История развития антимонопольного комплаенса в России
Одним из первых официальных документов в Российской Федерации, в котором был упомянут антимонопольный комплаенс, является Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 годы, утвержденная 3 июля 2013 года Президиумом ФАС России. Так, согласно указанной Стратегии одним из элементов развития и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, была определена разработка и внедрение на законодательном уровне норм, стимулирующих внедрение хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса.
Следующим актом стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 795-р, которым были утверждены Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ Президента № 618) в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции было определено стимулирование хозяйствующих субъектов, внедряющих антимонопольный комплаенс.
Кроме того, на основании Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента № 618 (далее – Национальный план развития конкуренции), были даны поручения разработать федеральный закон, предусматривающий правовое регулирование антимонопольного комплаенса, и принять меры, направленные на создание и организацию антимонопольного комплаенса федеральными и региональными органами исполнительной власти.
В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства 1 марта 2018 года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 213[1], на основании которого наличие у хозяйствующего субъекта заблаговременно внедренного и функционирующего антимонопольного комплаенса было определено в качестве одного из условий, позволяющих такому субъекту снизить имеющуюся категорию риска.
Также, во исполнение Национального плана развития конкуренции в части внедрения антимонопольного комплаенса органами власти 18 октября 2018 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 2258-р[2], которым утверждены методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
В развитие положений распоряжения Правительства № 2258-р ФАС России 5 февраля 2019 года издан приказ № 133/19[3], которым утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Помимо этого, в целях содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации во внедрении антимонопольного комплаенса 25 февраля 2019 года ФАС России было издано письмо № СП/13794/19[4], которым обобщены ответы на вопросы, связанные с внедрением антимонопольного комплаенса указанными органами власти.
В связи с принятием Указа Президента № 618 3 июля 2019 года протоколом Президиума ФАС России № 6 утверждена Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года. Согласно указанной Стратегии в качестве меры по развитию и совершенствованию превентивных механизмов антимонопольного контроля было обозначено внедрение на законодательном уровне норм, стимулирующих принятие антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Далее во исполнение положений Национального плана развития конкуренции 1 марта 2020 года был принят Федеральный закон № 33-ФЗ[5], которым были внесены изменения в Закон о защите конкуренции[6] в части установления правового регулирования антимонопольного комплаенса хозяйствующих субъектов. Так, указанный Федеральный закон ввел определение антимонопольного комплаенса хозяйствующего субъекта, а также дополнил Закон о защите конкуренции статьей 91, которая установила право хозяйствующих субъектов на внедрение в свою деятельность антимонопольного комплаенса, основные элементы, которые должен содержать антимонопольный комплаенс такого субъекта, а также возможность и порядок согласования хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса с антимонопольным органом.
В связи с приятием Федерального закона № 33-ФЗ Президиумом ФАС России 2 июля 2021 года утверждено Разъяснение № 20[7], которым более подробно раскрыт порядок организации хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса, а также даны рекомендации по разработке акта об антимонопольном комплаенсе и внедрения его в деятельность хозяйствующего субъекта.
ФАС России ежегодно анализирует и обобщает практику внедрения антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами и органами власти. Подготовленный по результатам указанного обобщения обзор правоприменительной практики включается в Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации».
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства2.
[3] Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 133/19 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса».
[4] Письмо ФАС России от 25.02.2019 № СП/13794/19 «О разъяснении вопросов, связанных с внедрением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного комплаенса».
[5] Федеральный закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».
[6] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[7] Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (утверждено протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 4).