Протокол № 4 от 17.04.2013

24 апреля 2013, 17:06

Федеральная антимонопольная служба

ПРОТОКОЛ
Заседания Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по вопросам развития конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции


«17» апреля 2013 г. «15» ч. «00» м. №4


Председательствующий:
П.Т. Субботин, Председатель Экспертного совета, Заместитель руководителя ФАС России.
Секретарь:
С.С. Кобзев, советник отдела расследований Управления контроля органов власти ФАС России.

Присутствовали:
члены Экспертного совета:
А.В. Бардала - ООО «Кастель Малезан»;
Д.Г. Бурцев – Росалкогольрегулирование;
Д.Е. Добров – Союз производителей алкогольной продукции;
А.В. Ерин - Компания SUN InBev Russia;
К.Н. Жангозин - Союз производителей алкогольной продукции;
А.А. Мальцев – ОАО «Росспиртпром»;
В.И. Мамонтов – Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции;
В.М. Мягкий - ООО «ТД «МЕГАПОЛИС»;
А.В. Романов - НП «Комитет производителей алкогольной продукции»;
Н. Б. Самарина - ЗАО «Д Дистрибьюшен»;
Д.В. Сахаров – ООО «Компания «СИМПЛ»;
М.С. Талаев - ОАО «Московский комбинат шампанских вин»;
Ю.М. Юдич – Аналитическая группа «Алкоэксперт»;
Е.Е. Ямковой - ООО ТД «МЕГАПОЛИС»;
В.Б. Мишеловин, А.В. Кузнецов, Е.В. Урюкина, С.В. Максимов, М.И. Садовникова – ФАС России.

Приглашенные:
В.В. Спирин, Д.Р. Гуляев – Росалкогольрегулирование;
Н.Е. Гуслинский - Правительство Вологодской области;
В.Г. Бондаренко, М.Ю. Зверев – Ставропольское краевое отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
Л.Г. Абрамова – ОАО Пивоваренная компания «БАЛТИКА»;
В.М. Антонов, Д.И. Коротаев – ЗАО МПБК «ОЧАКОВО»;
В.И. Будзин – ОАО «БАШСПИРТ»;
О.Б. Букин – ООО «Кастель Малезан»;
В.Е. Захаров, М.А. Шалягин, А.Н. Вежливцев – Евразийская Экономическая Комиссия;
А. Винник – ООО Торговая Компания «Мегаполис»;
Д. Вихерев – ООО «Родник и К»;
Л.А. Голенкин, Н.И. Гудыма – Минфин России;
Д.В. Домостроева – Национальная ассоциация слабого алкоголя;
И.В. Муравицкий – ОАО «Росспиртпром»;
Р.О. Рогалев – ЗАО Компания «Русский стандарт»;
Р.В. Мухлынов – ФАС России.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вопрос 1: «О влиянии на конкурентную среду субсидий, выделяемых субъектами Российской Федерации производителям алкогольной продукции».

Выступили:
В.М. Мягкий, Н.Е. Гуслинский.
О негативном влиянии на конкуренцию субсидирования производителей алкогольной продукции. Противоречие государственной политики по деалкоголизации населения и субсидирования производителей алкогольной продукции. О необходимости запрета субсидирования производителей алкогольной продукции на уровне субъектов Российской Федерации.

С репликами выступили:
А.В. Ерин, В.В. Спирин, В.М. Антонов, Д.В. Сахаров, К.Н. Жангозин, И.В. Муравицкий, Н.И. Гудыма.
Об особенностях развития пивной отрасли и порядка уплаты акцизов (100% в региональные бюджеты). О необходимости субсидирования производителей пива из бюджетов субъектов Российской Федерации при соблюдении конкурентных условий. Законность субсидироания подтверждена заключениями федеральных органов исполнительной власти.
Практика субсидирования производителей алкогольной продукции субъектами Российской Федерации разная. От 20 до 70 процентов от собранных акцизных платежей возвращается производителям. Только исключение экономического интереса региона путем установления полного запрета субсидирования производителей алкогольной продукции может устранить негативные последствия для конкуренции. Возможный путь - пересмотреть процентное соотношение поступающих акцизов в региональные и федеральный бюджеты или правила распределения федеральных субсидий региональных бюджетов (пропорциональное распределение). Стимулируется увеличение производства алкогольной продукции на фоне проведения государственной политики снижения потребления алкогольных напитков. Негативные последствия для развития конкуренции на всем алкогольном рынке от субсидирования отдельных производителей. Производители алкогольной продукции должны иметь равные возможности доступа к государственной поддержке, во всех субъектах РФ рынки должны иметь равные условия развития.

Решили:
1. Направить в Правительство Российской Федерации позицию Экспертного совета при ФАС России о негативном влиянии на конкурентную среду практики субсидирования производителей алкогольной продукции, а также предложение о необходимости рассмотреть запрет субсидирования производителей алкогольной продукции на уровне субъектов Российской Федерации.
Решение принято большинством голосов.

Вопрос 2: «Региональные запреты и ограничения розничной продажи алкогольной продукции».

Выступили:
Д.Е. Добров, Д.В. Домостроева, Л.Г. Абрамова.
О проявлениях регионального протекционизма в субъектах РФ. Например, послание Губернатора Самарской области с указанием на необходимость обеспечения «элементов монопольного статуса региональных производителей».
О практике преодоления региональных запретов на рынке слабоалкогольных напитков.
О судебной практике ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» в связи с установлением ограничений и запретов розничной продажи алкогольной продукции.

С репликами выступили:
В.Б. Мишеловин, В.Г. Бондаренко, А.А. Мальцев, В.В. Спирин
О размещении на сайте ФАС России информации о недопущении регионального протекционизма и нарушения антимонопольного законодательства.
О поручении УФАС России по Самарской области провести проверку по фактам, изложенным в заявлении Союза производителей алкогольной продукции.
О направлении письма ФАС России Губернатору Самарской области.
Об ограничениях розничной продажи алкогольной продукции в Ставропольском крае в сфере общественного питания и «ухода» с рынка предприятий малого и среднего предпринимательства.

Решили:
1. Для исключения влияния органов власти субъектов Российской Федерации на состояние конкуренции и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и на рынках производства и оборота различных видов алкогольной продукции направить в Росалкогольрегулирование предложения о внесении изменений в Закон 171-ФЗ.
Пункт 5 статьи 16 Закона 171-ФЗ изложить в следующей редакции:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе и полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
2. ФАС России опубликовать на сайте службы обращение Экспертного совета к органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости соблюдения антимонопольного законодательства и обеспечения конкурентных условий развития рынков, а также рекомендации по оценке влияния на конкуренцию нормативных правовых актов и общественным обсуждением проектов актов.
3. Просить ФАС России провести проверки по материалам Экспертного совета о фактах проявления протекционизма на региональных рынках.
Решение принято большинством голосов.

Вопрос 3: «Проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции»

Выступили:
А.В. Романов.
Об избыточности требования представления уведомлений о начале оборота алкогольной продукции, дополнительных затратах хозяйствующих субъектов и отсутствии необходимости в информации для обеспечения безопасности и информирования потребителей. О дублировании в уведомлении информации, представляемой в другие органы власти. Об отрицательной оценке регулирующего воздействия, проведенной Минэкономразвития России, отрицательном заключении Минпромторга России.

С репликами выступили:
В.В. Спирин, Д.Г. Бурцев, В.Е. Захаров, Д.В. Сахаров, Н.Б. Самарина.
О необходимости получать сводную информацию для ведения реестра алкогольной продукции на территории Таможенного союза на основании решений Евразийского экономического комиссии. Полную информацию о продукции надзорный орган не получает. Система уведомлений будет работать максимально просто: уведомление представляется один раз в электронной форме, информация от других органов власти, полученная по СМЭВ не будет запрашиваться у участников рынка. Уведомления – требование 171-ФЗ.
О дополнительных барьерах для бизнеса в связи с вводом уведомлений о начале оборота алкогольной продукции. О создании избыточного регулирования в сфере оборота алкогольной продукции и возможности получения всей запрашиваемой информации в иных организациях, ведомствах, службах.

Решили:
1. Для подготовки предложений по порядку представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведению федерального реестра алкогольной продукции создать рабочую группу Экспертного совета при ФАС России.
2. Рабочей группе подготовить позицию по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции» и направить ее в Росалкогольрегулирование и Правительство Российской Федерации.
Решение принято большинством голосов.


Председатель Экспертного
совета П.Т. Субботин

 

Секретарь Экспертного
совета С.С. Кобзев
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь