Протокол №2 заседания Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий.

28 января 2010, 10:48
ПРОТОКОЛ «16» декабря 2009 № 2 Москва заседания Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в области информационных технологий. Председательствующий - А.Н. Голомолзин Ответственный секретарь - Е.В. Ракитова Присутствовали 45 человек: Постоянные члены Экспертного совета: 1. Голомолзин Анатолий Николаевич - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, Председатель Экспертного совета; 2. Кудрявцев Владимир Юрьевич - начальник Управления информационных технологий ФАС России, заместитель Председателя Экспертного совета; 3. Ракитова Елена Владимировна - заместитель начальника Управления информационных технологий - начальник отдела информационной безопасности ФАС России, Ответственный секретарь Экспертного совета; 4. Малышев Лев Александрович - заместитель начальника Управления информационных технологий ФАС России; 5. Андрюшин Александр Иванович - заместитель руководителя по правовым вопросам Департамента внешних связей и информационного обеспечения ЗАО «Консультант Плюс»; 6. Гуриев Марат Аликович - директор государственных программ ООО «IBM Восточная Европа/Азия»; 7. Иванов Сергей Арьевич - заместитель директора Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи России; 8. Куликовский Александр Андреевич - индивидуальный предприниматель; 9. Макаров Валентин Леонидович - президент НП «РУССОФТ»; 10. Морозов Сергей Юрьевич - старший юрист по России, СНГ, Ближнему Востоку, Турции и Африке ЗАО «Интел А/О»; 11. Новиков Дмитрий Борисович - генеральный директор ЗАО «Консультант Плюс»; 12. Нуралиев Борис Георгиевич - директор ЗАО «1С»; 13. Подшивалов Виталий Вячеславович - генеральный директор ЗАО «Ай-Теко»; 14. Прянишников Николай Николаевич - президент ООО «Майкрософт Рус»; 15. Рачков Илья Витальевич - Адвокат, партнер Международной юридической компании «Нёрр Штифенхофер Лутц»; 16. Федосеев Виктор Викторович - генеральный директор Компании «Mandriva.Ru». Приглашенные участники Экспертного совета: 1. Рутенберг Дмитрий Анатольевич - заместитель начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России; 2. Абышев Сергей Владимирович - заместитель начальника Управления контроля органов власти; 3. Пустарнакова Елена Владимировна - ведущий специалист - эксперт Управления информационных технологий - отдела информационной безопасности; 4. Арефина Светлана Ивановна - ООО «НПП «Гарант-Сервис»; 5. Власова Мария Юрьевна - координатор по развитию бизнеса московского представительства компании «AMD Russia»; 6. Зинина Ульяна Викторовна - ведущий юрисконсульт ООО «Яндекс»; 7. Иванов Михаил Геннадьевич - ЗАО «Консультант Плюс»; 8. Логачев Юрий Владимирович - президент ООО «Аксимед»; 9. Мальцева Ярослава Ивановна - генеральный директор ООО «Хэдворк аналитикс»; 10. Ткаченко Наталья Викторовна -руководитель Правового управления ООО «НПП «Гарант-Сервис»; 11. Жунич Марина Алексеевна - директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Гугл»; 12. Малиновский Алексей Владимирович - директор по связям с государственными структурами ООО «Майкрософт Рус»; 13. Страх Александр Анатольевич - юрист по защите интеллектуальной собственности ООО «Майкрософт Рус»; 14. Боровик Александр Валерьевич - руководитель группы коммерческих юристов ООО «Майкрософт Рус»; 15. Колосовский Андрей Игоревич - директор по правовым и корпоративным вопросам, руководитель юридического департамента ООО «Майкорософт Рус»; 16. Масленников Евгений Павлович - юрист Международной юридической компании «Нёрр Штифенхофер Лутц»; 17. Ведев Дмитрий Леонидович - директор по маркетингу ЗАО «Фирма АйТи. Информационные технологии»; 18. Вьясков Михаил Юрьевич - исполнительный директор Ассоциации DVD издателей; 19. Уланский Александр Борисович - директор по развитию бизнеса ЗАО Хьюлетт- Паккард АО; 20. Корнеева Ольга Николаевна - главный юрисконсульт компании ЗАО Хьюлетт- Паккард АО; 21. Беленький Александр Абрамович - глава представительства корпорации AMD в России и странах СНГ; 22. Фалеев Дмитрий Юрьевич - юрисконсульт «Доктор Веб»; 23. Тот Игорь Валерьевич - директор по правовой поддержке ООО «Делл»; 24. Вольфсон Сергей Наумович - юрист компании «Дьюи энд ЛеБоф»; 25. Калятин Виталий Олегович - старший инвестиционный юрист «РОСНАНО»; 26. Агапов Филипп Васильевич - представитель НП «РУССОФТ» в Москве; 27. Максименко Анна Владимировна - юрист компании «White and Case»; 28. Хохлов Евгений - юрист компании «Clifford Chance». ПОВЕСТКА ДНЯ: Первая часть заседания, посвященная развитию ИТ-отрасли: 1. Зарубежный опыт взаимодействия государства и бизнес-структур в развитии ИТ- сферы. - В.Л. Макаров, Президент НП «PУССОФТ». - С.Ю. Морозов, Старший юрист по России, СНГ, Ближнему Востоку, Турции и Африке ЗАО «Интел А/О». - А.В. Боровик, Руководитель группы коммерческих юристов ООО «Майкрософт Рус». 2. Аспекты антимонопольного права в ИТ-сфере в Евросоюзе. - И.В. Рачков, Адвокат, партнер Международной юридической фирмы «Нёрр Штифенхофер Лутц». 3. Поддержка государства в развитии ИТ-отрасли. - В.В. Подшивалов, Генеральный директор ЗАО «Ай-Теко». Вторая часть заседания, посвященная сети Интернет: 1. Развитие Интернет-регулирования в Европе. - М.А. Жунич, Директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Гугл». 2. Обзор рынка доступа к сети Интернет. - Д.А. Рутенберг, Заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России. 3. «Пираты» и Интернет. - Д.Б. Новиков, Генеральный директор ЗАО «Консультант Плюс». - А.А. Страх, Юрист по защите интеллектуальной собственности ООО Майкрософт Рус». Председатель Экспертного совета А.Н.Голомолзин выступил с приветственным словом, открыв второе заседание, объявил повестку дня и пригласил к выступлению с докладом В.Л. Макарова (Президента НП «РУССОФТ») с темой «Зарубежный опыт взаимодействия государства и бизнес-структур в развитии ИТ-сферы». В.Л. Макаров рассказал о том, как связь с государственными органами и их поддержка при экспортировании товаров и услуг ИТ-отрасли может влиять на конечный результат для рынка. В докладе упоминался опыт, который НП получило за 10 лет деятельности на рынке, был представлен широкий опыт зарубежных стран, рассмотрены проблемы и способы их решения в России. Основные идеи доклада НП «РУССОФТ» следующие: Государству в сфере высоких технологий выгодно поддерживать экспортеров по следующим причинам: экспорт означает приток дополнительной ликвидности в экономику страны (что особенно важно в период кризиса), помощь оказывается субъектам предпринимательской деятельности, которые уже доказали свою конкурентоспособность на мировом рынке, что снижает риск напрасной траты государственных средств на поддержку неконкурентоспособных или нечистоплотных игроков рынка, поддержка продвижения компаний на экспорт не приводит к нарушению принципа честной конкуренции внутри России (как между предприятиями сектора ИТ, так и между разными секторами экономики), для решения задачи создания собственных глобальных игроков инновационного бизнеса мирового класса, целесообразно сразу ориентироваться на тех, кто устремлен на мировой рынок. Ввиду относительно малых размеров российского ИТ-рынка и его специфики, на нем можно вырастить очень ограниченное число крупных компаний, которые могут стать глобальными. Вопрос сохранения равной конкуренции на мировом рынке при условии государственной поддержки экспортеров в разных странах успешно решен в рамках ВТО. Единственным разрешенным ВТО видом прямого субсидирования государством своих экспортеров является субсидирование международной маркетинговой деятельности. Именно в этой области идет мировая конкуренция. Меры государственной поддержки экспортера зависят от размера компании и ее отношений собственности с государством. Для крупных компаний в России основными мерами поддержки являются меры политического воздействия через высших руководителей страны, через МИД и Министерство промышленности и торговли (их представительства в зарубежных странах), через предоставление государственных гарантий экспортерам или страхование экспортных поставок, через предоставление экспортных кредитов, компенсацию кредитных ставок по этим кредитам. Для средних и малых российских компаний эти меры недоступны, а других мер поддержки экспорта продукции и услуг в области высоких технологий для них практически не существует. Какие меры государственной поддержки малым и средним компаниям применяются в странах конкурирующих с Россией в области ИТ и что можно предложить для России: провозглашение приоритета развития высокотехнологичного экспорта в деятельности государства, что обычно закрепляется принятием соответствующего Закона и созданием специализированного политического органа (Совета) при руководителе государства (Правительства), ответственного за развитие высокотехнологичного экспорта; создание исполнительного органа и наделение его соответствующим бюджетом, через этот орган политические решения реализуются в виде конкретных мероприятий и программ поддержки; организация тесного взаимодействия Совета при главе государства (Правительства) и исполнительного органа с отраслевыми Ассоциациями. Совместная выработка концепции и программы действий (в ряде стран исполнительный орган создается в виде внешнеэкономической Ассоциации с участием бизнеса, например FINPRO в Финляндии или Export Promotion Council по разным секторам экономики в Индии), либо в виде негосударственных организаций (например CCIIP - Совет по привлечению иностранных инвестиций в Китае); реализация мер государственной поддержки экспортерам высокотехнологичной продукции и услуг производится на основе аккредитации компаний при каком-то Министерстве или созданном исполнительном органе на основе заявительного (а не конкурсного!) порядка распределения средств и мер поддержки по предоставлению подтверждающих документов об участии в утвержденных мероприятиях. Направления государственной поддержки экспортеров высокотехнологичной продукции (покрытие части расходов на условиях со-финансирования сторон): участие в международных маркетинговых мероприятиях (выставки, конференции, роуд-шоу, биржи контактов); приобретение услуг в области защиты авторских и иных прав российских компаний за границей (юридических, консалтинговых); создание бизнес-представительств национальных компаний на ведущих рынках за границей; обучение иностранным языкам, практике маркетинга и продаж за границей; проведение исследований состояния перспективных экспортных секторов экономики России, а также маркетинговых исследований перспективных рынков для российских производителей; проведение ПиАр акций и программ по продвижению российских производителей, их продукции и услуг, а также продвижению благоприятного образа России и ее индустрии за границей; предоставление государственных гарантий, страхование экспортных контрактов, предоставление кредитов для экспортных поставок и компенсация кредитных ставок по экспортным кредитам. Развивая эту тему далее, с докладом выступил Боровик А.В. (Руководитель группы коммерческих юристов ООО «Майкрософт Рус»). А.В. Боровик отметил, насколько важно и эффективно взаимодействие компаний с органами власти. В своем выступлении А.В. Боровик акцентировал внимании на том, что делает и планирует делать компания Майкрософт в России и других странах. Как происходит взаимодействие компании с государственной властью. Еще только 20 лет назад мир не имел представления о возможности такого стремительного развития отрасли ИТ, но, тем не менее, уже сейчас технологии с каждым днем прогрессируют. Отрасль информационных технологий - одна из наиболее динамично развивающихся во всем мире. А.В.Боровик упомянул обзор журнала «The Economist», посвященный сектору информационных технологий, в котором было выдвинуто предположение, что в следующие восемнадцать месяцев начнется серьезная борьба между участниками рынка. И, сейчас уже видно, что есть живая конкуренция как внутри сегментов, так и в целом на рынке. Интересно, что государство во многом смотрит традиционно на конкурентную борьбу внутри каждого сегмента, например, компания Майкрософт рассматривалась как сильный игрок внутри сегмента программного обеспечения, который писался для персональных компьютеров. Но, в тоже время, регуляторы не готовы разобраться, что будет происходить на рынке, и, как будет развиваться борьба между конкурентами. Важно отметить, что не каждый участник сегмента работает в рамках интероперабельности. Например, если мы возьмем первый сегмент, main frame, то IBM для других участников рынка довольно закрытая компания. Представитель компании IBM спросил у А.В. Боровика, когда будет достигнута реальная интероперабельность, которая откроет рынок для реальной конкуренции? А.В. Боровик объяснил на примере компании Майкрософт. Компания придерживается идеи интероперабельности и считает, что практически невозможно удержаться в этой конкурентной борьбе. Естественно, когда мы говорим об интероперабельности, то сложно рассуждать в глобальном контексте, участников рынка так много, что обеспечить интероперабельность с каждым из них было бы очень тяжело. Но, компания работает в этом направлении, где интероперабельность будет достигнута. У компании есть принципы, определенные договора с участниками рынка и мы работаем над тем, чтобы наши технологии были совместимы. В заключение темы «Зарубежный опыт взаимодействия государства и бизнес-структур в развитии ИТ- сферы» выступил С.Ю.Морозов (Старший юрист по России, СНГ, Ближнему Востоку, Турции и Африке ЗАО «Интел А/О»). В своем докладе С.Ю.Морозов поделился тем опытом, с которым компания «Интел» сталкивается в других странах мира, где государство считает ИТ-индустрию одной из приоритетных отраслей экономики, следовательно, осуществляет определенное стимулирование данной отрасли. Наибольшую актуальность программы стимулирования и развития отрасли приобретают во время кризиса. К подобным мерам прибегали правительства США, стран ЕС, Китая, Австралии, Бразилии, Тайваня, Турции, Вьетнама и других. В первую очередь поддержка касалась таких направлений, как развитие широкополосного доступа, внедрение ИТ-технологий в сферу образования, предоставление госуслуг с использованием сети Интернет Страны G-20 в условиях кризиса инвестируют более 3,2 трлн. долларов США, при этом частью каждого правительственного плана должно быть увеличение инвестиций в широкополосный доступ в Интернет и в ИТ-сферу (это создает рабочие места, стимулирует спрос, способствует переходу к экономике знаний). Правительственная поддержка ИТ-сектора в ряде стран привела к позитивным результатам в экономиках в целом. Так, в 1998 Тайвань инвестировал более 10 млрд. долларов в отрасль. Результатом этого стало развитие Тайваня, как признанного лидера ИТ-индустрии, глобального центра инноваций, создание рабочих мест с высокой добавленной стоимостью. Меры государственной поддержки в Китае составили порядка 570 млрд. долл. (из них 30% в «умные железные дороги», 40 млрд.руб - в широкополосный доступ, меры налоговых льгот, выплат и компенсаций для приобретения современных персональных компьютеров населением и организациями). В Австралии применяется система налоговых вычетов при покупке компьютеров малым и средним бизнесом, а также образовательными учреждениями. Во Вьетнаме размер стимулирующего пакета составил порядка 1 млрд. долл. США, еще 24 млрд. анонсировано в качестве предстоящих мер. Для ИТ-продукции применяется сниженный НДС (5%) и отменены пошлины, применяется субсидирование процентных ставок по кредитам для приоритетных сфер деятельности с целью повышения конкурентоспособности, экономического роста и создания рабочих мест. В США в феврале 2009 года принят специальный закон - American Recovery and Reinvestment Act, предусматривающий выделение 787 млрд. долл. США. Для стимулирования потребительского спроса и поддержки малого и среднего бизнеса применяются налоговые вычеты, ускоренная амортизация, на развитие одного широкополосного доступа предусмотрено от 6-9 млрд. долл., образование 70 млрд. долл., на энергетику «Smart Grid» 50 млрд. долл. План ЕС по выходу из кризиса предусматривает 260 млрд. долл. США. Из них одна часть направлена на стимулирование спроса, а вторая «умные инвестиции» (в т.ч. образование, инфраструктуру и энергетику, разработки и инновации). В.Л.Макаров дополнил доклад С.Ю. Морозова тем, что сообщил, что 1 октября 2009 года компании «Intel» и «KPMG» поддержали интернет конференцию, организованную с Индией и Бразилией, касающуюся принятия декларации ассоциацией правительств стран БРИК в отношении отрасли информационных технологий. Важная деталь - поддерживать ИТ-отрасль именно странами БРИК. Во-первых, страны БРИК имеют колоссальный потенциал, в первую очередь человеческий, во-вторых, если создавать неравные условия для ИТ-индустрии в этих странах - можно создать опасную ситуацию перетекания ресурсов внутри стран БРИК к тем центрам, которые имеют лучшие условия для развития и поддержания ИТ, в третьих, недопущение увеличения налоговой нагрузки на ИТ-индустрию в условиях кризиса. В России, единственной стране БРИК, происходит наоборот, увеличение налоговой нагрузки на ИТ-индустрию во время кризиса. Китай, Америка, Германия провозгласили снижение налогов - это правильный путь поддержки бизнеса в условиях кризиса. В России повышение социальных платежей обязательно приведет к ухудшению ситуации, в первую очередь, в наукоемких отраслях, в ИТ-сфере. Председатель Экспертного совета добавил, что антимонопольные органы стран БРИК летом 2009 года провели первую совместную конференцию по вопросам, связанным с развитием конкуренции. Вопросы, связанные с развитием рынков в ИТ-сфере также станут предметом следующих совместных мероприятий. Существует договоренность, что такие мероприятия будут проходить на регулярной основе, следующие мероприятия пройдут в Китае, затем в Бразилии, затем в Индии. На этой конференции А.Н. Голомолзин выступал с докладом о том, каким образом адвокатирование конкуренции может быть обеспечено в рамках работы экспертных советов. Все участники этого мероприятия согласились, что это одна из наиболее продуктивных форм - экспертные советы при антимонопольных органах. В этой связи задача ФАС России при взаимодействии с бизнес сообществом сделать так, чтобы эта форма действительно была продуктивной. Вторую тему первого блока «Аспекты антимонопольного права в ИТ-сфере в Евросоюзе» представил И.В.Рачков (Адвокат, партнер Международной юридической фирмы «Нёрр Штифенхофер Лутц»). И.В.Рачков выделил несколько направлений применимого права: Первичное право ЕС - договоры: о создании ЕОУС (1951), Римский (1957), Маастрихтский (1992), Амстердамский (1997), Ниццкий (2001), Лиссабонский (2007); Единый Европейский Акт (1986); Хартия основных прав ЕС (2007); Вторичное право - акты органов ЕС, принятое в соответствии с первичным правом: регламенты, директивы, решения рекомендации, мнения; процедурные правила и положения, программы, соглашения между органами ЕС; Цель ЕС - честная конкуренция (преамбула Договора о создании ЕС); конкретно: ч. 3 (Направления политики ЕС), титул VI, глава 1 (правила конкуренции), раздел 1 (правила для компаний) и 2 (гос. помощь); К конкуренции в сфере ИТ применяются те же нормы, что и к конкуренции в более традиционных отраслях, с поправкой на специфику. Затем привел наиболее яркие примеры из деятельности ЕС в ИТ-сфере. Microsoft: обвинения со стороны Комиссии ЕС в злоупотреблении доминирующим положением (ст. 82 Договора о создании ЕС): Последний эпизод (2009) - ДП на рынке операционных систем для пользовательских ПК в результате привязки поискового ПО Internet Explorer к Windows (свобода выбора Интернет-браузера для пользователей); КЕС: доля Internet Explorer на рынке по миру - 90%; искусственное конкурентное преимущество; создание искусственных поощрений для разработчиков ПО и провайдеров контента, чтобы те адаптировали свои продукты прежде всего к Internet Explorer; ограничение развития инноваций. Предложение Microsoft: первый экран объясняет, что такое браузер; иконки «хочу знать подробнее»; программное обеспечение: Windows XP, Windows Vista and Windows 7; срок: 5 лет; территория: Европейское экономическое пространство; право производителей ПК устанавливать другие веб-браузеры (а не только Internet Explorer от Microsoft); раскрытие инфо о совместимости ПО Microsoft (Windows, Windows Server, Office, Exchange, SharePoint) с продуктами 3-их лиц; Ответ КЕС: необходимо проверить, как рынок отреагирует на это; 3-и лица приглашены делать комментарии. Злоупотребление положением Intel. Intel исключил доступ конкурентов к рынку компьютерных чипов (т.н. центральные процессинговые единицы х86, x86 central processing units); Это нанесло ущерб потребителям на всем Европейском экономическом пространстве; подорвав возможности конкурентов конкурировать с продуктами Intel, тот подорвал конкуренцию, сократил выбор потребителей и воспрепятствовал инновациям; Условные скидки производителям и продавцам ПК (Dell, HP, NEC, Lenovo, Acer, Media Saturn), другие меры, направленные на воспрепятствование или задержку старта ПК, использующих конкурирующие продукты (т.к. явные ограничения конкуренции); попытки скрыть антиконкурентные действия Штраф для Intel: 1,06 млрд. евро А.Н. Голомолзин напомнил, что на первом заседании экспертного совета в качестве одного из вопросов, которые мы подготовили для дальнейшей проработки это вопрос формирование условий проведения тендеров госзакупок в части создания нейтральных условий для процессоров разных производителей. Сейчас эта группа работает в составе представителей компаний «Intel», «AMD», «IBM», частный предприниматель - член экспертного совета А. Куликовский. В ближайшее время будут представлены рекомендации и организовано обсуждение с нашими экспертами по госзакупкам. Полагаем, что будем готовы создать условия для предупреждения возможных нарушений, в том случае, когда условия тендеров могут создавать преимущества определенному участнику. Что касается различного рода крупных сделок у нас также есть ряд соглашений, в том числе, с Евросоюзом, с США, многими другими странами, в рамках которых мы можем проводить консультации по крупным сделкам, которые могут привести к изменению условий конкуренции не только на рынках одного государства, а также могут повлиять на конкуренцию в больших масштабах. Завершил первый блок В.В. Подшивалов, (Генеральный директор ЗАО «Ай-Теко») с темой «Поддержка государства в сфере разработки российского программного обеспечения». Обсуждая вопросы развития рынков ИТ-сферы, В.В. Подшивалов отметил, что нормы антимонопольного законодательства в полной мере распространяются на эту сферу деятельности. В этой части различий в российской и зарубежной практике не имеется. Вместе с тем, специфика данных рынков в значительной степени построена на обладании знаниями отдельных индивидуумов или компаний. Обращение такой специфической продукции требует специальных методов защиты. В этом есть проблема на российском рынке. Вопрос к ФАС - много говорится о налоговых льготах, есть и региональные налоговые льготы, по мнению, ФАС получение таких льгот требует предварительного согласия с ФАС России или не требует? А.Н. Голомолзин ответил, что в рамках антимонопольного законодательства есть раздел, который касается государственных преференций. Если льготы предоставляются на индивидуальной основе и приводят к ограничению конкуренции то, такие льготы могут быть запрещены антимонопольным органом по установленной процедуре, также закон описывает сферы, где возможны предоставления мер поддержки и также указаны формы поддержки, в которых она может осуществляться. Если льгота предоставляется на основании закона о бюджете субъекта федерации, то льгота может быть признана допустимой в тех сферах, в которых указана. Б. Г. Нуралиев прокомментировал тему поддержки экспорта - программирование надо поддерживать экспортом, а государство все время поддерживает только оффшорное программирование. Кроме поддержки государства еще хорошо, когда оно не мешает. Когда мы конкурируем на других рынках наши российские правила экспорта - не на что не похожи. В чем специфика информационных технологий, программирования - оно очень легко утекает из страны, например нефть, как ни экспортируй, скважина останется в России, а потребитель зарубежом, то есть это еще можно регулировать, а вот компьютерные программы практически невозможно. Например, гораздо удобнее создать фирму на Украине и там производить, вынести туда рабочие места и т.п., затем в Казахстане и т.д.. Торговать из России физически невозможно. Дешевле продать из Вьетнама в Канаду наш российский продукт, меньше процедур, оформлений. Нужно снимать барьеры на экспорт. В большинстве странах есть барьеры на импорт, а на экспорт барьеры только у нас. Председатель Экспертного совета поддержал мнение Б.Г. Нуралиева и добавил, что практика антимонопольного законодательства, к сожалению, это подтверждает. Например, в ситуации с выделением полос частот, органы, которые должны способствовать развитию технологий на базе беспроводного доступа, развития мобильной телефонии и т.д. фактически предоставляют кому-то льготы. То, что мы сейчас приходим к электронному правительству, в том числе благодаря тому, что И.Ю. Артемьев возглавляет комиссию по административной реформе при Правительстве РФ, где как раз готовятся меры по упорядочению оказываемых государством услуг, чтобы не возникало дополнительных барьеров. В области образования ФАС России рассматривала дела о попытке внедрения компьютеров в дошкольное, школьное образование, например, была программа «Компьютер в каждый дом», выяснилось, что эта программа довольно простая и могла бы дать очень хороший результат, но каждый элемент этой программы оказался с созданием преференций, ограничением конкуренции и т.д. В результате она оказалась с нулевой результативностью. Проблем много и цель нашего экспертного совета сформулировать полный перечень барьеров, которые препятствуют в работе с территорией России и за ее пределами, по мнению представителей бизнеса. ФАС России готова принять все возможные меры для того, чтобы эти барьеры устранить. Наша задача с одной стороны принимать меры антимонопольного реагирования, в рамках закона, с другой стороны, в рамках экспертного совета есть возможность барьеры снимать, развивать рынки. ФАС России готова поставить на экспертный контроль организацию мероприятий по преодолению этих барьеров, проблем, сложностей. В.В. Подшивалов заметил, что такая проблема существует не только с продажей программного обеспечения. Например, ЗАО «АйТеко» были вынуждены создать зарубежное предприятие для работы со странами СНГ. С точки зрения бизнеса это нормальная ситуация, если купить оборудование в Германии и продать его в Казахстан. Но, когда эта схема реализуется, возникает следующее: пока деньги приходят в Россию - все хорошо, а когда нужно заплатить за товар, то говорят, деньги платите, а товар в Россию не приезжает. Это требует специального разрешения ЦБ РФ на каждую такую сделку. Только ответ на запрос в ЦБ РФ составляет порядка 35 дней. А.Н. Голомолзин отметил, что по результатам Экспертного совета необходимо сформулировать перечень всех проблем, сделать это в ограниченный срок и затем наметить мероприятия по преодолению этих препятствий. От Экспертного совета будут назначены вовлеченные в процесс люди. И на следующем заседании Совета они доложат о том, что было сделано, насколько результативна была проведена работа. И.В.Тот (представитель компании «Dell») предложил проработать вопрос с таможенными барьерами при экспорте и при импорте. Н.Н. Прянишников добавил, что когда компания «Майкрософт» анализировала российский рынок и рынок других стран были выявлены определенные особенности - на международных рынках 50% это оборудование, 30% - услуги, 20% - ПО, у нас - 80% - оборудования, 10 % - ПО, 10% - услуги. Рынок явно недоразвитый. По мнению Н.Н. Прянишникова, одна из задач Экспертного совета - содействовать развитию сервисов и игроков на рынке. Н.Н. Прянишников поставил вопрос о поддержке компаний малого и среднего бизнеса. Малым компаниям в России пробиться достаточно сложно. Их притесняют и местные власти в каждом регионе, и центральные, различные сборы и т.п., таким образом, необходимо определенное содействие малым и средним компаниям, чтобы они росли, вырастали и создавали этот рынок. Было бы интересно обсудить этот вопрос в рамках экспертного совета совместно с представителями малого бизнеса. А.Н. Голомолзин сообщил о том, что во многих странах мира существуют программы поддержки малого и среднего бизнеса, и мы готовы эту тему проговорить в деталях и с экспертами Минэкономразвития и другими специалистами, которые будут готовы присоединиться к обсуждению этой темы дополнительно. ИТ-сфера это та область, где потенциал может быть реализован, в том числе, через малый и средний бизнес. Мы готовы включить это в перечень вопросов, которые будут обсуждаться на следующих заседаниях. Второй блок, посвященный сети Интернет открыл доклад - М.А..Жунич (Директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Гугл») с темой развития Интернет-регулирования в Европе». В своем выступлении М.А.Жунич отразила ситуации, с которыми приходится сталкиваться в Европе. Представила вопросы участия государства в развитии сети Интернет. Затронула особенности госрегулирования. Например, опыт стран ЕС говорит о необходимости минимального воздействия государства в части контента, где преимущество должно быть отдано мерам рекомендательного характера. В то же время значительное внимание уделяется вопросам доступа в Интернет. Эта услуга рассматривается в контексте всеобщего права населения на информацию, поэтому во многих странах она относится к универсальным (общедоступным) услугам. В России к универсальным услугам отнесен лишь коллективный доступ в Интернет, но в целом в части доступа в Интернет существует достаточное количество проблем. В продолжение второго блока заседания выступил Д.А. Рутенберг (Заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи), который представил доклад о ситуации на рынке услуг доступа в Интернет. В докладе дана оценка общей ситуации, проблемам цифрового неравенства регионов, дифференциации цен. Применение антимонопольных норм позволило снизить цены на эти услуги, в отдельных случаях до 10 раз. Также Д.А. Рутенберг сообщил о том, что ФАС России приступила к расследованию на рынке магистрального трафика передачи данных. В заключении Д.А. Рутенберг сообщил о том, что, для того чтобы сделать Интернет доступным для широкого круга пользователей необходимо дальнейшее развитие беспроводных технологий. Те конкурсы, которые проводятся сейчас по решению госкомиссии по радиочастотам, по распределению лицензий на создание сетей беспроводного, широкополосного доступа тоже должны стать большим шагом в этом направлении. Но, есть и сопутствующие проблемы, которые тоже решаются, например, получение радиочастотного спектра. Заключительную тему заседания - «Пираты» и Интернет представил Д.Б.Новиков (Генеральный директор ЗАО «Консультант Плюс»). Выступление Д.Б. Новикова затронуло тему Интернета и Пиратства и проблемы, рассмотренные в предыдущем разделе. Докладчик выделил 4 сферы существования пиратства, волнующих всех участников рынка. 1 - клиенты (пользователи) между собой обмениваются программами, 2 - черный бизнес делает на этом деньги, 3 - легальные дистрибьюторы (сервисные партнеры) подворовывают, обманывая правообладателя, 4 - недобросовестная конкуренция, когда некие разработки или их часть копируются, воруются и т.д. И в заключение второго блока свой доклад представил А.А.Страх (юрист по защите интеллектуальной собственности ООО «Майкрософт Рус»). Деятельность по противодействию компьютерного пиратства - хороший пример взаимодействия государства и бизнес сообщества. А.А. Страх представил вопросы применения уголовных норм правоохранительными органами и практику ФАС России в части пресечения фактов недобросовестной конкуренции. По итогам заседания были сделаны следующие выводы: Рынок может быть эффективным, если имеется возможность создания различных совместимых друг с другом систем и технологий, отсутствия технологических барьеров, в том числе для вхождения открытого ПО. По мнению участников заседания, производство и реализация продукции, основанной в значительной степени на знаниях, требует учета этой особенности, не только в методологии анализа рынка, но может быть и в философии анализа новых рынков. На одном из заседаний экспертного совета планируется обсудить учет особенностей продукции ИТ при анализе рынков. Это имеет значение при анализе рынков в целом, а, кроме этого, при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а также в рамках контроля крупных слияний и приобретений. Рынок ИТ может быть эффективным если существует возможность взаимодополнения и совместимости систем и технологий (интероперабельность), когда отсутствуют технологических барьеры для внедрения инноваций и конкурирующих продуктов. Эти вопросы обсуждаются, в частности, применительно к открытому ПО. На следующем заседаний экспертного совета планируется обсудить результаты подготовленных рабочей группой, созданной решением предыдущего заседания экспертного совета, предложений об условиях тендеров по закупкам продукции на базе микропроцессоров, обеспечивающие справедливые условия конкуренции для его участников. По итогам заседания было принято решение о создании рабочей группы, которая должна обобщить предложения участников рынка по развитию IT-отрасли. Информацию от экспертного сообщества ФАС России ожидает получить до 25 декабря 2009 года. После этого предложения будут обобщены и направлены в Правительство РФ. Участники заседания отметили, что диалог ФАС России и экспертного сообщества проходит в позитивном ключе. Также отмечена возможность обсуждения этих вопросов в рамках совместных мероприятий стран БРИК, где высок интерес к сфере информационных технологий. Эта тема может стать предметом обсуждения в рамках предстоящих заседаний Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) стран СНГ. Председательствующий А.Н. Голомолзин Ответственный секретарь Е.В. Ракитова
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь