ФАС в СМИ: Сборная солярка

02 февраля 2011, 11:54
Источник: Ежедневные новости-Подмосковье

Цена на дизельное топливо с начала января возросла почти на 40 процентов.
На одной из автозаправок, неподалёку от Каширы, водитель иномарки громко возмущался дороговизной дизельного топлива, которое согласно прейскуранту стоило здесь 23 рубля 75 копеек за один литр.
«Специально купил машину с дизельным движком, чтобы на топливе сэкономить, а оно уже стоит дороже, чем 95-й бензин. И кто только эти цены грабительские придумывает, почему вообще такое происходит?» «Да потому что у нас сейчас полубандитский рынок, - в тон ему заметил сосед, заправлявший рядом старенькую «Газель», - реальных предпринимателей по пальцам посчитать, а остальные - спекулянты и барыги. Им бы только поскорее куш сорвать, пользуясь лазейками в дырявых законах».
В советские времена солярка была самым дешёвым топливом. Ею заправляли преимущественно государственный транспорт, и отпускалась она только по ведомственным талонам. Соответственно, и цена была просто смешной. С годами к солярке выработалось отношение, как к какому-то бросовому виду топлива, которого у нас хоть залейся. Экономические реформы исправили эту диспропорцию, и цены на важный продукт нефтепереработки стали ползти вверх - медленно и неуклонно. С годами этот процесс пошёл с заметным ускорением, хотя кое-как ещё регулировался. А в последнее время он и вовсе вышел из-под контроля. Начиная с декабря прошлого года дизельное топливо дорожает чуть ли не каждые сутки. Только за последнюю неделю его стоимость увеличилась на 5 процентов, а в начале нынешнего января возросла почти на 40 процентов. Таких темпов никто не ожидал: они просто выходят за рамки понимания. Транспортники уже подсчитывают убытки и прогнозируют повышение цен на все виды товаров. Ничто, рассуждают они, по щучьему велению в магазинах не появляется. Продукцию нужно доставить в торговую точку, а это теперь будет стоить дороже, поскольку основная масса грузового транспорта, доставляющая товары, — дизельные авто.
Говорят, сколько людей, столько и мнений. Когда пытаешься узнать, в чём причина неоправданно высокого скачка цен на дизтопливо, получаешь в ответ ворох самых разноречивых мнений. Одни объясняют это патологической жадностью розничных торговцев на заправках, другие связывают ценовую свистопляску с дикостью нашего рынка, третьи полагают - во всём виноваты налоговая политика государства и высокая стоимость нефти.
Александр С., специалист компании «Татнефть», с которым мне довелось поговорить на эту актуальную тему, считает, например, что значительный рост цен на дизельное топливо на внутреннем рынке связан прежде всего с подорожанием продукта на мировом рынке, с холодной погодой и высоким спросом в Европе. «Солярка является экспортно-ориентированным продуктом, — пояснил он, — на вывоз идёт около 50 процентов выпускаемого в России дизеля. В итоге на внутреннем рынке наблюдается дефицит зимнего дизтоплива, что приводит к росту его стоимости».
Готовя этот материал, мы побывали в нескольких муниципальных образованиях Московской области, чтобы иметь представление о цене дизельного топлива, как говорят, в режиме реального времени. Например, в Озёрах оно стоило 23 рубля 67 копеек, в Ногинском районе — 23 рубля 72 копейки, в Павловском Посаде на АЗС, торгующей продукцией компании Лукойл (Ликард), литр солярки продавали по 24 рубля 86 копеек. Нетрудно было подсчитать и среднюю цену, которая, таким образом, составила 24 рубля 16 копеек. Аналитики твердили: подорожание неизбежно. Они даже прогнозировали, что и сколько будет стоить на рынке горючей продукции. И даже подсказывали, что следует предпринять, чтобы хоть немного смягчить «удар». Быть может, федеральным и региональным органам власти следовало прислушаться к этим прогнозам и принять необходимые меры по урегулированию сложившейся ситуации.
Специалисты утверждают, что нынешняя цена дизтоплива — далеко не предел. И что, вероятнее всего, его удорожание ощутимо ударит по сельхозпроизводителям. Фермерам придётся, вопреки ежегодному летнему снижению цен, закупать солярку по завышенной стоимости. Если власти не увеличат дотации на приобретение топлива, то цены на сезонную продукцию от тружеников села будут на выходе очень «кусаться». Вообще-то мы уже наблюдаем плоды неуёмного роста бензиновых цен. Достаточно посмотреть на ценники овощей и фруктов на рынках и в супермаркетах. Они просто зашкаливают. Причина тут ясна как божий день. Поставщики вынуждены включать в цену повышенные расходы именно на топливо, поскольку другие условия почти не изменились.
Как бы то ни было, а нам, простым покупателям и потребителям, от всего этого становится только хуже. Потому что даже самое мизерное повышение цен на топливо, будь то мазут, бензин или солярка, неизбежно влечёт за собой удорожание продуктов питания, на что, как известно, расходуется большая часть семейного бюджета. Можно ли остановить галоп цен на топливном рынке? Специалисты утверждают: можно. Хотя и очень трудно. Здесь требуются совместные усилия государства и общества. В нашей стране есть организации, которые специально созданы для борьбы с подобными явлениями. Одна из них — Федеральная антимонопольная служба. Её глава, Игорь Артемьев, убеждён: некоторые нефтяные компании, воспользовавшись тем, что экспортные пошлины на тёмные нефтепродукты ниже, чем на светлые, сократили выпуск последних и, по его собственному выражению, «гонят мазут за рубеж». ФАС пообещала разобраться с ситуацией, приведшей к постепенному росту дефицита дизельного топлива в стране, и навести порядок в этом вопросе.
А пока ценники на подмосковных заправках продолжают меняться, увы, не в сторону понижения. И даже понимая причины такого феномена, многие специалисты никак не могут его объяснить.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь