ФАС в СМИ: "Евро-4": за и против

18 октября 2010, 13:52
Источник: Московская правда

Под таким названием в РИА "Новости" прошел "круглый стол", на котором обсуждались перспективы введения в столице стандарта "Евро-4" для продаваемого на АЗС моторного топлива. В дискуссии приняли участие представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы (ДПиООС), Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а также нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛа" и "Башнефти".
История вопроса
Напомним, что работа по внедрению повышенных экологических стандартов для топлива, реализуемого в столице, началась еще в 2004 году. А уже с 1 января 2005 года вступило в силу постановление правительства Москвы "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками", предусматривающее поэтапный переход на реализацию бензина и дизельного топлива, соответствующих экологическим стандартам "Евро-3" и "Евро-4". К 2007 году московский топливный рынок удалось полностью перевести на "Евро-3". По словам заместителя руководителя природоохранного ведомства столицы Марины Вакулы, за это время в городе удалось стабилизировать ситуацию с загрязнением атмосферного воздуха.
Однако ухудшение климата в мегаполисе, перенаселенность, постоянно растущий автопарк обозначили необходимость принятия более радикальных мер по улучшению качества топлива. Особенно это актуально, если учесть, что 87% загрязняющих веществ, по данным Департамента природопользования, поступает в воздух именно от автотранспорта.
Именно поэтому с января 2011 года Москва планировала осуществить переход на "Евро-4", несмотря на то, что на федеральном уровне эти нормы вступят в силу только с 2012 года. Марина Вакула рассказала, что нормативный документ о введении нового экостандарта подготовлен и согласован на уровне мэрии, однако одобрения правительства пока не получил. Возникает вопрос: что же мешает сделать столь важный шаг к улучшению экологии в городе?
Яблоко раздора
Надо сказать, перспектива введения повышенных экологических требований к топливу в Москве всегда вызывала острые дискуссии и сопротивление. Понятно, что не населения, а некоторых участников топливного рынка. Причина тому - хроническая неготовность ряда компаний к производству более экологичного моторного топлива. Собственно говоря, проблема не столько московская, сколько общероссийская - сроки введения федерального техрегламента по топливу отодвигались несколько раз. Но в Москве решили не отступать от запланированных сроков - минувшим летом это подтвердили представители столичного правительства. После этого в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило обращение Московской топливной ассоциации и компании "Роснефть - РМ". Его суть - к Новому году большинство нефтяных компаний не смогут обеспечить выпуск и поставку необходимого количество топлива требуемого стандарта.
Москва - особый случай
Реализуя функции надзорного органа, антимонопольное ведомство заняло в данной ситуации формальную позицию. Не отрицая законодательного права Москвы вводить более жесткие экологические требования, представители ФАС выразили опасение, что это может ослабить конкуренцию на московском рынке, вызвать дефицит топлива и, как результат, стать причиной повышения цен. Так, в ходе развернувшейся дискуссии начальник Управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Елена Котелкина заявила, что "введение более высоких стандартов на топливо в Москве с точки зрения экологии является безусловным плюсом. Но с точки зрения конкуренции это может стать минусом - часть компаний, особенно независимые трейдеры, вынуждена будет уйти с рынка, что станет благодатной почвой для развития монополизма". Говоря о монополизме, имелся в виду "ЛУКОЙЛ", который, по мнению авторов обращения в ФАС, единственный сможет поставлять в столицу "Евро-4".
Правда, рассуждая об угрозе монополизма, Елена Котелкина признала, что "Москва по уровню населенности и остроте экологических проблем резко отличается от других субъектов РФ". А это значит, что вполне оправданы и более жесткие требования к тем, кто хочет здесь работать. Тем более что именно московский рынок, в отличие от других регионов, как по классу автопарка, так и по емкости рынка и платежеспособности населения способен обеспечить достаточный уровень спроса.
Принявший участие в дискуссии вице-президент ОАО АНК "Башнефть" по розничным продажам и логистике Роман Хоменко заметил в связи с этим, что инициатива Москвы по переходу на "Евро-4" является не только оптимальным способом решения экологических задач, но и хорошим стимулом для нефтяных компаний, которые никак не хотят инвестировать в переработку. "Москва ничем не уступает крупнейшим европейским городам, и если не толкать нефтяные компании к производству качественного топлива, то мы еще очень долго будем топтаться на месте и дышать этим "добром". Европа к 2015 году планирует перейти уже на "Евро-6", а Москва никак не расстанется с "Евро-3", - посетовал бизнесмен.
А Марина Вакула напомнила, что сегодня в Московском регионе зарегистрировано более 3,7 млн. автомобилей, и каждая пробка на дороге - это прежде всего максимальный выброс загрязняющих веществ, которыми вынуждены дышать москвичи. Поэтому переход на использование экологически чистого топлива Москве нужен буквально как воздух. Как подсчитали московские экологи, при переходе с "Евро-3" на "Евро-4" только по уровню содержания соединений серы экологические характеристики топлива улучшатся в 5 раз. Не так страшен черт...
Представители московского природоохранного ведомства уверены, что никакого вреда - дефицита топлива и роста цен - от введения стандарта "Евро-4" не будет. Результаты проверок АЗС города показывают, что топливо "Евро-4" уже реализуется в Москве на заправках "ЛУКОЙЛа" и ВР. При этом ценовая разница между "Евро-3" и "Евро-4" составляет от 2 до 40 копеек за литр, в зависимости от расположения АЗС и набора дополнительных услуг.
Кроме того, мониторинг ДПиООС показал, что большая часть заводов, которые сегодня снабжают Московский регион топливом, а это "НОРСИ" ("ЛУКОЙЛ"), "Ярославнефтеоргсинтез" ("Славнефть"), Рязанская НПК (ТНК-ВР), Уфимская группа НПЗ ("Башнефть"), также готовы в 2011 году начать поставки "Евро-4" в столицу. А существующая система мелкооптовых поставок нефтепродуктов через нефтебазы позволит независимым трейдерам, не имеющим собственного производства топлива "Евро-4", закупать нефтепродукты у крупных поставщиков, перешедших на данный стандарт.
"О каком дефиците и монополизме может идти речь? - удивляется вице-президент "Башнефти" Роман Хоменко. - На сегодня заводы Уфимской группы производят порядка 1,2 млн. тонн топлива в год по стандарту "Евро-4" и смогут увеличить объем производства, если на него будет спрос. Учитывая то, что в розничном секторе Московского региона компания пока не представлена, свободные объемы "Евро-4" могут поставляться независимым московским трейдерам".
Кстати, хотя "Башнефть", в прошлом году ставшая вертикально-интегрированной компанией, не входит пока в пул игроков розничного рынка Москвы, уфимский бензин поставляется в столицу не первый год. А объявленная недавно покупка "Башнефтью" нефтесбытовых активов удмуртской компании "АСПЭК", торговые представительства которой есть, в частности, в Твери и Смоленске, приблизит компанию к столичному топливному рынку и позволит начать развитие здесь собственной розницы.
Появление нового игрока, на наш взгляд, будет только способствовать укреплению конкуренции на московском рынке. Кстати, как отмечают независимые трейдеры, уфимское топливо всегда отличалось высоким качеством и составляло реальную конкуренцию продукции других компаний.
Из более известных брендов компания "ЛУКОЙЛ" уже не первый год поставляет дизельное топливо "Евро-4" на московский рынок. Что касается бензина, то, по словам заместителя начальника главного управления координации сбыта нефтепродуктов компании Геннадия Суворова, "ввод установки каталитического крекинга в Нижнем Новгороде и подключение соответствующих мощностей заводов в Перми, Ухте и Волгограде позволят компании в первом полугодии 2011 года полностью перейти на обеспечение всей своей сети АЗС бензином стандарта "Евро-4".
Серьезными возможностями по производству "Евро-4" обладают такие компании, как ТНК-ВР и "Славнефть". Даже Московский НПЗ, по словам представителя московского правительства, уже отрапортовал о готовности производить "Евро-4".
Новое качество - двигатель прогресса
Кстати, Москва далеко не первый регион, где вводятся нормы "Евро-4". В той же Башкирии уже не первый год на всех АЗС реализуется только топливо "Евро-4", и никаких ценовых катаклизмов и перебоев с поставками при этом не происходит. Наоборот, по словам Романа Хоменко, как только "Башкирнефтепродукт" начал продавать "Евро-4" на своих АЗС, остальные игроки рынка вынуждены были тут же подтянуться за ним. Поэтому, как показывает практика, данное решение Москвы может пойти на пользу не только экологии, но и конкуренции - в выигрыше окажутся те компании, которые уже встали на путь технического прогресса и инвестируют в развитие и модернизацию производства. Что касается отстающих, то они вынуждены будут или работать по новым правилам, или будут вытеснены с рынка более поворотливыми конкурентами.
Пока же, к сожалению, получается наоборот. Промедление с вводом новых стандартов как на федеральном, так и региональном уровнях ставит в невыгодное положение именно передовые компании, которые активно инвестируют в переработку. По словам представителя "Башнефти", "несправедливо получается - "ЛУКОЙЛ" несет затраты, уфимские НПЗ несут, а не буду называть, кто не несет. А продукт продаем все равно по одной цене".
Нефтяник уверен, что "российская нефтепереработка должна развиваться в ногу со временем и инвестировать в создание высокотехнологичного производства. Причем это должны делать не отдельно взятые НПЗ, а все нефтяные компании. Только тогда будет результат и не придется говорить об угрозе ограничения конкуренции".
Очевидно, именно такой эволюционный путь может стать выходом из ситуации. Прогресс подразумевает, что рано или поздно рынок должен сделать шаг к более качественным товарам и технологиям. И, наверное, тогда у москвичей появится возможность дышать в городе чистым воздухом. Пока же с 1 января качество московского воздуха не улучшится - если даже столичное правительство рассмотрит вопрос введения "Евро-4" сразу после назначения нового мэра, экостандарт будет введен только через полгода.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь