ФАС в СМИ: Цены на топливо: ФАС намерена покончить с "безобразием"

11 февраля 2011, 10:40
Источник: Вести

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела против "Газпром нефти", "ЛУКойла" и "Роснефти" по признакам завышения цен на нефтепродукты. Это уже "третья волна" расследований в отношении компаний, отмечает ФАС. К чему приведет "новая волна", Вести.Ru поинтересовались у экспертов.

Глава правительства Владимир Путин 9 февраля на совещании по итогам работы ТЭК в 2010 году дал поручение ФАС начать расследование по факту необоснованного завышения цен на топливо. По словам Путина, с декабря 2009 года по январь 2011 года отпускные цены на дизельное топливо выросли более чем на 35%. Средняя цена на дизтопливо превысила 28 тыс. рублей за тонну.

В ответ на поручение Путина глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что служба готова предъявить претензии нефтяным компаниям. "В IV квартале был создан совершенно искусственный дефицит по авиационному керосину, дизельному топливу, что привело к стремительному росту цены - это рукотворный рост цены", - отметил Артемьев.

"То, что сегодня нефтяные компании сделали, это конечно форменное безобразие, это очень плохая практика", - подчеркнул глава ФАС.

"Это уже третья волна: нам приходится возбуждать (дела - ред.). Когда, наконец, наступит предел, когда наши нефтяные компании будут исчислять (цены - ред.) по соответствующим формулам, которые приняты во всем мире?" - задался вопросом Артемьев.

Если претензии ФАС найдут свое подтверждение в ходе расследования, то это может грозить нефтяным компаниям оборотным штрафом в размере от 1% до 15% от выручки, полученной на внутреннем рынке нефтепродуктов, пояснил Вестям.Ru аналитик "Банка Москвы" Денис Борисов.

Однако влияние возможных максимальных штрафов на EBITDA нефтяников будет незначительным - от 0,5% до 5% EBITDA. "Новость об очередном недовольстве ФАС действиями российских нефтяников может оказать отрицательное влияние на стоимость компаний не столько из-за возможных штрафных санкций, сколько из-за возможного внедрения нерыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке. Например, привязки цен на бензин, который практически не экспортируют, к цене европейского бензина", - отметил Борисов.

Такие меры могут привести к снижению доходов российских компаний, однако пока любые оценки размеров выпадающих доходов являются приблизительными, так как окончательные параметры "формулы цены" пока не утверждены.

Что касается предложения о создании Биржевого комитета по торговле нефтепродуктами, то очевидно, что развитие биржевой торговли снимет все вопросы относительно того, являются ли цены на нефтепродукты справедливыми или нет, пояснил Борисов.

Для этого требуется расширение круга участников биржевых операций. Прежде всего, власти могут стимулировать приход на биржу крупных государственных покупателей, например, РЖД, сельхозпроизводителей, предприятий ОПК, что повысит ликвидность и уменьшит возможности по манипулированию ценами.

Кроме того, следует усилить надзор за степенью связки между компаниями при совершении "странных" сделок. Борисов полагает, что именно с этой целью и стоит создать Биржевой комитет.

Конечно, ФАС и Биржевой комитет могут запретить что-то, отменить или ограничить повышение цен и так далее. Однако потом все вернется на круги своя, как это было уже не раз, считает главный экономист ИК "Ай Ти Инвест" Сергей Егишянц.

Так, ФАС уже дважды - в 2008 и 2009 годах - штрафовала компании "ЛУКойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР и "Роснефть" за завышение цен на бензин. Объем штрафов оценивали в 20,7 млрд рублей.

Однако в 2010 году ФАС подписала мировые соглашения со всеми компаниями, кроме "Газпром нефти", уменьшив размер штрафа до минимума - почти 1 млрд рублей на каждую компанию.

ФАС трудно бороться с крупными нефтяными компаниями, имеющими огромное влияние. И чем закончится новая волна расследований, предсказать трудно, сказал Егишянц Вестям.Ru. В декабре 2010 года ФАС уже направила письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен и предостережением от необоснованного роста.

Однако рост цен продолжился, и с октября 2009 года по январь 2011 года зимнее дизельное топливо подорожало на 53%. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.

Действия Минэнерго по стабилизации рынка уже привели к тому, что "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и "ЛУКойл" снизили цены на некоторые нефтепродукты, отметил на вчерашнем совещании Путин. "Вместе с тем, пока нет реакции ни от "Газпром нефти", ни от ТНК-ВР", - подчеркнул премьер.

Между тем, накануне вечером "Газпром нефть" заявила, что снизила цены на зимнее дизельное топливо и авиакеросин с 9 февраля 2011 года. ТНК-BP также объявила, что снижает розничные цены на дизтопливо на 1,2 рубля за литр с 21:00 9 февраля.

Что касается биржевых торгов и крупных сделок, то пока что они носят договорной характер, о чем и говорил накануне Дмитрий Медведев, пояснил эксперт. ФАС уже озвучила претензии к порядку биржевых торгов нефтепродуктами: недостаточный объем предложения, отсутствие анонимности торгов, нерегулярность продаж, совершение крупных адресных сделок по нерыночным котировкам на нефтепродукты. По мнению Егишянца, решением именно этих вопросов и должен заняться создаваемый Биржевой комитет.

Эксперты отмечают, что оптовые и розничные цены на бензин и дизтопливо растут во всем мире, хотя и не такими стремительными темпами как в России.

Так, в США по итогам 2010 года средняя розничная цена автомобильного бензина категории Regular (аналог российского Аи-92) с учетом налогов составила $2,982 за галлон (примерно $0,78,7 за литр). По данным Министерства энергетики США, это самый высокий показатель за последние два года. В денежном выражении бензин в США в 2010 году подорожал в среднем на $0,3-0,39, или на 15-17%.

По данным Росстата, за 2010 год розничные цены на бензин в России повысились на 6-9% в зависимости от марки топлива.

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь