Протокол Заседания рабочей группы Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

05 ноября 2013, 09:59

Федеральная антимонопольная служба
ПРОТОКОЛ

Заседания рабочей группы Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
23 октября 2013 г. 15 ч. 00 м. г. Москва
Председательствующий: В.Б. Мишеловин – начальник Управления контроля органов власти ФАС России.
Секретарь: С.С. Кобзев – заместитель начальника отдела расследований Управления контроля органов власти ФАС России.
Присутствовали:

1. Кузнецов Андрей Владимирович – заместитель начальника Управления контроля органов власти ФАС России
2. Садовникова Мария Ивановна – начальник отдела расследований Управления контроля органов власти ФАС России
3. Бурцев Димитрий Геннадьевич – заместитель начальника Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Росалкогольрегулирования
4. Ерин Андрей Владимирович - директор по корпоративным отношениям ОАО "СанИнБев" – представитель Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции
5. Гейдорф Юрий Александрович - заместитель директора по правовым вопросам ООО "Русский Стандарт Водка"
6. Гиба Мария Юрьевна – консультант отдела технического регулирования и технических условий в сфере регулирования алкогольного рынка Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Росалкогольрегулирования
7. Небольсин Алексей Евгеньевич – член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
8. Абрамова Лилия Георгиевна – ведущий юрисконсульт Отдела коммерческого права ОАО Пивоваренная компания «Балтика»
9. Шитков Станислав Олегович – заместитель директора по логистике ОАО Пивоваренная компания «Балтика»
10. Цыганков Владимир Александрович – заместитель генерального директора Комитета производителей алкогольной продукции
11. Цветкова Елена Вячеславовна – генеральный директор ООО «Международный Исследовательский Центр«Пиво и напитки ХХI век»
12. Аксаний Виталий Сергеевич – директор по экономике ТВК «КУБАНЬ»
13. Иванов Андрей Николаевич – директор департамента потребительского рынка Ростовской области
ПОВЕСТКА: рассмотрение замечаний Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции по проекту приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка «О Требованиях к складским помещениям, используемым для оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в Технические условия в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденные приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. № 59н» (далее – Проект приказа).
Выступили:

В.Б. Мишеловин: о регламенте проведения заседания рабочей группы.
А.В. Ерин: проект приказа распространяет требования к складским помещениям, используемым для оборота пива и пивных напитков. Утверждение приказа в предложенной редакции негативно повлияет на отрасль и смежные рынки.
Союзом российских производителей пиво-безалкогольной продукции проведена оценка рынка складских площадей в России. Только в 6 крупнейших городах России имеются склады, соответствующие требованиям, установленным в Проекте приказа, из них примерно 5% на текущий момент свободны.
Проект приказа не учитывает особенности оборота пива и пивных напитков. Это и большее количество товарных позиций, и особенности складирования и сезонность.
Инвестиции, которые придется привлечь для приведения складов в соответствие требованиям Проекта приказа (на примере склада площадью 5 000м2 в г.Клин) составят 1 000 000 евро. Из них 140 000 000 рублей составят затраты на энергоснабжение.
Е.В. Цветкова: в настоящее время хранение алкогольной продукции производится в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – Технический регламент). Техническим регламентом установлена ответственность за несоблюдение условий хранения пищевой продукции. Статьей 17 Технического регламента установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. То есть производитель самостоятельно определяет эти параметры.
В.А. Цыганков: по мнению Комитета производителей алкогольной продукции требования Росалкогольрегулирования, установленные в Проекте приказа основаны на законе. Поскольку с 2013 года пиво и пивные напитки законодательно отнесены к алкогольной продукции, требования к хранению алкогольной продукции должны быть распространены на всех участников рынка, а не только на лицензиатов.
Вместе с тем, необходимо отметить несоответствие Проекта приказа требованиям Технического регламента. Требования по кондиционированию, показателям температуры и влажности – нагрузка на всю отрасль.
А.Е.Небольсин: в соответствии со статьей 25 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям. Таким образом, за несоблюдением технических условий, в том числе и утвержденных приказом 59н, следует санкция – изъятие из оборота.
Субъекты малого и среднего бизнеса не способны выполнить условия Проекта приказа. Выполнение всех требований Проекта приказа возможно только крупнейшими участниками рынка. Малый и средний бизнес уйдет с рынка. Общие затраты отрасли, в случае вступления в силу Проекта приказа, по экспертным оценкам, составят 25-40 млрд.руб.
А.Н. Иванов: в Ростовской области одним из основных плательщиков акциза является пивоваренная копания «Балтика».
Ростовская область не сможет обеспечить все организации, осуществляющие оборот пива складами, соответствующими требованиям Проекта приказа. Опыт ужесточения иных требований к участникам рынка показывает, что часть легального рынка станет нелегальной. Все это может негативно отразится как на участниках рынка, так и на региональных бюджетах в связи со снижением собираемости акцизных платежей.
Е.В. Цветкова: пивная отрасль тесно связана с безалкогольной продукции. В России нет складов, на которых хранится исключительно пиво. Проектом приказа не учитывается такая специфика отрасли как сезонность. Принятие Проекта приказа в предлагаемой редакции приведет к перераспределению рынка аренды складских площадей. Пиво вынуждено будет храниться на лицензированных складах, которые не приспособлены к объемам хранения в десятки раз превышающие текущие.
Д.Г. Бурцев: при разработке проекта приказа Росалкогольрегулирование руководствовалось исключительно нормами действующего законодательства. Пиво – алкогольная продукция, и требования к нему должны быть идентичны другим видам алкогольной продукции. По имеющейся у Росалкогольрегулирования информации, в настоящее время значительное количество складских площадей используются по сезонности для хранения пива. Росалкогольрегулирование не обладает необходимой информацией об объемах хранения. В декларациях именно по пивной отрасли наблюдаются значительные расхождения по объемам произведенной продукции. В Проект приказа продублированы требования действующих ГОСТов и СНИПов. Росалкогольрегулирование готово рассмотреть предложения по малому и среднему бизнесу и возможно по установлению переходного периода для вступления в силу положений Проекта приказа.
С.О. Шитков: В настоящее время ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика» владеет складскими помещениями для хранения готовой продукции общей площадью в 110,6 тысяч квадратных метров. Одновременно с этим, в соответствии дистрибуторским договорами, покупатели готовой продукции Компании взяли на себя обязательства располагать в собственности или по договорам аренды складскими площадями общей площадью 784 тысячи квадратных метров. По нашей оценке:
- стоимость оснащения указанных площадей системами кондиционирования составит 2 737 миллионов рублей, в т.ч. 337 млн. на системы кондиционирования складов Компании. Оснащение системами принудительной вентиляции обойдется в 390 миллионов рублей;
- совокупные затраты на модернизацию существующих складов Компании и дистрибуторов могут составить 5 520 млн., без учета стоимости лицензии, но с учетом амортизации вновь возводимых складов Компанией Балтика под раздельное хранение;
- дополнительные затраты Компании и дистрибуторов на оплату арендных площадей, которые будут не задействованы в низкий сезон составят 1 092 млн. рублей.
В оценку не вошла оценка дополнительной потребности в складах возникающая в связи с требованием раздельного хранения на складах дистрибуторов и ужесточением требований к текущей внутрискладской схеме хранения.
Также по сложившейся практике следует ожидать повышения цен на аренду складских площадей. Проектом приказа не учтены особенности отрасли. Средняя оборачиваемость склада 3-7 дней, на складах с крепким алкоголем – до 30 дней. Такие жесткие требования к хранению не позволят своевременно поставлять продукцию, что может привести к дефициту пива, что негативно скажется на состоянии конкуренции, особенно учитывая создание единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, в которых таких требований к рынку не предъявляется.
Решили:
1. Направить в Министерство экономического развития и Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка материалы рабочей группы Экспертного совета с предложением провести оценку регулирующего воздействия Проекта приказа на предпринимательскую среду.
Председатель В.Б. Мишеловин
Секретарь С.С. Кобзев
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь