Протокол Заседания экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере образования и науки

11 декабря 2013, 11:04

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ ФАС РОССИИ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
19 сентября 2013 г. №15

 

Председательствовал: Нижегородцев Т.В.
Присутствовали:
члены Экспертного совета:

Шаравская Н.А.,
Золотухина И.А.,
Волгина А.В.,
Данилина Т.П.,
Суслова В.А.,
Восторгова Е.В.,
Ягодкин Л.С.,
Панин В.В.

приглашенные:
начальник отдела развития инфраструктуры общего образования Департамента государственной политики в области общего образования Минобрнауки России -  Трипольская И.Ю.;
генеральный директор ОИПЦ «Перспективы
образования» г.Краснодар - Земцов В.Е.

главный редактор ООО «Грамотей» - Шклярова Т.В.;
заместитель Генерального директора издательства «Айрис-пресс» -  Немов Ю.Ю.;
генеральный директор издательства «Баласс» - Бунеев Р.Н.;
адвокат адвокатской палаты г.Москвы - Джавадов К.И. ;
главный редактор издательства «Вита-пресс» - Антонова Л.В.;
директор Ассоциации «Российский учебник» - Кузнецов Б.А.;
главный редактор издательства «Экзамен» - Яновский Д.В.;
главный редактор издательства «Титул» - Борисов В.Л.;
коммерческий директор издательства «Дрофа» - Афанасьев А.Я.


1. О влиянии на состояние конкуренции на рынке учебников последствий реализации приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
_______________________________________________________
Нижегородцев Т.В., Золотухина И.А., Волгина А.В., Бунеев Р.Н.,
Джавадов К.И., Антонова Л.В., Восторгова Е.В., Панин В.В.,
Трипольская И.Ю., Данилина Т.П., Земцов В.Е., Немов Ю.Ю.

Заслушаны и приняты к сведению выступления членов Экспертного совета и приглашенных российских книгоиздателей, авторов учебников, членов Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник», объединяющей издателей, занимающих более 75 % рынка учебной литературы, представителей Минобрнауки России, образовательного сообщества, общественных организаций, по вопросу несоответствия отдельных положений приказа Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее – Приказ Минобрнауки России № 1047) требованиям антимонопольного законодательства и законодательства об образовании в Российской Федерации.
Приглашенные на заседание книгоиздатели и авторы учебников сообщили, что ситуация на рынке учебников вследствие издания этого проекта приведет к существенному ограничению конкуренции и, как следствие, к повышению цен на учебники. Было также отмечено, что это создаст дополнительные административные барьеры входа на рынок новым авторам учебников, а также повлечет необходимость повторного проведения экспертиз учебников, срок экспертизы которых не истек.
В соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в Российской Федерации) учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы.
Участники заседания отметили, что согласно пунктам 3 и 6 статьи 8 Закона об образовании в Российской Федерации финансирование приобретения учебников и учебных пособий осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии с приказом Минобрнауки России № 1047 в комплекте, представляемом на экспертизу, вместо оригинал-макета учебника представляется учебник, «полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный», а также содержится требование с 1 января 2015 года предоставлять электронную версию учебника и электронное приложение к нему для включения учебника в федеральный перечень учебников (далее – также ФПУ). Таким образом, действие Приказа Минобрнауки России № 1047 приведет к удорожанию стоимости экспертизы учебников и, соответственно, к увеличению издержек издательств, что может отразиться на стоимости учебников и, как следствие, потребует выделения дополнительных средств из бюджета на закупку необходимого количества учебников.
В ходе заседания Экспертного совета было отмечено, что Министерство образования и науки России при подготовке указанного приказа не производило расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий его принятия и не обращалось за согласованием в Минфин России. Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009, «Проект нормативного правового акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.».
Участники заседания обратили внимание на то, что в Законе об образовании в Российской Федерации отсутствует требование предоставления на экспертизу учебников в комплекте с учебником в печатном виде, учебника в электронной форме и электронного приложения к учебнику. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 18 Закона об образовании в Российской Федерации библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован, в том числе, печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).
Книгоиздатели и авторы учебников сообщили, что требование предоставления на экспертизу учебников в комплекте с учебником в печатном виде, учебника в электронной форме и электронного приложения к учебнику, является незаконным. Наличие электронной версии учебника и электронных приложений к нему может найти отражение в ФПУ как дополнительная информация.
Законом об образовании в Российской Федерации в целях включения учебника в ФПУ предусмотрено проведение экспертизы. Книгоиздатели и авторы учебников сообщили, что в настоящее время учебники проходят научную и педагогическую экспертизу. Согласно приказу Минобрнауки России № 1047 дополнительно вводятся еще две экспертизы: общественная экспертиза, этнокультурная и региональная экспертиза.
Участники заседания отметили, что предложенный в приказе порядок проведения общественной экспертизы является дополнительным, не предусмотренным законодательством, барьером для входа хозяйствующих субъектов на рынок школьных учебников и противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Книгоиздатели и авторы учебников считают, что право участия в общественной экспертизе, как форме общественного контроля качества учебных изданий (учебников и учебных пособий), должно быть предоставлено всем участникам образовательного процесса. Участники заседания сообщили, что общественная экспертиза учебной изданий в 2008 году была организована Минобрнауки России на своем сайте и заслужила положительную оценку учительского сообщества. В ряде регионов Российской Федерации были созданы специальные региональные центры информационной поддержки открытого обсуждения учебников. Эта форма общественной экспертизы была признана образовательным сообществом как эффективная, прозрачная, открытая и, к тому же, бесплатная.
Участники заседания также считают, что принятие приказа Минобрнауки России № 1047 приведет к необходимости повторного проведения экспертиз учебников, включенных в ФПУ, срок экспертизы которых не истек. Учитывая, что закон не имеет обратной силы, Минобрнауки России не вправе устанавливать требование проведения повторной экспертизы до окончания срока ее действия, ранее определенного законодательством. Кроме того, представляется целесообразным установить срок действия экспертизы не менее 5 лет в силу того обстоятельства, что учебный цикл начального общего и основного общего образования составляет соответственно 4 года и 5 лет.
По результатам обсуждения представитель Минобрнауки России сообщила, что работа над приказом Минобрнауки России № 1047, который в настоящее время находится на рассмотрении в Минюсте России, будет продолжена.

2. О влиянии на состояние конкуренции на рынке учебных пособий последствий издания приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования» ________________________________________________________________

Нижегородцев Т.В., Золотухина И.А., Волгина А.В., Бунеев Р.Н.,
Джавадов К.И., Антонова Л.В., Восторгова Е.В., Панин В.В.,
Трипольская И.Ю., Данилина Т.П., Земцов В.Е., Немов Ю.Ю.

Заслушаны и приняты к сведению выступления членов Экспертного совета и приглашенных российских книгоиздателей, авторов учебников, представителей Минобрнауки России, образовательного сообщества, общественных организаций по вопросу влияния на состояние конкуренции на рынке учебных пособий последствий издания приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования» (далее – Приказ).
Наибольшее беспокойство издательств вызвала формулировка пункт 4 Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования: «В Перечень организаций включаются организации, издающие учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Участники заседания отметили, что утверждение этого Приказа лишит издательства, которые выпускают учебные издания, не являющиеся учебниками, возможности быть допущенными на рынок учебных пособий, несмотря на большой опыт в этой сфере деятельности. Также издательства считают, что издание Приказа приведёт к существенному ограничению конкуренции на рынке учебных пособий, что приведёт к снижению качества этой литературы и повышению цен на неё.
Представитель Минобрнауки России сообщила, что Министерством было принято решение отложить принятие Приказа с целью дальнейшей его доработки.

По итогам обсуждения члены Экспертного совета приняли решение рекомендовать ФАС России:

1. Направить в Минобрнауки России и Минюст России письма по вопросу несоответствия отдельных положений Приказа Минобрнауки России № 1047 антимонопольному законодательству, законодательству об образовании и о выявленных рисках принятия такого приказа.
2. Направить письмо в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой дать оценку отсутствия необходимых расчетов и обоснований финансовых последствий реализации Приказа Минобрнауки России № 1047.
3. Обратиться в Минобрнауки России с предложением организовать общественное обсуждение обоих проектов приказов с участием ФАС России и экспертного сообщества.

Председательствующий Т.В. Нижегородцев

Ответственный секретарь
Экспертного совета И.А. Золотухина

 


 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь