Протокол от 23 апреля 2013 г.

24 мая 2013, 11:37


ПРОТОКОЛ № 9

заседания Экспертного совета
по агропромышленному комплексу
при Федеральной антимонопольной службе

г. Москва 23 апреля 2013 г.

 


Председательствующий – заместитель руководителя ФАС России
А.Г. Цыганов

Присутствовали:

члены Экспертного совета:


Мирочиненко А.В. - начальник Управления контроля химической
промышленности и агропромышленного
комплекса ФАС России

Епифанова И.Н. - заместитель начальника Управления контроля
химической промышленности и агропромыш-
ленного комплекса ФАС России

Зенченкова Г.А. - заместитель начальника Управления – начальник
отдела пищевой промышленности Управления
контроля химической промышленности и
агропромышленного комплекса ФАС России

Трусова Г.Н. - ответственный секретарь Экспертного совета,
начальник отдела сельского хозяйства
Управления контроля химической промышлен-
ности и агропромышленного комплекса ФАС
России

Андриюк Е.В. - консультант отдела антимонопольного надзора
при осуществлении внешнеэкономической
деятельности Управления международного
экономического сотрудничества ФАС России

Фомин А.А. - председатель Научно-экспертного совета
Комитета по аграрным вопросам Государственной
Думы Федерального Собрания

Абрамова Л.Ю. - заместитель начальника Управления внутреннего
ветеринарного надзора и информационного обеспечения Россельхознадзора

Лабинов В.В. - директор Департамента животноводства и
племенного дела Минсельхоза России

Захаренко В.А. - академик РАСХН, доктор сельскохозяйственных
наук, профессор, главный научный сотрудник
отделения защиты растений Российской Академии
сельскохозяйственных наук

Долженко В.И. - академик-секретарь отделения защиты растений
Россельхозакадемии (РАСХН), доктор биологических наук, профессор, руководитель центра биологической регламентации использования пестицидов ГНУ «Всероссийский институт защиты растений»

Даниленко А.Л. - председатель Правления Национального союза
производителей молока

Бодин А.Б. - председатель Правления Союза сахаропроизво-
дителей России

Злочевский А.Л. - президент Российского Зернового Союза

Иванова Н.Н. - президент Российского союза производителей
соков

Поздняков Д.В. - исполнительный директор Северо-Западной
Мясной Ассоциации, член Общественного совета при Минсельхозе России

Скурихин П.В. - президент Национального Союза зернопроизво-
дителей

Балан С.В. - президент Национальной Ассоциации
экспортеров сельскохозяйственной продукции

Юшин С.Е. - руководитель исполнительного комитета
Национальной Мясной Ассоциации

Глушков С.М. - вице-президент по корпоративным вопросам
и связям с органами государственной власти
компании «Пепсико»

Грант Д.В. - советник генерального директора
ОАО «Объединенная зерновая компания»

Белоусов Ю.М. - координатор проектов ООО «Информационные
системы»

Белоновский И.В. - член Президиума НП «ОПОРА»,
исполнительный директор Ассоциации
компаний розничной торговли

Корзун Т.А. - советник ФГБУ «Центр оценки качества зерна»


приглашенные заинтересованные лица:

Бобров П.В., Бурак П.И., Губина Т.Д., Дворников К.К., Ефимов Р.С., Калужский И.И., Канардов П.П., Ковалев А.В., Меликян А.Б., Погуляев В.Д., Синельников М.В., Сухов С.М., Туленинова М.А., Тюник А.В., Хавраев В.К., Чернышов С.А., Чистяков Ю.В., Шапошников И.И. , Юлегин А.А.

представители прессы:
Мирошниченко А.А. - РБГ

Хёльк Г.Ф. - информационное агентство «Тюменская линия»

Тимакова К.В. - ПРАЙМ

ответственные сотрудники ФАС России:

Мишеловин В.Б., Нечаева Н.М., Пастухов А.А., Абдул-Керимова А.И., Прямилов Г.П., Данилов И.Г.


СЛУШАЛИ:

1. «Развитие конкуренции на агропродовольственных рынках в контексте формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства»
(А.Г. Цыганов, А.Л. Даниленко, А.А. Юлегин, С.М. Сухов, А.Л. Злочевский, С.В. Гудков, Н.Н. Иванова, С.Е. Юшин)

2. Обсуждение проекта федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования»
(А.Б. Меликян, А.Л. Злочевский, В.Д. Погуляев, Ю.М. Белоусов, С.М. Сухов, Г.Н. Трусова, П.В. Скурихин)
3. О деятельности ФАС России по обеспечению конкуренции на агропродовольственных рынках и рынке минеральных удобрений
(А.В. Мирочиненко, Т.Д. Губина, В.А. Захаренко)


Заседание с вступительным словом открыл А.Г. Цыганов – председатель Экспертного совета, заместитель руководителя ФАС России.
А.Г. Цыганов отметил, что данное собрание проводится в обновленном составе, который был утвержден приказом ФАС России от 18.04.2013 № 276/13 «О внесении изменений в состав Экспертного совета по агропромышленному комплексу при Федеральной антимонопольной службе, утвержденный приказом ФАС России от 03.11.2006 № 284».
В деятельности ФАС России также произошли некоторые изменения.
А.Г. Цыганов сообщил, что на сайте ФАС России размещен проект доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, который в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции ежегодно направляется в Правительство Российской Федерации, и предложил собравшимся ознакомиться с ним. Все участники совета могут направлять свои замечания и предложения по его содержанию.
А.Г. Цыганов напомнил, что недавно на годовом заседании Коллегии ФАС России была утверждена Стратегия развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2024 года, которая должна помочь в решении наиболее острых проблем, возникающих при развитии конкуренции.
А.Г. Цыганов также сообщил, что создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, одним из заместителей которого является руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев. На заседаниях данной Комиссии обсуждаются решения различных экономических вопросов. Предложения Экспертного совета по агропромышленному комплексу могут выноситься на рассмотрение этой Комиссии, решения которой являются обязательными к исполнению.
А.Г. Цыганов также напомнил, что в декабре 2012 года утверждена «Дорожная карта по развитию конкуренции». Мероприятия, записанные в Дорожной карте, должны быть реализованы до 2015 года и на более долгую перспективу. Особенностью Дорожной карты является отраслевой раздел, в котором предлагаются мероприятия по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках со сроками выполнения поставленных задач и ответственными исполнителями. В Дорожную карту могут вноситься изменения, которые были одобрены на Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
Внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон о защите конкуренции». Эти изменения предполагают расширение практики применения предупреждений для хозяйствующих субъектов и должностных лиц. А.Г. Цыганов напомнил, что за 2012 год было выдано антимонопольными органами более 1400 предупреждений по нарушениям, из которых в 75% случаев они были исполнены. Это серьезная профилактическая мера, которая позволит хозяйствующим субъектам устранить нарушения, не оказывающие существенного влияния на конкуренцию, без применения к ним крупных оборотных штрафов.
Также в проект данного закона включен большой раздел о так называемых «торговых политиках». Предложенные изменения предоставляют ФАС России право в рамках контроля экономической концентрации или по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выносить предписания хозяйствующим субъектам о разработке торговых политик. При этом если компании действуют на рынке на основании и в соответствии с торговыми политиками, согласованными с ФАС России, то данные компании не будут преследоваться антимонопольными органами.
В завершение своего выступления А.Г. Цыганов отметил, что каждый год утверждается План анализа товарных рынков, который готовится ФАС России самостоятельно. Результаты проведенных анализов публикуются на сайте и включаются в годовой доклад Службы. На 2013 год запланированы анализы рынков агропромышленного комплекса, в частности анализ рынка услуг по перевалке зерна в речных и морских портах, а также рынка услуг хранения и складирования зерна.
В заключение А.Г. Цыганов напомнил, что 16 апреля с.г. проходило совещание Правительства Российской Федерации под председательством Д.А. Медведева с участием руководителей ряда субъектов Российской Федерации по вопросам развития животноводства и ценам на мясную продукцию. В протоколе совещания принято решение проанализировать динамику цен и те факторы, которые влияют на ценообразование мясной продукции, так как в рамках Таможенного союза оптовые цены на мясо имеют тенденцию к снижению, а на прилавках магазинов этого не наблюдается. Для выполнения данной работы потребуется помощь экспертного сообщества.
Далее А.Г. Цыганов перешел к первому вопросу повестки дня и предоставил слово председателю Правления Национального союза производителей молока – А.Л. Даниленко.
А.Л. Даниленко отметил, что вхождение России в Таможенный союз повлекло за собой ряд вопросов, требующих проработки. Одним из таких вопросов является скорейшее принятие технического регламента на молоко и молочную продукцию в рамках Таможенного союза. В настоящее время члены Таможенного союза осуществляют производство молока и молочной продукции в соответствии с национальными требованиями, которые могут существенно различаться. При этом продукция из Казахстана и Белоруссии свободно поставляется на нашу территорию. В связи с этим А.Л. Даниленко выразил обеспокоенность ростом количества случаев введения потребителей в заблуждение в связи с заменой молочных животных жиров на растительные жиры, в первую очередь тропического происхождения.
По подобным фактам молочный союз неоднократно жаловался в ФАС России на определенных производителей из Казахстана и Беларуси. ФАС добросовестно рассматривает жалобы, но процедуры очень длительны, а штрафы мизерны. Также в разных субъектах Российской Федерации территориальные управления тоже реагируют по-разному: где быстро и жестко, где медленно и очень лояльно.
А.Л.Даниленко обратил также внимание членов Экспертного совета на проблему, связанную с доступом на рынки стран-членов Таможенного союза. Например, Республика Беларусь жестко защищает свои рынки, устанавливая административные барьеры, препятствующие доступу российской продукции. Такая ситуация требует пристального внимания со стороны антимонопольных органов, в том числе наднациональных. Это касается вопросов закупки сырья, закупки готовой продукции, возможности заключения прямых договоров.
Вместе с тем, как отметил А.Л.Даниленко, нам есть чему поучиться у наших соседей. Например, в этих странах административные издержки и затраты, определяющие инвестиционную составляющую в стоимости готовой продукции, намного ниже, чем в России, что объясняется, в том числе, более низкими расценками на государственные услуги.
В заключении А.Л. Даниленко призвал к тому, что если мы даем свободный доступ на наши рынки, то и у нас должен быть свободный доступ на рынки Белоруссии и Казахстана. Пока этого не происходит.
Комментируя выступление А.Л. Даниленко, А.Г. Цыганова, отметил, что ФАС готов действовать совместно с антимонопольными органами Казахстана и Белоруссии для обеспечения конкуренции в рамках Таможенного союза, и, в случае необходимости скорректировать действия территориальных органов. Кроме того, решение ФАС России по факту недобросовестной конкуренции может стать основанием для подачи компаниями, чьи интересы нарушены, частных исков, что существенно увеличит ответственность за нарушение, в случае их удовлетворения.

Далее по первому вопросу повестки дня выступил А.А. Юлегин - и.о.начальника отдела адвокатирования предпринимательства Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии. Тема его выступления: «Административные барьеры в сфере агропромышленного комплекса, ограничивающие взаимный доступ сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на рынки государств-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)».
А.А. Юлегин отметил, что в агропромышленном комплексе в рамках Таможенного союза по всей товаропроводящей цепочке «от поля до прилавка» нормативными правовыми актами наднационального и внутригосударственного уровней устанавливаются различные обязательные требования. Порой такие требования могут рассматриваться как избыточные с точки зрения достижения цели и с учетом формирования единого экономического являться административными барьерами на пути свободного перемещения товаров, работ, услуг и капитала.
В декабре 2012 года Главами Государств – членов ТС и ЕЭП дано поручение о последовательном устранении таких барьеров.
Говоря об административных барьерах в агропромышленном комплексе, А.А.Юлегин обратил внимание, что основные барьеры, с которыми приходится сталкиваться субъектам предпринимательской деятельности при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, связаны с налогообложением, техническим регулированием, санитарным ветеринарным и фитосанитарным контролем.
Далее А.А. Юлегин привел несколько примеров административных барьеров в сфере налогообложения и технического регулирования.
В завершении своего доклада А.А. Юлегин отметил, что в повседневной деятельности субъектам предпринимательской деятельности приходится сталкиваться с большим количеством барьеров в различных сферах регулирования, о которых Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) не всегда известно, что не позволяет оперативно реагировать на них.
«Поэтому, учитывая, что сегодня здесь находятся специалисты в различных секторах АПК, обладающие большими теоретическими и практическими познаниями, ЕЭК выражает заинтересованность в совместном сотрудничестве и готовность к активной работе по устранению барьеров во взаимной торговле между государствами-членами Таможенного союза и Единого Экономического Пространства. И все предложения о существующих барьерах мы готовы учитывать и рассматривать в своей работе», - отметил А.А.Юлегин.

По первому вопросу повестки дня с докладом на тему «Влияние применения мер государственной поддержки сельского хозяйства государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, на условиях взаимного доступа на агропродовольственные рынки» выступил С.М. Сухов – заместитель директора Департамента агропромышленной политики Евразийской Экономической Комиссии.
С.М. Сухов отметил, что сельское хозяйство и продовольственная безопасность в настоящее время являются основными приоритетами. В связи с этим необходимо оптимизировать те ресурсы, которые есть, повышать конкурентоспособность той продукции, которую государства-члены ТС и ЕЭП могут производить и стремиться к выходу на внешние рынки, увеличивая экспорт.
Далее С.М. Сухов подтвердил тезис о существующем в государствах-членах ТС и ЕЭП различии в уровнях государственной поддержки. При этом он отметил, что вопросы предоставления государственной поддержки в рамках ТС регулируются Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, в котором зафиксированы обязательства сторон о приведении уровня поддержки к одному знаменателю. Вместе с тем, с тем у стран имеется потенциал увеличения уровня поддержки за счет мер, не оказывающих искажающего влияния на взаимную торговлю.
С.М. Сухов также проинформировал присутствующих о разработке ЕЭК проекта Концепции согласованной агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и ЕЭП, который будет выноситься на утверждение президентов трех стран Таможенного союза. Концепция включает в себя восемь направлений, в рамках которых страны Таможенного союза смогут координировать свои усилия в сфере АПК.
В заключение С.М. Сухов призвал меньше концентрироваться на внутреннем рынке, а стремиться стать нормальным участником мирового рынка.

Далее в обсуждениях по первому вопросу выступили:

А.Л. Злочевский – президент Российского Зернового Союза, который отметил, что возможные ущербы для конкурентоспособности российской продукции АПК от существующих различий в регулировании в таких сферах, как администрирование, государственная поддержка, налогообложение, социальная сфера, во многом будут зависеть от внутренней государственной политики.

С.В. Гудков – исполнительный директор Рыбного союза, который проинформировал присутствующих о проблемах в развитии рыбной отрасли, связанных, в том числе с расходами на ветеринарное сопровождение готовой продукции; требованиями к безопасности пищевой рыбной продукции и поднял вопрос о формировании единой службы, которая могла бы осуществлять обеспечение пищевой биологической безопасности.

Н.Н. Иванова – президент Российского союза производителей соков, озвучила ряд замечаний к проекту Концепции согласованной агропромышленной политики государств-членов ТС и ЕЭП.

С.Е. Юшин – руководитель исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации, отметил необходимость сохранения в рамках ЕЭП той системы льгот, которую предоставило предприятиям АПК национальное законодательство, а также призвал разработать трехстороннюю программу развития АПК в рамках Таможенного союза. Он также отметил, что вмешательство государства в хозяйственную деятельность, в том числе в части ограничения прибыли, в условиях рыночной экономики недопустимо и возможно только в случае монополизации рынка.

Также в письменном виде поступил доклад к первому вопросу повестки от президента Мясного союза М.Л. Мамиконяна.

А.Г. Цыганов подвел итог по первому вопросу и перешел ко второму вопросу повестки дня.

А.Б. Меликян – заместитель начальника отдела Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности сообщил, что проект федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования» согласован с восемью ведомствами и скоро будет направлен в Правительство Российской Федерации. Его принятие позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей. Закон предусматривает обязательное участие зерновых товарных складов общего пользование в СРО, взносы участников в компенсационный фонд, внесудебный порядок обращения взыскания на задолженное зерно, введение автоматизированных систем документооборота в электронной форме.
В обсуждении второго вопроса приняли участие А.Л. Злочевский, В.Д. Погуляев, Ю.М. Белоусов, Г.Н. Трусова, П.В. Скурихин, А.Г. Цыганов, Т.А.Корзун, В.А. Захаренко.

По третьему вопросу повестки дня выступила А.В. Мирочиненко – начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России, которая доложила о результатах деятельности антимонопольного органа по обеспечению конкуренции на агропродовольственных рынках и рынке минеральных удобрений.
«Рекомендации по обеспечению недискриминационного доступа к минеральным удобрениям, разработанные ФАС России в 2012 году, были услышаны бизнесом. Переход на рыночное ценообразование существенно улучшил условия конкуренции на российском рынке. Если раньше большинство производителей экспортировало минеральные удобрения, то теперь они заинтересованы в поставках на внутренний рынок. Однако мы хотим получить реальную оценку ситуации и от потребителей минеральных удобрений – мы открыты для диалога».

В обсуждении третьего вопроса приняли участие Т.Д Губина, В.А. Захаренко.

В заключении А.Г. Цыганов поблагодарил всех присутствующих за участие в Экспертном совете и попросил направлять предложения к повестке дня следующего заседания.


РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению сообщения экспертов.

2. Проанализировать предложения и замечания экспертов и при необходимости подготовить предложения по вопросам, требующим решения.
3. Членам Экспертного совета дать предложения по плану работы Экспертного совета не позднее сентября месяца 2013 года.

 

 

Председатель Экспертного совета,
заместитель руководителя Федеральной
антимонопольной службы А.Г. Цыганов
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь