Протокол № 14 от 17.04.2013

23 апреля 2013, 16:03

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ ФАС РОССИИ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

17 апреля 2013 г. №14
 

Председательствовал: Урюкина Е.В.
Присутствовали:
члены Экспертного совета:

Шаравская Н.А.,
Золотухина И.А.,
Волгина А.В.,
Брызгалова С.М.,
Литовченко О.В.,
Демьянченко А.Г.,
Моисеев А.Н.

приглашенные:
заместитель начальника Управления экономического анализа, бюджетного процесса и правового обеспечения Департамента образования города Москвы Муратов А.В.
начальник Управления по правам ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Зубенко В.В.
юрисконсульт отдела религиозного образования Русской Православной Церкви Зайчикова Е.Н.
исполнительный директор Совета православных школ г. Москвы Тишутин А.С.
директор Центра образования «Православная классическая гимназия «Радонеж» Тишков М.Б.

О проблеме обеспечения равных условий деятельности образовательных организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на рынке образовательных услуг в сфере среднего полного общего образования
________________________________________________________________
Урюкина Е.В., Золотухина И.А., Волгина А.В., Брызгалова С.М., Муратов А.В., Литовченко О.В., Демьянченко А.Г., Моисеев А.Н., Зубенко В.В., Тишутин А.С., Тишков М.Б.


Заслушаны и приняты к сведению выступления членов Экспертного совета и приглашенных представителей образовательного сообщества о проблеме обеспечения условий деятельности образовательных организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на рынке образовательных услуг в сфере среднего полного общего образования.
Участники заседания обсудили проблемы, связанные с обеспечением равных условий деятельности общеобразовательных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые выражаются в ограничении доступа для частных образовательных организаций к государственным и муниципальным программам и проектам, в высоком уровне арендной платы для негосударственных образовательных организаций (в то время как государственные и муниципальные образовательные организации освобождены от этих платежей), в дискриминационном подходе в вопросе определения норматива финансового обеспечения по предоставлению общего образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Вместе с тем в ходе заседания было принято решение подробно рассмотреть, в основном, вопрос о равном нормативе финансирования для государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций.
1 июля 2012 года вступил в силу Федерального закона от 28.02.2012 № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который установил обязанность органов власти обеспечивать равный норматив финансирования для государственных, муниципальных и аккредитованных негосударственных общеобразовательных организаций по предоставлению общего образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и (или) федеральных государственных требований.
Приглашенные на заседание Экспертного совета представители негосударственных образовательных организаций сообщили, что ситуация на рынке оказания образовательных услуг в сфере общего образования после вступления в силу указанного закона, не изменилась. Так, Правительство Москвы утвердило норматив финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению общего образования в государственных общеобразовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в размере 63112 рублей (Постановление от 14.09.2010 № 789-ПП). Однако, фактически в государственных общеобразовательных учреждениях города Москвы финансирование осуществляется по нормативу в диапазоне от 84 370 рублей (в начальной школе) до 123330 рублей (в старшей школе) (Постановление от 22.03.2011 № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»).
В то же время, негосударственные общеобразовательные организации финансируются по нормативу в размере 63112 рублей и к участию в пилотном проекте допущены не были (постановление Правительства Москвы от 28.12.2011 № 640-ПП). Таким образом, разница между нормативом финансирования по пилотному проекту для государственных школ и нормативом финансирования для негосударственных школ составляет 60 тысяч рублей. Положения пилотного проекта не раскрывают на какие мероприятия сверх образовательной услуги в пределах ФГОС направляются указанные средства.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1993 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного и общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях устанавливается в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
По мнению руководителей негосударственных образовательных организаций, представителя Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, руководителя Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, государственные и негосударственные общеобразовательные организации в Москве получают финансирование по различным нормативам на реализацию общеобразовательных программ в пределах образовательных стандартов общего образования.
ФАС России принял к сведению выступления членов Экспертного совета и приглашенных.
Заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки России С.М. Брызгалова сообщила, что функцией учредителя является обеспечение материальных условий деятельности образовательных организаций. В этой связи органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать деятельность подведомственных им государственных и муниципальных учреждений в полном объеме, что включает в себя финансирование содержания зданий, коммунальных платежей, хозяйственных нужд, повышения квалификации педагогических работников и т.п., а также финансовое обеспечение реализации общеобразовательных программ в пределах ФГОС. Последняя составляющая затрат органов власти согласно Закону об образовании должна быть единой как для государственных и муниципальных, так и для частных общеобразовательных организаций.
Участники заседания также отметили, что в соответствии с положением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 01.09.2013, одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

По итогам обсуждения члены Экспертного совета приняли решение:
рекомендовать ФАС России изучить сложившуюся ситуацию на рынке образовательных услуг в сфере среднего полного общего образования по обеспечению условий деятельности образовательных организаций на предмет наличия признаков дискриминационных условий для негосударственных общеобразовательных организаций.

 

Председательствующий Е.В. Урюкина

Ответственный секретарь
Экспертного совета И.А. Золотухина


 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь