Решение ФАС России о рассмотрении жалобы на постановление о наложении штрафа

15 августа 2014, 17:47

 

 

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление о наложении штрафа по

делу об административном правонарушении № 15/04-А-2014

 

«12» августа 2014 г. г. Москва

 

Я, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров Андрей Борисович, рассмотрев материалы жалобы на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 15/04-А-2014 от 17.06.2014 в отношении
ООО «Росгосстрах» (место нахождения: 140002, Московская область,
г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; дата регистрации в качестве юридического лица — 18.11.2002; ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641, КПП 502701001)
(далее — Жалоба), в присутствии защитника по доверенности от 14.07.2014
№ 1390 - Дхк Малышкина Г.А., которому разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила Жалоба (вх. от 03.07.2014 № 61175/14 ), по результатам рассмотрения которой установлено следующее.

Комиссией Чувашского УФАС России 29.04.2014 вынесено решение по делу № 45/04-AM3-2013 в отношении ООО «Росгосстрах» в лице филиала
ООО «Росгосстрах» в Чувашской Республике — Чувашии, согласно которому действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Чувашской Республике — Чувашии по нарушению порядка ценообразования при заключении договоров на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), признаны нарушающими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции).

На основании многочисленных обращений граждан на действия
ООО «Росгосстрах» по неприменению коэффициента КБМ за безаварийную езду при заключении договоров ОСАГО, Чувашским УФАС России было возбуждено дело № 45/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 4 Федерального Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
(далее — Закон об ОСАГО) установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии» (далее — Постановление Правительства № 739).

Согласно статье 6 Федерального закона от 25.12.2012 № 267-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 267-ФЗ), с 01.01.2013 до 30.06.2014 включительно при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО и представленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.

Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 1 статьи 6 Закона об ОСАГО).

Раздел 3 Постановления Правительства № 739 содержит формулу, которая применяется для расчета страховой премии в отношении транспортных средств, находящихся собственности физических лиц: Т=ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН, где КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

Постановлением Правительства от 14.09.2005 № 567
«Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО», в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО утверждено, что информация о страховых случаях в обязательном порядке предоставляется страховщиками для включения в информационную систему АИС ОСАГО.

В случае несоответствия информации, содержащейся в АИС ОСАГО и предоставленных страхователями, страховщик применяет сведения, содержащиеся в АИС ОСАГО, а так же, при наличии, сведения, содержащиеся в собственных операционных системах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией достоверно доказаны факты нарушения порядка ценообразования, установленного нормативно-правовыми актами при заключении договоров ОСАГО по обратившимся заявителям.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» в нарушение требований пунктов 1, 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, статьи 6 Федерального закона № 267-ФЗ, пункта 3 раздела 2 Постановления Правительства № 739 при расчете размера страховой премии по вышеуказанным договорам ОСАГО применило коэффициент КБМ отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

Также, согласно письмам РСА от 30.12.2013 № И-57027, от 24.03.2014
№ И-13969 и от 09.04.2014 № И-17009, представленным по запросам Чувашского УФАС России от 12.12.2013 № 04-06/8982, от 12.03.2014
№ 04-05/1584 и от 31.03.2014 № 04-05/2190, установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 3 статьи 30 Закона об ОСАГО в целях информационного обеспечения осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, анализа экономической обоснованности страховых  тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, и реализации иных положений Закона об ОСАГО была создана автоматизированная система обязательного страхования (далее - АИС РСА), содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012
№ 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в АИС РСА.

В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно- телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

В этом случае значение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, не может составлять менее 1.

В соответствии с примечаниями 3, 5, 7 пункта 3 раздела 1
«Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»
(далее — Страховых тарифов), утвержденных Постановлением Правительства № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.

В соответствии с пунктом 10 Примечания к пункту 3 Страховых тарифов по ОСАГО для определения КБМ учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения нового договора ОСАГО.

Если на стадии передачи информации о заключенном договоре ОСАГО в АИС РСА будет выявлено несоответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО и необходимых для расчета коэффициента КБМ, страховщик обязан в случае обнаружения факта переплаты страховой премии направить уведомление страхователю и вернуть излишне уплаченную часть страховой премии в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона № 267-ФЗ, согласно которому страховщик в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия:

а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии;

б) вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения о владельцах, транспортных средств, предоставивших страховщику заведомо ложные сведения, если эти сведения повлекли за собой уменьшение размера страховой премии;

в) возвращает страхователю излишне уплаченную им часть страховой премии при наличии соответствующего заявления страхователя в письменной форме, если данные, указанные страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, повлекли за собой увеличение размера страховой премии.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, то есть злоупотребление доминирующим положением. Одним из таких запретов является запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции).

Решением от 29.04.2014 Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что ООО «Росгосстрах» в лице Филиала ООО «Росгосстрах» в Чувашской Республике — Чувашии, занимающее в пределах Чувашской Республики доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО, нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

При указанных обстоятельствах, в действиях ООО «Росгосстрах» усматривается совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Действия по соблюдению законодательства со стороны
ООО «Росгосстрах» не были совершены, объективных обстоятельств, препятствующих применению страховых тарифов по ОСАГО в соответствии с Постановлением Правительства № 739 не установлено, то есть у
ООО «Росгосстрах» имелась возможность для соблюдения требований применения страховых тарифов согласно Федеральному закону об ОСАГО от 25.04.2002 № 40-ФЗ и Постановлению Правительства № 739, и
ООО «Росгосстрах» имело правовую и реальную возможность эту обязанность выполнить, но фактически не предприняло.
На рассмотрении Жалобы ООО «Росгосстрах» указал на необоснованный вывод Чувашского УФАС России о том, что ООО «Росгосстрах» доминирует на рынке ОСАГО Чувашской Республике.

Однако согласно решению Чувашского УФАС России от 29.04.2014
№ 04-05/3288, представленному в материалах дела, доминирующее положение ООО «Росгосстрах» установлено с учётом требований статьи 5 Закона о защите конкуренции и постановления Правительства РФ от 09.06.2007 № 359
«Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)».

Также ООО «Росгосстрах» указал на неверное время совершения административного правонарушения в протоколе № 15/04-А-2014 об административном правонарушении, что также не может являться препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении, так как в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении возвращается должностному лицу, которым был составлен протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая невозможности восполнения при рассмотрении дела. В пункте 4 протокола № 15/04-А-2014 об административном правонарушении дана ссылка на решение от 29.04.2014
№ 04-05/3288 содержащее указание на время совершения административного правонарушения соответствующих мер.

При назначении административного наказания учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.2 КоАП смягчающих административную ответственность ООО «Росгосстрах», не установлено.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП отягчающих административную ответственность ООО «Росгосстрах», не установлено.

В силу примечания 4 к статье 14.31 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штраф, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, заместитель руководителя Чувашского УФАС России Котеев В.В. правомерно назначил ООО «Росгосстрах» наказание в виде административного штрафа, который предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП с учетом примечания 4 к статье 14.31 КоАП.

Таким образом при рассмотрении Жалобы нарушений КоАП процессуального характера, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 15/04-А-2014 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 15/04-А-2014 от 17.06.2014 в отношении
ООО «Росгосстрах», оставить без изменения, а жалобу ООО «Росгосстрах» без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

 

 

 

 

 

Приложенные файлы
Вложение..pdf (71,8 КБ)
Вложение..odt (30,4 КБ)
Связанное управление
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь