Отчет о ходе исполнения в I полугодии 2018 года Публичной декларации целей и задач ФАС России на 2018 год

31 июля 2018, 16:28
Тип документа:

Отчет о ходе исполнения в I полугодии 2018 г.

Публичной декларации целей и задач ФАС России на 2018 год

 

Реализация Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618

Во исполнение подпункта «а» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 (далее – Национальный план), и в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № ДМ-П13-361, а также письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № П9-27452 Правительству Российской Федерации поручено утвердить план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка (далее – план мероприятий).

ФАС России письмом от 23.05.2018 № СП/37024-ПР/18 направлен запрос в заинтересованные федеральные органы исполнительные органы для представления предложений в план мероприятий.

Минприроды России (письмо от 31.05.2018 № 06-09-42/14798), Минтранс России (письмо от 25.05.2018 № 03-03/11181-ИС), Минтруд России (письмо от 25.05.2018 № 11-5/10/П-3497), Минздрав России (письмо от 25.05.2019 № 20-4/10/1-3287), Минсельхоз России (письмо от 24.05.2018 № 17/1853), Минкомсвязь России (письмо от 28.05.2018 № МЕ-П23-106-12674) сообщили об отсутствии предложений.

Минфин России (письмо от 30.05.2018 № 05-08-05/36831) сообщил, что предложения были даны в рамках федеральной «дорожной карты» по развитию конкуренции.

По итогам проработки принято решение о разработке отдельной «дорожной карты» по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка с выделением отдельных мероприятий из федеральной «дорожной карты» по развитию конкуренции.

ФАС России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы» (далее — проект распоряжения) и письмом ФАС России от 07.06.2018 № СП/42000-ПР/18 направлен на согласование в Минэкономразвитие России, Минтранс России, Минстрой России, Минэнерго России, Минкомсвязь России. Письмом ФАС России от 08.06.2018 № СП/42330-ПР/18 проект распоряжения направлен на согласование в Минфин России, Госкорпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства и ОАО «РЖД».

Проект распоряжения согласован Минкомсвязи России письмом от 14.06.2018 № МЕ-П23-106-14172.

Письмом ФАС России от 08.06.2018 № ИА/42457-ПР/18 проект распоряжения внесен в Правительство Российской Федерации.

Письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 09.06.2018 № П9-29603 проект распоряжения возвращен в ФАС России для внесения в установленном порядке с согласованием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

По проекту распоряжения 04.07.2018 состоялось согласительное совещание с федеральными органами исполнительной власти.

По результатам согласительного совещания проект распоряжения согласован без замечаний с Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минфином России.

По неурегулированным замечаниям составлены таблицы разногласий с Минтрансом России, Минфином России, Минэнерго России, Минстроем России, ОАО «РЖД», АО «Корпорация «МСП».

Указанные таблицы 06.07.2018 направлены для подписания в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

 

ФАС России в соответствии с Национальным планом, поручением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № ДМ-П13-361 разработаны план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на 2018 – 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации и план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Проект плана мероприятий по развитию конкуренции внесен в Правительство Российской Федерации 22.03.2018.

В Аппарате Правительства Российской Федерации проведены согласительные совещания по урегулированию разногласий с федеральными органами исполнительной власти.

В настоящее время неурегулированным остается ряд разногласий с Минфином России, Минздравом России и Минэкономразвития России.

 

В соответствии с подпунктами «а», «е» пункта 2 Национального плана разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Методических рекомендаций по внедрению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).

Методические рекомендации разработаны в целях формирования у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления единого подхода к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Письмом ФАС России от 25.05.2018 № СП/38471/18 проект распоряжения об утверждении Методических рекомендаций направлен в Минэкономразвития России, который согласован без замечаний.

Проект Методических указаний внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

 

Кроме того, в I полугодии 2018 года проведены следующие совещания руководства ФАС России и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в рамках реализации Национального плана:

  • 14 июня 2018 года в Новосибирске состоялась встреча заместителя руководителя ФАС России М.А. Овчинникова и врио губернатора Новосибирской области А.А. Травникова с участием руководителя Новосибирского УФАС России С.Г. Гаврилова по вопросу основных мер по реализации поручений, данных на совещании Государственного Совета по развитию конкуренции в рамках развития конкуренции и разработки проекта «дорожной карты».
  • 18 июня 2018 года в Правительстве Ивановской области состоялась встреча заместителя руководителя ФАС России М.А. Овчинникова, врио губернатора Ивановской области С.С. Воскресенским и заместителя Председателя Правительства Ивановской области - руководителя Комплекса экономического развития Ивановской области С.В. Давлетовой по вопросу Национального плана. Участники встречи обсудили методику разработки ключевых показателей развития конкуренции в регионе и план мероприятий «дорожную карту» развития конкуренции в Ивановской области.
  • 19 июня 2018 года в Правительстве Республики Дагестан состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского и первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Р.М. Алиева. В рамках содействия развитию конкуренции был определен 41 ключевой показатель, который находится на стадии разработки. Предложен проект «дорожной карты» развития конкуренции в Республике Дагестан, который в настоящее время требует доработки. В ходе встречи было подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Республики Дагестан.
  • 19 июня 2018 года в Санкт-Петербурге состоялось совещание статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Цариковского, губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко и вице-губернатора г. Санкт-Петербурга С.Н. Мовчана по вопросу реализации мероприятий Национального плана и исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания Государственного Совета по развитию конкуренции. Кроме того, был предложен проект «дорожной карты» развития конкуренции в Санкт-Петербурге, который находится на стадии доработки.
  • 21 июня 2018 года в Правительстве Смоленской области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России А.Г. Цыганова и губернатора Смоленской области А.В. Островского по вопросу реализации Национального плана и разработки «дорожной карты» развития конкуренции в Смоленской области. Представителями региона были озвучены трудности с применением методики расчета ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Подписано Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Правительством Смоленской области.
  • 25 июня 2018 года в Правительстве Курганской области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России А.Г. Цыганова и губернатора Курганской области А.Г. Кокорина, в ходе которого утверждено 33 ключевых показателя, а также был представлен проект «дорожной карты» развития конкуренции в Курганской области, которая находится на стадии доработки. В ходе обсуждений представителями региона были озвучены трудности с применением методики расчета ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Подписано Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Правительством Курганской области.
  • Также 25 июня 2018 года состоялось совещание заместителя руководителя Р.А. Петросяна и губернатора Калужской области А.Д. Артамонова по вопросу методики расчета ключевых показателей и проекта «дорожной карты» развития конкуренции в Калужской области, в ходе которого было подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Калужской области. Обсуждались вопросы методики расчета ключевых показателей, а также проект «дорожной карты» развития конкуренции в Калужской области.
  • 26 июня 2018 года в Правительстве Вологодской области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова и губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова по вопросу методики расчета ключевых показателей и разработки «дорожной карты» развития конкуренции в Вологодской области. Подписано Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Правительством Вологодской области.
  • 26 июня 2018 года в Липецкой области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России Р.А. Петросяна и губернатора Липецкой области О.П. Королева по вопросу реализации Национального плана, ключевых показателей и разработки «дорожной карты» развития конкуренции в Липецкой области. Подписано Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Правительством Липецкой области.
  • 27 июня 2018 года в Правительстве Ульяновской области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревский и губернатора Ульяновской области С. И. Морозова с участием руководителя Ульяновского УФАС России Г.С. Спирчагова, министра развития конкуренции и экономики Ульяновской области Р.Т. Давлятшина, директора департамента госзакупок И.А. Погорелова, председателя общественной палаты Ульяновской области А.В. Чепухина, главы Администраций региона и представители общественности. Правительством Ульяновской области определено 35 ключевых показателей в отдельных сферах (отраслях, рынках) для развития конкуренции. Кроме того, были разработаны проекты планов мероприятий «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции. Подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Ульяновской области.
  • 27 июня 2018 года состоялось совещание заместителя руководителя Р.А. Петросяна и губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, в ходе которого было подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Белгородской области.
  • 27 июня 2018 года в Самарской области состоялось совещание статс-секретаря - заместителя руководителя А.Ю. Цариковского и врио губернатора Самарской области Д.И. Азарова по вопросу разработки ключевых показателей и утверждения «дорожных карт».
  • 27 июня 2018 года в Правительстве Калининградской области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева и губернатора Калининградской области А.А. Алиханова по вопросу методики расчета ключевых показателей и разработки «дорожной карты». Подписано Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Правительством Калининградской области.
  • 28 июня 2018 года в Правительстве Тверской области состоялось совещание заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова и губернатора Тверской области И.М. Руденя по вопросу реализации Национального плана, методики расчета ключевых показателей и разработки «дорожных карт».

 

Совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации, а также механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящими трансграничный характер

Продолжена работа над проектом Инструментария по международному сотрудничеству конкурентных ведомств по противодействию недобросовестным практикам крупных транснациональных корпораций и трансграничным нарушениям правил конкуренции (далее - Инструментарий).

Работа в данном направлении проводится в рамках деятельности Дискуссионной группы ЮНКТАД по международному сотрудничеству, созданной в 2017 году по итогам 16-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД (далее - Дискуссионная группа).

В состав Дискуссионной группы вошли представители антимонопольных органов более чем из 50 заинтересованных стран.

В рамках Дискуссионной группы состоялось обсуждение проекта Инструментария (4 аудио-конференции и 1 очное заседание, а также 2 очных региональных заседания Дискуссионной группы в формате СНГ и БРИКС). Заинтересованными конкурентными ведомствами были направлены комментарии, как общего характера, так и по существу проекта Инструментария, с учетом которых подготовлена уточненная версия проекта Инструментария, в дальнейшем распространенная Секретариатом ЮНКТАД среди членов Дискуссионной группы ЮНКТАД по международному сотрудничеству.

В июле 2018 года вопрос о результатах деятельности Дискуссионной группы будет рассмотрен на 17-й сессии МГЭ ЮНКТАД, в ходе которой будут определены дальнейшие направления работы в данном направлении.

Также проводилась работа по расширению договорно-правовой базы, обеспечивающей международное сотрудничество с зарубежными конкурентными ведомствами в целях создания правовой основы для использования современных механизмов борьбы с трансграничными нарушениями антимонопольного законодательства.

Проведена работа по согласованию проекта Соглашения о сотрудничестве в области конкурентной политики между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь.

Данный проект Соглашения закрепляет современные механизмы сотрудничества антимонопольных органов России и Белоруссии при правоприменении. Следующим этапом станет проведение внутригосударственных процедур согласования проекта Соглашения, необходимых для его подписания.

Кроме того, проводится работа по подготовке законопроекта, предусматривающего правовое регулирование использования специального программного обеспечения – «ценовых роботов», позволяющих анализировать цены конкурентов и производить автоматическое ценообразование.

 

Создание эффективных механизмов противодействия картелям. Продвижение на международном уровне инициативы ФАС России по принятию международной конвенции «О борьбе с картелями»

Учитывая особую актуальность вопроса борьбы с международными картелями в современном мире, которые наносят существенный вред экономикам государств и благосостоянию граждан, вопрос создания эффективных механизмов противодействия им приобретает особую актуальность. Весьма важным является развитие практического взаимодействия антимонопольных органов разных стран при выявлении и пресечении международных картелей. Конвенция о борьбе с картелями призвана сыграть важную роль в процессе создания необходимой договорно-правовой базы, обеспечивающей возможность такого взаимодействия антимонопольных органов.

В 2017 году был сделан важный шаг на пути продвижения идеи принятия Конвенции – принято Заявление государств-участников СНГ о необходимости консолидации усилий мирового сообщества для эффективной борьбы с международными картелями и принятии Конвенции.

Решение о принятии Заявления предусматривает распространение его текста в ООН и других международных организациях, что будет способствовать продвижению инициативы государств-участников СНГ по принятию Конвенции на глобальном международном уровне.

В соответствии с обращением ФАС России МИД России была проведена необходимая работа по распространению Заявления в качестве официального документа 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН по пункту 17 (а) «Вопросы макроэкономической политики: международная торговля и развитие».

Следующими шагами по реализации инициативы по принятию Конвенции стала проработка вопроса по продвижению данной инициативы на площадке ООН с МИД России и Минэкономразвития России.

Также вопрос принятия Конвенции обсуждался с представителями зарубежных конкурентных ведомств в рамках прошедших международных мероприятий.

 

Развитие биржевой торговли наличными товарами (нефть, нефтепродукты, природный газ, лес, минеральные удобрения, и др.) и товарными деривативами на внутреннем рынке, а также биржевой торговли экспортной российской нефтью

ФАС России реализуются меры по развитию и совершенствованию механизмов организованных торгов нефтью, нефтепродуктами и природным газом, а также внедрению института регистрации внебиржевых договоров биржевыми товарами.

На заседаниях подкомитетов Биржевого комитета анализируется текущая ситуация на рынках нефти, нефтепродуктов и природного газа, а также ведется работа по развитию и совершенствованию биржевой торговли как на внутренние рынки Российской Федерации, так и на внешние.

Реализуемые ФАС России меры нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политик по развитию конкуренции» (далее - Указ № 618). Согласно Указу № 618 развитие организованных (биржевых) торгов в Российской Федерации закреплено в числе основополагающих принципов государственной политик по развитию конкуренции.

Указом № 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации (далее - Национальный план) с приложением перечня отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.

Согласно пункту 9 данного перечня ожидаемым результатом в сфере нефти и нефтепродуктов является развитие рыночных механизмов ценообразования, в том числе развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, а также развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты.

Развитие механизмов организованных торгов позволяет формировать биржевые, внебиржевые индексы на товары и способствует качественному налоговому и антимонопольному регулированию, что, в свою очередь, является фактором, препятствующим установлению монопольно высоких цен.

Начиная с 2013 г., объем биржевых торгов нефтепродуктами вырос до 20% от поставок на внутренний рынок Российской Федерации.

В I полугодии 2018 года ФАС России разработан и направлен на подписание проект Плана мероприятий АО «СПбМТСБ» по развитию мелкооптовой биржевой торговли нефтепродуктами и биржевых торгов моторным топливом с участием Оператора товарных поставок ПАО «Транснефть» на 2018-2019 год.

Кроме того, 13.07.2018 утвержден План мероприятий по развитию торгов поставочными и расчетными фьючерсными контактами на нефть и нефтепродукты в 2018 году.

ФАС России реализуется широкий комплекс мероприятий по развитию газового рынка и улучшения условий для предпринимательской деятельности на данном рынке, включая развитие организованной торговли газом, запуск системы коммерческой балансировки природного газа, изменение законодательства и запуск «пилотных проектов».

По состоянию на конец июля 2018 года общий объем проданного на биржевых торгах газа достиг отметки 54,239 млрд. кубометров газа (за весь период торгов с 24.10.2014).

В результате проведенной работы создана и совершенствуется необходимая нормативная правовая база для развития организованной торговли товарами (нефть, нефтепродукты, газ, пшеница, минеральные удобрения /карбамид марки Б/, сахар, зерно, лес и лесоматериалы), проводится систематическая работа по повышению ликвидности торгов, началу и развитию организованной торговли новыми товарами, в том числе в рамках Биржевого комитета при ФАС России.

Развитие механизма прозрачного ценообразования позволит обеспечить формирование справедливой рыночной цены на российскую нефть без привязки к иным котирующимся сортам нефти, возможность хеджирования валютных рисков, повышение устойчивости национальной валюты и создание условий для расширения торговли в национальной российской валюте и, тем самым, создаст предпосылки для формирования в России международного финансового центра.

Запуск системы товарообменных сделок «swap-операций» и реализация нефтепродуктов по принципу «поставка против платежа» через оператора товарных поставок ПАО «Транснефть» без физического перемещения товара позволят обеспечить снижение логистических издержек при реализации нефтепродуктов, а также ускорит процесс их доставки до потребителя.

В I полугодии 2018 года проведена работа по реализации следующих «дорожных карт», направленных на развитие биржевой торговли:

- по развитию торгов поставочными и расчетными фьючерсными контактами на нефть и нефтепродукты;

- по развитию организованной биржевой торговли агропродукцией;

- по развитию организованной торговли лесоматериалами.

Также проведены заседания подкомитетов Биржевого комитета: по развитию торгов лесом и лесоматериалов, минеральными удобрениями, углем, нефтью, газом и тд.

 

Активное содействие внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в целях реализации принципов государственной политики по развитию конкуренции

В I полугодии 2018 года проведены следующие семинары, совещания и другие мероприятия для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам развития конкуренции в регионах:

  • 3-4 апреля в г. Казань (Республика Татарстан) на площадке Учебно-методического центра ФАС России состоялся семинар-совещание о ходе внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с участием Минэкономразвития России, центрального аппарата и территориальных органов ФАС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей муниципалитетов;
  • 20-21 марта на площадке Московского УФАС России c участием центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России состоялся семинар-совещание по теме «Практика и проблемы внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»;
  • 4-5 июня на площадке Санкт-Петербургского УФАС России состоялась научно-практическая конференция, в которой выступили сотрудники центрального аппарата ФАС России с докладами на темы: «Внедрение Стандарта развития конкуренции в 2017 году. Итоги. Задачи», «Обобщение и анализ сведений о достижении целевых показателей региональных дорожных карт: актуальность и проблемы».

Кроме того, 27 июня в Минэкономразвития России состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Одним из основных вопросов повестки заседания было обсуждение предложений по внесению изменений в Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 «а» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 15.05.2018 № Пр-17ГС.

Территориальным органам письмом ФАС России от 12.03.2018 № АД/15815/18 направлены методические рекомендации по предоставлению экспертных заключений по докладам субъектов Российской Федерации на предмет влияния на состояние конкурентной среды в субъекте Российской Федерации мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также анализа региональных докладов.

Проанализированы 85 докладов субъектов Российской Федерации о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. Анализ проводился на предмет: перечня рынков, дорожных карт, сведений о достижении целевых показателей, выявления положительных региональных практик с целью разработки регионального раздела Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации.

Раздел в проект Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год подготовлен по результатам проведенного анализа докладов субъектов Российской Федерации.

Территориальным органам письмом ФАС России от 02.03.2018 № АД/14200/18 направлены рекомендации по вопросу заключения соглашения о взаимодействии с субъектами Российской Федерации по вопросам развития конкуренции с учетом положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы и утверждения планов по их реализации (внесение изменений в ранее заключенные соглашения и утвержденные планы).

Лучшие практики по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации включены в «белую книгу» проконкурентных региональных практик за 2017 год, размещенную 27.07.2018 на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Главная страница» / «Открытое ведомство» / «Белая и черные книги» (https://fas.gov.ru/pages/vazhnaya-informacziya/otkryitoe-vedomstvo/belaya-i-chernaya-knigi.html), что позволяет обеспечить дальнейшую «обратную связь».

Приложенные файлы
Отчет_о_ходе_реализации_в_1_пг_2018_Публичной_декларации_целей_и_задач_на_2018_год-1533043682.doc (90,0 КБ)
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь