Протокол Заседания рабочей группы Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

02 июля 2013, 15:17

Федеральная антимонопольная служба

ПРОТОКОЛ
Заседания рабочей группы Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции


25 июня 2013 г. 15 ч. 00 м. г. Москва


Председательствующий:
В.Б. Мишеловин – начальник Управления контроля органов власти ФАС России.
Секретарь:
С.С. Кобзев, советник отдела расследований Управления контроля органов власти ФАС России.

Присутствовали:
1. В.И. Мамонтов – Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции;
2. П.И. Зайцев - Российский союз химиков;
3. А.Л. Рогачевский - ООО «ПК «Балтика»;
4. А.В. Ерин - Компания SUN InBev Russia;
5. А.Н. Путий – Посольство США;
6. М.И. Садовникова – ФАС России;
7. И.Н. Доржиева - РИА-Новости.

 

ПОВЕСТКА:

Вопрос 1: «О влиянии на конкурентную среду предложений, вносимых Законопроектом № 280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Выступили:

В.Б. Мишеловин:
законопроектом № 280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» вносятся изменения, запрещающие использование розничной продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом свыше 500 миллилитров. Необходимо определить возможное влияние данного запрета на конкурентную среду.

А.Л. Рогачевский:
запрет на использование пластиковой потребительской упаковки при производстве пива, по мнению участников рынка, приведет к перераспределению рынка потребительской упаковки в пользу производителей стеклянной и алюминиевой тары, а не к снижению уровня алкоголизации населения. Данные отрасли не смогут выдержать такой нагрузки и обеспечить пивоваренную отрасль необходимой тарой. В настоящее время рынок производства алюминиевой банки имеет значительную концентрацию: свыше 80 % алюминиевой банки производится компанией «Рексам». Более 50% рынка производителей стеклянной тары сконцентрированы в руках 5 компаний.
Потенциальный негативный эффект можно проиллюстрировать на примере завода по производству преформ «Резилюкс» в Костроме. По заявлениям руководства (С. Сереженков) в случае принятия законодательных актов, ограничивающих ПЭТ-применение в производстве напитков, завод с высокой вероятностью будет закрыт, а сотрудники (около 300 рабочих мест) сокращены
Запрет продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 0,5 литра, противоречит международным стандартам и необоснованно ставит пивоваренную отрасль в худшее положение по сравнению с производителями других напитков. Законопроект противоречит положениям Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» и «О безопасности упаковки» (не предусмотрено ограничений по использованию ПЭТ упаковки для алкогольной продукции). Тем самым, будет нарушена конкуренция на рынках стран Таможенного союза. Например, в Белоруссии более 70 % пива разливается в ПЭТ-упаковку свыше 0,5 л.

В.И. Мамонтов:
Заявленная цель законопроекта - снижение уровня алкоголизации населения и улучшение здоровья нации. Вместе с тем, данный запрет не приведет к достижению названной цели.
Данное ограничение касается только слабоалкогольных напитков и никак не относится к крепким алкогольным напиткам, которые разливаются в тару 0,7л. и 1 л.
Ограничение упаковки до 0,5 литра будет серьезным ограничением для пивоваренной отрасли. Около 30% от всех объемов пластиковой потребительской упаковки в России производится для пивоваренной отрасли. Около 50% объемов произведенного пива в России реализуется в пластиковой упаковке.
Использование ПЭТ упаковки безопасно для здоровья, что доказано многочисленными лабораторными испытаниями и не запрещено ни в одной из ведущих стран мира. Например, в США в настоящее время наблюдается бурный рост развития продажи пива в розлив в магазинах розничной торговли. Там пиво разливается в стеклянные бутылки – граулеры — объемом 32 и 64 унции (0,95 и 1,89 литр.), а также в ПЭТ-бутылки различного объема. Граулеры для американцев это проверенный и привычный способ упаковки разливного пива на вынос. Пластиковая тара – своего рода новинка, но она очень активно используется и покупатели ее ценят за удобство и экономичность. При этом следует отметить, что для розлива пива в ПЭТ в розничной сети в США, в частности, используется и оборудование российского производителя компании «Новосибирскпродмаш» PEGAS NovoTap. Что касается каких-либо ограничений объемов тары в ПЭТ, то их не существует. Например, в Дании наиболее распространены объемы ПЭТ тары для пива в 1,5 и 2 литра.
Для достижения цели снижения уровня алкоголизации населения и улучшения здоровья нации необходимо устанавливать ограничения не на рынках упаковки, а ограничить употребление алкоголя на единицу спирта. Если устанавливать ограничения по потреблению алкоголя, то для всех видов алкогольной продукции основой для этого должно быть содержание этилового спирта в напитке. Так, если допустимый объем для крепкого алкоголя составляет 0,5 – 1 литр, то содержание спирта в таком объеме должно соответствовать содержанию спирта в других напитках. Например, в 0,5 л. водки содержится 200 гр. чистого спирта. Такое же количество спирта находится в бутылке пива объемом 4 л. с содержанием алкоголя в 5%. Таким образом, установив максимальные параметры спирта в емкости алкогольных напитков можно корректно для всех сегментов рынка регулировать потребление.
Также следует взять на вооружение пример борьбы против пьянства и алкоголизма в СССР. Так, Совет Министров СССР 16 мая 1972 года издал постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». В целях снижения уровня потребления спиртных напитков в стране признали необходимым:
- осуществить меры по сокращению в 1972 - 1975 годах производства водки и крепких водочных изделий;
- значительно расширить производство безалкогольных напитков, чтобы полностью обеспечить удовлетворение спроса населения на эти напитки.
Госплану СССР, Министерству пищевой промышленности СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в годовых планах:
- осуществление мероприятий по обеспечению сокращения производства и потребления крепких спиртных напитков и значительному увеличению выпуска виноградного вина и пива;
- выделение необходимых капитальных вложений для создания мощностей по производству пива, виноградного вина и безалкогольных напитков;
- изготовление на отечественных машиностроительных заводах и поставку для строительства и реконструкции предприятий винодельческой и пивоваренной промышленности высокопроизводительного технологического оборудования;
- развитие сырьевой базы по производству винограда, хмеля и ячменя пивоваренных сортов;
- увеличение производства для предприятий винодельческой и пивоваренной промышленности стеклянной, деревянной и другой тары».

А.В. Ерин:
Цели законопроекта не будут достигнуты за счет запрета продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 0,5 литра.
В результате запрета стоимость пива возрастет не менее чем на 20%, что будет способствовать переходу потребителей на более дешевый крепкий алкоголь сомнительного качества.
В России потребляется 64 л. пива на душу населения (2012 год).
Ведущие страны мира по потреблению пива (на душу населения в 2012 году, литры)

    Россия занимает 19-е место в мире по потреблению пива на душу населения
Источник: Euromonitor, оценки компании «Балтика». Топ-10 + Россия.

В настоящее время ведется строительство завода чистых полимеров «Этана» в Майском районе Кабардино-Балкарии (строительство входит в государственную программу по развитию Северного Кавказа). Завод получил государственные гарантии в размере 1,8 млрд. рублей от Правительства Кабардино-Балкарии. Запустить завод в эксплуатацию планируется в начале 2016 года. Завод будет производить 486 тыс. тонн полиэтилентерефталата пищевого и сырьевого назначения (сырье для производства пищевой пленки, текстильных волокон, фармацевтических препаратов) в год. В случае принятия законопроекта, строительство завода потеряет смысл, а вложенные инвестиции пропадут.
Использование ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции в мире увеличивается ежегодно на 6%. Пластиковые бутылки объемом от 0,5 л. до 2,5 л являются широко распространенным видом упаковки в Восточной Европе. Так, в Чешской Республике доля бутылок объемом 1,5 л (среди всех видов пластиковой упаковки) составляет 67,6%, затем идут 2-х л. бутылки (29%). В Румынии доля пластиковых бутылок на рынке составляет 53,8%, при этом основным видом упаковки являются 2-х л. пластиковые бутылки (33,3%), за ним идут 2,5 л. бутылки (12,5%). В Сербии 2-х л. бутылки составляют 16,6% пластиковой тары; в Болгарии на долю 2-х л. бутылок приходится 41,9% всей пластиковой тары, далее по популярности идут 2,5 л. пластиковые бутылки (9,1%).
В Европе также представлена пластиковая упаковка для пива объемом 0,33 л. и 0,5 л., которая используется при проведении различных мероприятий и для продажи на стадионах при проведении спортивных соревнований, как альтернатива стеклянной бутылке в целях обеспечения безопасности проведения мероприятий с массовым скоплением людей (источник: Pira International Report, май 2011).
В результате запрета будет нарушена конкуренция на рынке тары, который займет алюминиевая банка и стеклянная бутылка.

П.И. Зайцев:
До 2003 года ПЭТ-гранулят на территории России не выпускался и 100 % завозился по импорту. В рамках государственной программы локализации производства в России ОАО «Сибур» построил в Твери производство ПЭТ-гранулята для изготовления пищевых преформ. (мощность 70 000 тонн в год).
При реализации Законопроекта завод потеряет значительную часть рынка сбыта – пласт переработчиков изготовителей преформ для пивной промышленности. Пласт переработчики это – малые и средние предприятия изготовители преформ для пивной промышленности будут вынуждены полностью закрыться, т.к. их конкурентное преимущество логистическое - близость к потребителю преформ исчезнет.
Технологически невозможно поточную линию производства ПЭТ-гранулята разделить и выпускать другие виды ПЭТ продукции. Следовательно, отсутствие рынка сбыта приведет к снижению объемов выпуска, увеличению себестоимости и возможному закрытию предприятий по всей технологической цепочке.
Также стоит отметить факт того, что для производства 0,5 литровой бутылки используется 24 гр. ПЭТ-гранулята, а для производства 2-х литровой бутылки – всего 50 гр. (в пересчете 12,5 гр. на каждые 0,5 л). Запрет ПЭТ бутылок большой емкости скажется на увеличении стоимости конечного продукта для покупателя.
Исследования МГУ им. Ломоносова доказали 100 % безопасность применения ПЭТ тары для розлива пищевых продуктов. Вместе с тем, инициаторы закона акцентируют свой запрет на «…полимерной потребительской таре объемом свыше 500 миллилитров». При этом ни чего не упоминают о вине, которое разливается в основном в 0,75 л. бутылки и в 2-х - 3-х литровые полимерные пакеты, крепкие напитки и особенно водку в которой популярен объем 0,7 и 1 л.
Если говорить об ограничении потребления, то надо рассматривать всю алкогольную отрасль, в противном случае закон будет иметь ярко выраженный лоббистский характер, который приведет к изменению конкурентных возможностей:
-между производителями пива и крепких напитков,
-между производителями полимерной, стеклянной и алюминиевой упаковки.

Решили:

1. Направить письмо в Правительство Российской Федерации с информацией о негативном влиянии на конкурентную среду запрета продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом свыше 500 миллилитров, вносимого законопроектом № 280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

2. Направить письмо в Министерство экономического развития Российской Федерации с предложением провести оценку регулирующего воздействия по законопроекту № 280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».


Председатель В.Б. Мишеловин

 

Секретарь С.С. Кобзев
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь