ФАС в СМИ: Порядок в деликатной сфере

12 октября 2010, 16:56
Источник: Российская газета

Конкуренция на рынке ритуальных услуг не исключает предварительного отбора участников
В ДИСКУССИЮ, развернувшуюся на страницах "Российской газеты" на тему государственного регулирования сферы ритуальных услуг, в которой уже прозвучали мнения Михаила Федоренко, замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, и Алексея Сулоева, замруководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы, вступает Ирина Соловьева, председатель комитета по городскому хозяйству Волгоградской городской Думы.
- Восемь лет назад, руководствуясь федеральным законодательством, администрация города Волгограда приняла ряд правовых актов, создавших условия для организации в городе системы ритуальных услуг, которая успешно работает до сих пор.
После принятия Федерального закона "О погребении и похоронном деле" анализ состояния дел в сфере ритуальных услуг Волгограда показал, что работа ряда фирм не отвечала требованиям закона, что вызывало справедливые нарекания граждан. Поэтому мэрия приняла в 2002 году решение о статусе городской специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела. Это решение в полной мере соответствует действующему законодательству. Ведь упомянутый Закон "О погребении и похоронном деле" по сути дела гарантирует право гражданина на погребение, закрепляя при этом как вид погребения, так и его порядок, а наличие специализированной службы способствует выполнению требований законодательства, регулирующих ритуальную сферу.
Стоит отметить, что введение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела никак не ограничило права хозяйствующих субъектов, которые хотят работать на рынке ритуальных услуг. Хоронить могут все, но только при соблюдении определенных требований. В противном случае может наступить беспредел, в результате которого муниципалитет не сможет гарантировать гражданам должное исполнение такой важной функции, как погребение.
На рынке ритуальных услуг должна быть четкая и отрегулированная система, но при этом эта сфера должна развиваться как и любая иная городская инфраструктура. Поэтому трудно согласиться с мнением, высказанным в статье представителя ФАС о том, что регулирование муниципалитетом данной сферы является ограничением деятельности хозсубъектов. Кстати, в Волгограде предложение о проведении конкурса на получение статуса спецслужбы по вопросам погребения и похоронного дела исходило как раз от регионального управления ФАС. Поэтому предприятия, получившие этот статус, были не назначены, а определены по результатам конкурса на условиях, установленных администрацией. Конкурс выиграли структуры, которые обладали соответствующими средствами производства, опытом работы и необходимым уровнем качества предоставляемых услуг. Создав существующую систему, муниципалитет сэкономил немалые бюджетные средства, так как материально-техническая база предприятий, выигравших конкурс, была сформирована и продолжает развиваться исключительно за счет собственных средств.
Некоторые считают, что предоставление права на оказание ритуальных услуг всем желающим будет стимулировать конкуренцию и приведет к снижению цен. Но я разделяю другое высказанное в "Российской газете" мнение: возврат к нерегулируемому рынку в этой деликатной сфере приведет не к снижению цен, а к падению уровня предоставляемых ритуальных услуг. Тем более что Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" предъявляет к потенциальным участникам ритуального рынка такой перечень требований, выполнить которые под силу далеко не всем предприятиям. Ведь похоронное дело включает в себя целую цепочку взаимосвязанных действий, каждое из которых регламентируется нормой права и исключить или обойти которые нельзя.
Поэтому Волгоград пошел по пути конкурсного отбора ритуальных предприятий, наделив их особым статусом и придав им все необходимые полномочия, связанные с оказанием услуг по погребению, что не находится в противоречии с Национальным стандартом РФ.
Опыт показывает - специализированные службы работают прозрачно, строго в рамках правового поля, выполняя свои налоговые обязательства перед бюджетами всех уровней. Их деятельность контролируется департаментом городского хозяйства мэрии Волгограда. Что касается информационных центров, о которых также упоминается в статье представителя ФАС, то их работа - это гарантия своевременного предоставления бесплатной услуги по вывозу тела с места смерти.
Может, и не надо, чтобы все вопросы организации муниципалитетами ритуальной сферы были детализированы в федеральном законодательстве. Достаточно того, что муниципалитетам вменяется в обязанность организация погребения. Остальное может быть отрегулировано местными правовыми актами. Главное, чтобы они соответствовали федеральному законодательству.
В статье М. Федоренко правильно указывается на то, что в конкурсе могут принимать участие предприятия любых форм собственности, включая МУПы. Но конкурс выиграть все не могут. Поэтому предоставление права на погребение только организациям, имеющим статус специализированной службы, не нарушает принцип конкуренции. И не нужно забывать, что ритуальные услуги - это не только действия по погребению. Это и продажа ритуальной продукции, и установка памятников и многое другое. В этом случае вмешательство муниципалитета в урегулирование бизнес-процесса не требуется. На территории Волгограда, например, в этой сфере работают более 50 хозяйствующих субъектов - в 3 раза больше, чем в 2002 году. Такой рынок не назовешь монополизированным, но его функционирование требует определенного порядка. Поэтому, как я считаю, администрация Волгограда поступила верно, приняв для урегулирования этого вопроса ряд соответствующих правовых актов. Это позволило ей успешно решить вопрос местного значения, создав в городе систему организации погребения и содержания кладбищ с минимальными бюджетными затратами на их обслуживание.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь