Интервью Елены Заевой для журнала "Конкуренция и право"

24 мая 2024, 12:25
2686 img 4841

«Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов в отдельном законе»

Несмотря на отмену моратория на внеплановые проверки ИТ-компаний, антимонопольная служба настроена взаимодействовать с бизнесом в формате модерации, заверила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Александровна Заева. Вместе с тем в ведомстве считают, что растущему рынку маркетплейсов нужна законодательная донастройка. Подробности в интервью «Конкуренции и праву».

— Елена Александровна, недавно ФАС России по итогам анализа рынка маркетплейсов признала Wildberries и Ozon коллективными доминантами. Какой сигнал для бизнеса в сфере электронной коммерции дает это исследование?

— Да, изучение рынка маркетплейсов за период с 2021 года по третий квартал 2023 года завершено. По итогам выявлено доминирование Wildberries и Ozon, доли которых составляют 47 и 35,5 процента соответственно. Следовательно, запреты, установленные Законом о защите конкуренции1 на злоупотребление доминирующим положением, применяются к этим компаниям. В ходе анализа мы установили, что за последние два с половиной года товарооборот на маркетплейсах, количество продавцов, которые реализуют на них товары, выросли в разы. Это говорит о растущем влиянии рынка электронной торговли на экономику и потребителей. В дальнейшем будем осуществлять его мониторинг.

— Какие рынки и практики платформ сейчас также в фокусе внимания ведомства?

— Еще один рынок, которому мы уделяем внимание и на котором проводим мониторинг, — агрегаторов такси. В ближайшее время планируем актуализировать его анализ.

— Есть статистика по жалобам граждан и бизнес-пользователей на владельцев цифровых платформ? На какие недобросовестные практики чаще жалуются?

— В 2022 и 2023 годах служба фиксировала заметный рост обращений предпринимателей и потребителей на различные практики маркетплейсов. В частности, на Wildberries за прошлый год таких жалоб поступило более 500. Это и навязывание условий договора, завышение тарифов на логистику и хранение, введение штрафных санкций для предпринимателей, платный возврат некачественного товара и другие спорные случаи. Причем речь о жалобах и от партнеров маркетплейсов — продавцов, и от пользователей этих площадок. К нам также поступают жалобы на «Яндекс.Такси» как от пассажиров, так и от водителей. За прошлый год — более 300. Они вызваны стоимостью поездок и мерами, которые агрегатор применяет в связи с блокировками.

- Последние два года в условиях моратория на проверки ИТ-компаний служба реагировала на нарушения в основном инструментами мягкого регулирования. Обсуждения с участниками рынка, их информирование об антиконкурентном поведении, рекомендации профильного Экспертного совета ФАС России. Мораторий отменен. Формат добровольного устранения нарушений актуален?

— Несмотря на отмену моратория, по нашему мнению, важно развивать взаимодействие с рынком на основе модерации. На площадке Экспертного совета по развитию конкуренции в области ИТ при ФАС России все участники рынка имеют возможность обсудить как добросовестные, так и недобросовестные практики. Там мы публично освещаем кейсы и вопросы в отношении цифровых платформ, с которыми обращаются граждане и малый бизнес.

Регулирование должно учитывать специфику услуг маркетплейсов как владельцев информационного ресурса, обеспечивающего взаимодействие покупателей, продавцов и пунктов самовывоза

— Служба не раз подчеркивала важность и необходимость саморегулирования на диджитал-рынках. Как Вы оцениваете его эффективность и готовность бизнеса к добровольному и ответственному самоконтролю?

— Наиболее показательными здесь стали дело против «Яндекса» о приоритизации в поиске их собственных продуктов и заключенное в результате мировое соглашение, которое сейчас исполняется всеми сторонами. Мы могли уйти в долгие судебные разбирательства, но совместными усилиями сумели реализовать механизмы, позволяющие всем участникам рынка успешно развиваться. Такие меры однозначно могут быть более эффективными по сравнению с противодействием компаний исполнению наших требований. Поэтому служба продолжает делать акцент на адаптации антимонопольного регулирования к современным условиям и надеется на добросовестное поведение компаний.

Установление требований к маркетплейсам, аналогичных тем, что предусмотрены для торговых сетей, способно замедлить или даже ограничить развитие новых форм ведения бизнеса в сфере электронной торговли

— В Госдуме обсуждают несколько инициатив о дополнительных требованиях и ограничениях для маркетплейсов. На Ваш взгляд, нужны сегодня поправки об усилении госрегулирования электронной торговли?

— Мы уже обсуждали рост товарооборота маркетплейсов, увеличение количества продавцов и покупателей. По нашему мнению, это говорит о целесообразности введения регулирования для определения в правовом поле участников оборота товаров через такие площадки. Необходимо установить их права и обязанности, а также особенности взаимодействия маркетплейсов с отдельными категориями потребителей. Это нужно для того, чтобы рынок развивался в условиях эффективной конкуренции, для защиты прав экономически зависимых сторон, прежде всего потребителей. При этом регулирование должно учитывать специфику услуг маркетплейсов как владельцев информационного ресурса, обеспечивающего взаимодействие покупателей, продавцов и пунктов самовывоза. Нужно обеспечить защиту законных прав и интересов всех участников гражданского оборота. По сути маркетплейсы не являются торговыми организациями, они не осуществляют реализацию товаров, и их отношения с покупателями, продавцами и пунктами самовывоза существенно отличаются от отношений в структуре торговой сети. Установление требований к маркетплейсам, аналогичных тем, что предусмотрены для торговых сетей, может не разрешить проблемы, возникающие в сфере правоотношений онлайн-площадок с продавцами, покупателями и владельцами пунктов самовывоза. Но при этом способно замедлить или даже ограничить развитие новых форм ведения бизнеса в сфере электронной торговли. Мы считаем целесообразным рассмотреть вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов в отдельном федеральном законе, учитывающем специфику всех участников рынка. Регулирование должно предусматривать, в частности, определение участников рынка, требования к заключению и исполнению договоров, заключаемых электронными торговыми площадками. Важно учесть и требования к владельцам таких площадок: это контроль размещения информации о товаре, особенности взаимодействия с покупателями, продавцами и владельцами пункта самовывоза, в том числе при возврате товара.

Интервью подготовила Оксана Бодрягина, шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь