемых услуг технического водоснабжения фактические затраты по данной статье за 2016 год составили 199,22 тыс. руб., при том, что Комитетом данные затраты были учтены в тарифе на 2016 год в размере 512,91 тыс.руб.

Орган регулирования также отмечает, что регулируемая организация представила дополнительные материалы при корректировке регулируемых тарифов на 2018 год, а именно:

- договор аренды с Администрацией МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области от 29.09.2017 № 4, Приложение № 1 к акту приема передачи от 29.09.2017 (перечень имущества, где указана арендная плата в месяц по каждому арендуемому объекту), без расчета амортизации, налогов на имущество и налога на землю;

- договор аренды с АО «Тайм» от 31.08.2017 № 1А/2017, Приложение № 1 к договору (перечень имущества, где указана арендная плата в месяц по каждому арендуемому объекту), без расчета амортизации, налогов на имущество и налога на землю.

По мнению Комитета, договор аренды с Администрацией МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области заключен в нарушении Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2015 года передача владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, допускается только по концессионным соглашениям.

При этом Администрация МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области в письме к Комитету пояснила, что договор с ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» заключен без конкурса и аукциона на основании статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», так как все переданные сети и сооружения согласно СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», СНиП 3.05.04-85 «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации» являются комплексом технических средств и сооружений, предназначенных для перекачки воды питьевого и технического качества, пожаротушения и т.п., водоотведения сточных вод, включающих в себя трубопроводы, водозаборные сооружения, насосные станции, водоочистительные станции и т.п., относятся к системам инженерно-технического обеспечения, созданным для удовлетворения нужд потребителей и самостоятельной службы не имеют.

Также Администрация МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области в ответе Комитету ссылается на письмо ФАС России от 30.06.2017 № РП/44685/17, в котором указано, что если дата ввода в   эксплуатацию   систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами могут быть переданы по   договорам аренды, заключенным без проведения  конкурса на право заключения   указанных договоров, лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, Администрация МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области поясняет, что 15.08.2013 г. Управлением ФАС России по Ленинградской области было вынесено решение по делу № 598-04-2781-А/13, которое подтвердило законность заключения договора аренды.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что при предоставлении в орган регулирования заявления о корректировке регулируемых сферах в части оказываемых услуг технического водоснабжения на 2018 год, ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» изначально были заявлены суммы ниже представленных в ФАС России, а именно в части оказываемых услуг технического водоснабжения – 199,77 тыс. руб.

В дальнейшем регулируемой организацией изменены заявленные величины в калькуляции статей, однако расчетов по данный статье Респонденту представлено не было.

ФАС России также отмечает, что в представленных материалах ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» отражен расчет расходов по арендной плате по договору аренды с ЗАО «Тайм» от 31.08.2017 № 1А/2017. При этом в части расчета расходов по амортизационным отчислениям по арендованному имуществу учтены расходы по процентам по кредитам в размере 681,71 тыс. руб. в год, при этом регулируемой организацией не представлено обоснования необходимости начисления данных процентов по арендованному имуществу. Кроме того, в калькуляции арендной платы по данному договору заложена прибыль в размере 985,93 тыс. руб. в год, что не предусмотрено пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

В связи с чем, по договору аренды с АО «Тайм» от 31.08.2017 № 1А/2017 органу регулирования необходимо пересчитать расходы по данному договору с учетом дополнительно запрошенных у ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» расчетов, отражающих разделение расходов на арендную плату по данному договору по видам деятельности, и исключением составляющих не предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

ФАС России отмечает, что расчет расходов по арендной плате с учетом положений пункта 44 Основ ценообразования №406 по договору аренды с Администрацией МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области от 29.09.2017 № 4 в ФАС России не представлен.

Более того, согласно письму Администрации МО Павловское городского поселения Кировского района Ленинградской области (исх. от 12.04.2018 № 387) арендуемые объекты водоснабжения и водоотведения находятся в казне муниципального образования Павловского городского поселения, в связи с чем не осуществляется расчет амортизации в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Таким образом, расходы по данному договору не могут быть учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации.

5) По натуральному показателю - объему реализации в части оказываемых услуг технического водоснабжения.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования №406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний №1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пунктам 5 и 8 Методических указаний №1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, и определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

Также в соответствии с пунктом 5 Методических указаний №1746-э при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 №6.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний №1746-э расчет объема принятых сточных вод осуществляется с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

В заявлении регулируемая организация указывает, что величина объема реализации технической воды на 2018 год, установленная оспариваемым решением, составляет 106,67 тыс. куб. м.

Величина оказываемых услуг по техническому водоснабжению, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 85,65 тыс. куб. м.

ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» поясняет, что разногласия в объемах реализации заключаются в том, что единственный потребитель технической воды (Павловский завод строительных материалов) планомерно производит сокращение производственных мощностей и, как следствие, объем потребления товарной воды.

При этом Заявитель отмечает, что орган регулирования установил объем реализации технической воды исходя из сокращения плановых объемов на 5%.

Орган регулирования в направленном письме (вх. от 01.03.2018 рег. № 31055/18) (далее - письменное мнение), указывает на то, что объем товарной воды принят Комитетом со снижением не более 5% по отношению к объему товарной воды, утвержденной в 2017 году, в размере 112,00 тыс. куб. м.

Пунктом 5 Методических указаний №1746-э темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 % в год.

По расчету Управления, на основании направленных в ФАС России данных по фактическим объемам товарной воды за предшествующие периоды, темп изменения (снижения) потребления воды фактически превышает 5 % в год, исходя из чего при определении расчетного объема товарной технической воды в соответствии с формулой (1) пункта 5 Методических указаний №1746-э темп изменения (снижения) должен приниматься на уровне 5%.

Кроме того, в соответствии с формулой (1) пункта 5 Методических указаний №1746-э, объем воды, планируемой к отпуску в 2018 году, должен рассчитываться с учетом объема воды, отпущенного потребителям в 2016 году, а не с учетом объема воды, принятой органом регулирования в 2017 году.

Таким образом, по расчету ФАС России объем товарной технической воды на 2018 год составляет 85,65 тыс. куб. м., что совпадает с требованиями ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП», в связи с чем требования Заявителя признаны обоснованными в этой части.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 15, 29, 44, 64 Основ ценообразования № 406 и пункты 4, 5 Методических указаний № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП», указанные в заявлении о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения (исх. от 17.01.2018 № 30, вх. от 25.01.2018 рег. № 10951/18), к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

      1. Предписать органу регулирования в срок до 30.06.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Респондентом при корректировке тарифов ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» на 2018 год по приказу Комитета от 30.11.2017 № 308-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16 декабря 2016 года № 309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение» общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы», а именно провести анализ расходов по статье «Арендная плата» с учетом мотивировочной части приказа, и учесть средства, подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» 2018 года, не учтенные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, полученные в результате данного анализа, а также по статье «Недополученные доходы» за 2014 год дополнительно учесть средства в необходимой валовой выручке 2018 года в размере 175,46 тыс. руб., дополнительно учесть недополученные доходы за 2015 год в размере 463,89 тыс. руб. не позднее, чем в 2019 году, а также дополнительно учесть недополученные доходы за 2016 год в размере 271,86 тыс. руб. не позднее, чем в 2020 году в части оказываемых услуг технического водоснабжения; по объему реализации в части оказываемых услуг технического водоснабжения установить объем товарной технической воды в размере 85,65 тыс. куб. м.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересчитать расходы на электроэнергию на технологические нужды с учетом применения корректного индекса темпа роста цен на электроэнергию в размере 104,0% в части оказываемых услуг технического водоснабжения.

5. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:

- с 01.07.2018 установить (ввести в действие) тарифы на услуги технического водоснабжения, оказываемые потребителям ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП» на 2018 год, с учетом пунктов 3,4 настоящего приказа.

6. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГП».

7. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Ленинградской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, принятие которых предписано пунктами 3,4 и 5 настоящего приказа;

- протоколов заседаний правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на которых принимались вышеуказанные решения.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

Руководитель И.Ю. Артемьев

Приложенные файлы
приказ_706-18-1530543631.odt (32,9 КБ)
Приказ_№_706-18-1530543631.pdf (476,4 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь