ФАС в СМИ: За "Сколково", Олимпиаду и футбол

30 декабря 2010, 13:03
Источник: Известия

Уходящий год для отрасли, дающей основные поступления в российский бюджет, с одной стороны, можно охарактеризовать достаточно спокойным. Антимонопольщики предпочитали не штрафовать нефтяников, а предложили мировую. Нефть Восточной Сибири и Каспия таки отвоевала себе льготы. Больше всех, пожалуй, повезло "Башнефти", которая стала лидером в гонке за месторождения им. Требса и Титова. Однако эксперты полагают, что это спокойствие можно назвать "затишьем перед бурей". Вслед за повышением акцизов на топливо при снижении транспортного налога ожидается также и повышение экспортных пошлин на нефтепродукты, что, безусловно, приведет к повышению цен на топливо. Кроме того, эксперты полагают, что налоговое бремя на отрасль будет еще увеличено, поскольку на бюджет РФ ложатся большие расходы, связанные с модернизацией, реализацией крупных проектов - таких как "Сколково", проведение Олимпиады в Сочи, проведение чемпионата мира по футболу.
В уходящем году перед регуляторами ТЭКа стояла сложная задача. Необходимо было обеспечить максимальные поступления в бюджет, изымая сверхдоходы, и при этом не препятствовать нормальному, динамичному развитию отрасли. Конечно, очень сложно балансировать на тонкой грани, наверняка есть претензии к деятельности регуляторов со многих сторон, но в целом можно считать задачу выполненной и работу регулирующих органов хорошей.
В поисках компромиссов
С одной стороны, полагает Тимур Хайруллин, заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал", в плане взаимоотношений с регуляторами 2010 год был не самым благоприятным для нефтяников. "Льготы по месторождениям Восточной Сибири свернуты, акцизы на бензин повысят уже с 1 января, также прорабатывается вариант повышения пошлин на экспорт нефтепродуктов. В условиях напряженной бюджетной ситуации налоговая нагрузка на нефтяников в ближайшее время вряд ли будет снижена, несмотря на риски снижения добычи". Среди позитивных моментов можно отметить налоговые послабления для Каспия и возможность допуска к российскому шельфу частных нефтяных компаний. Помимо этого победителем в конкурсе на месторождение Требса и Титова также стала частная компания "Башнефть, а "НОВАТЭК" вышел на конечных потребителей газа. Поэтому в целом 2010 год стал не только периодом высоких цен на нефть, роста налогового бремени, но и некоторого усиления позиций частных компаний.
И все же, как отмечает Виталий Громадин, старший аналитик компании "Арбат Капитал", в целом влияние органов федеральной власти можно охарактеризовать как нейтральное. Масштабных положительных нововведений не замечено на фоне хороших результатов по добыче нефти и нефтепереработке, но и эффект от негативных шагов пока ограничен.
Правительство РФ и Минфин с Федеральной налоговой службой в этом году перечеркнули все начинания по снижению налоговой нагрузки, и теперь сохраняется неопределенность будущего развития отрасли. Но были предоставлены долгожданные налоговые льготы для проекта "ЛУКОЙЛа" на Северном Каспии. И постепенно прорабатывается системный подход к налогообложению. По словам же директора департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" - Morison International Александра Штока, прежде всего стоит отметить движение навстречу нефтяникам со стороны ФАС . "Антимонопольщики предпочитали не штрафовать нефтяников, а предложили мировую. Нефтяным компаниям предложили признать правомерность претензий ФАС в обмен на минимальные штрафы. Однако не все компании приняли предложение и предпочли прекратить судебные разбирательства", - считает собеседник "Финансовых Известий".
Топливо - в рост
Вместе с тем ФАС продолжает следить за развитием ситуации на российском топливном рынке. В последние месяцы на мировых рынках наметился рост цен на нефть, на который тут же отреагировали и внутренние цены. В результате ФАС была вынуждена предупредить нефтяников о недопустимости резкого роста цен на бензин. Однако как можно этого избежать - это вопрос. Судя по действиям нефтяных компаний, которые продолжают судиться с ФАС по прежним делам и в то же время повышают цены на бензин сегодня, действия антимонопольщиков не всегда эффективны. Скорее всего, никаких изменений в этом противостоянии не произойдет и в следующем году. Продолжатся вялотекущие судебные разбирательства и рост цен на топливо.
Как мы уже отмечали, пошлина на экспорт нефти из России с 1 января может вырасти до $316-319 за тонну. И это еще не все налоговые сюрпризы, которые ждут топливный рынок в будущем году. Акцизы на низкооктановый бензин и дизельное топливо вырастут в два раза, налог на высокооктановое топливо увеличится примерно на 40%. Это приведет к удорожанию нефтепродуктов на АЗС в среднем на 1,5 руб. Однако эксперты отмечают, что повышение цен вряд ли будет резким: нефтяные компании будут постепенно увеличивать их в течение года. И, учитывая последний рост цен, можно предположить, что часть новых акцизов нефтяники закладывали в цене уже в конце 2010 года. Таким образом, в 2011 году цены на АЗС в среднем по РФ могут превысить 26,3 руб. за литр 95-го бензина и 22,3 руб. за литр дизельного топлива.
Ради планов великих
Безусловно, самым важным вопросом для нефтяной отрасли остается налоговый режим. Как уже отмечалось, основным позитивным фактором в 2010 году можно было назвать обнуление экспортных пошлин для восточносибирской нефти. Но уже с середины года нулевая ставка была заменена на льготную пошлину, которая на данный момент составляет 35% от стандартной экспортной пошлины на нефть. Все еще остается нерешенным вопрос о льготах для Ванкорского месторождения "Роснефти". В октябре премьер-министр Владимир Путин пообещал сохранить льготный режим по экспортной пошлине для нефти с данного месторождения на четыре месяца. "По нашему мнению, "Роснефть" будет настаивать на продлении льготных пошлин как минимум до конца 2011 года. В противном случае компания может пойти на сокращение инвестиций в это месторождение и снизить план по добыче с нынешних 25 млн тонн к 2013 году", - отмечает Андрей Полищук, аналитик компании "Брокеркредитсервис". Ранее сообщалось, что Минэкономразвития готово пойти навстречу "Роснефти" и не против продления пониженных экспортных ставок. В конце августа вице-премьер Игорь Сечин написал письмо премьеру с предложением оставить льготный режим для этого месторождения до 2013 года включительно. "Мы склоняемся к тому, что льготный режим будет оставлен для восточносибирских месторождений "Роснефти", но формула может быть изменена. То есть будет найдено компромиссное решение: если сейчас льготная скидка составляет около 70%, то в 2011-м она может сократиться до 50% и, возможно, будет отменена в 2012-2013 годах", - говорит собеседник "Финансовых Известий".
Что же касается повышения пошлин, то правительство уже озвучило приблизительные цифры - ставки вырастут на 85-90%. Минфин и Минэнерго договорились о постепенном сближении пошлин на них. К 2013 году единая пошлина на светлые и на темные нефтепродукты составит 60%. На данный момент пошлина на светлые нефтепродукты равняется 72% от пошлины на нефть, на темные - примерно 38%. Пошлины будут менять постепенно. На темные нефтепродукты планируется их повышение в 2011 году до 44%, в 2012-м - до 52% и в 2013-м - до 60%. На светлые нефтепродукты ожидается их снижение в 2011 году до 67%, в 2012-м - до 63% и в 2013-м - до 60%. С 2012 года также ожидается повышение НДПИ. По словам Алексея Козлова, замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company, налоговое бремя на отрасль будет увеличено, поскольку на бюджет РФ ложатся большие расходы, связанные с модернизацией, реализацией крупных проектов - таких как "Сколково", проведение Олимпиады в Сочи, проведение чемпионата мира по футболу. "При этом доходы бюджета в связи с кризисом резко сократились. Правительство предпринимает комплекс мер по увеличению доходов бюджета, таких как новый этап приватизации, повышение налогов, увеличение объемов заимствования", - заключает эксперт.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь