ФАС в СМИ: Мухи отдельно, котлеты отдельно

30 сентября 2010, 12:32
Источник: ИЗВЕСТИЯ

ФАС намерена разделить опт и розницу в торговле нефтепродуктами
Антимонопольное ведомство собирается добиваться законодательного запрета на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одного юридического лица. Об этом на "круглом столе", посвященном биржевой торговле нефтепродуктами, заявила заместитель начальника управления ФАС по контролю ТЭК Надежда Дианова. Отраслевые аналитики полагают, что такой инициативой ФАС пытается ограничить возможности трансферного ценообразования в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях (ВИНКах), когда цена бензина, продаваемого "своим" АЗС, существенно отличается от цены бензина, продаваемого независимым АЗС.
По словам Надежды Диановой, "новация" данного законопроекта - это введение запрета на совмещение в рамках одного лица деятельности по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами. При этом чиновник отметила, что эта норма сделает рынок более прозрачным. "Мы хотели бы и рынок хотел бы увидеть ту цену внутри нефтяной компании, по которой идет реализация нефтепродуктов в розничные сети. Мы видим только входную цену - и далее уже на АЗС", - пояснила она. Над предложением "о запрете совмещения оптовой и розничной продажи топлива одной компанией" ФАС начала работать уже в апреле 2010 года. Тогда же руководитель ведомства Игорь Артемьев заявил, что справедливая цена на бензин установится в России не раньше 2015 года.
Напомним, что в марте текущего года стало известно, что ФАС разработала и начала применять формулу оптовой цены на нефтепродукты, не дожидаясь официального решения правительства. Так, по решению ФАС, стоимость топлива необходимо рассчитывать как котировку в ближайшем к нефтеперерабатывающему заводу центре международной торговли за вычетом экспортной пошлины и затрат на транспортировку. Затем сумма должна переводиться в рубли, после чего к ней прибавляется стоимость транспортировки по России, акциз и НДС.
Сегодня же, реализуя нефтепродукты через собственные розничные сети, ВИНКи обеспечивают и гарантируют качество продаваемого топлива - бренд компании является гарантией качества продукции компании. Потому что ВИНКи не могут позволить себе заниматься экономией в ущерб качества нефтепродуктов. Однако если продажей топлива будут заниматься не ВИНКи, а другие розничные сети, то некому будет отвечать за качество продукции и сервиса на бензоколонках. В этом случае вновь возникнет старая проблема по обеспечению качества бензина, с чем ранее боролось государство. Сейчас в стране много автомобилей иностранного производства, поэтому при некачественном топливе иномарки просто не смогут ездить.
По словам аналитиков, по идее в случае перехода розничных сетей на другие юридические лица повысится их прозрачность, однако управление бензоколонками все равно будет осуществляться ВИНКами. "В этом случае розницу будет проще контролировать, но все равно от рыночных реалий никуда не уйти. Также проблемой станет контроль госкомпаний, которые работают на розничном рынке нефтепродуктов. Для снижения цен на топливо стране необходимо развивать биржевую торговлю нефтепродуктами либо понижать налоговую нагрузку на нефтяные компании. Развитие торговли нефтепродуктами не через ВИНКи станет возможно в отдаленном будущем, когда в стране будет обеспечена гарантия качества продаваемого топлива", - отмечает Виктор Марков, старший аналитик ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент".
С ним соглашается и Владимир Брагин, руководитель аналитического департамента УК "Альфа-Капитал". Такой инициативой ФАС пытается ограничить возможности трансферного ценообразования в ВИНКах, когда цена бензина, продаваемого "своим" АЗС, существенно отличается от цены бензина, продаваемого независимым АЗС. Если это сработает, то "карманные" АЗС лишатся одного из основных преимуществ. Правда, они все равно будут проигрывать сетевым АЗС в вопросах финансовой поддержки со стороны владельцев. "Отъема" как такового не будет, просто компании, контролирующие АЗС, будут выведены в отдельные юрлица с сохранением контроля над ними нефтеперерабатывающих компаний.
И подобная инициатива может быть принята, считает Алексей Козлов, замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company. Эксперт отмечает, что российский законодатель уже не впервые пытается направлять развитие бизнеса подобными мерами. Однако, полагает аналитик, подобная мера носит запретительный характер, не имеет в своей сущности экономическую природу и может быть легко обойдена торговцами нефтепродуктами. "Никто не мешает представителям торгового сообщества зарегистрировать другое юридическое лицо и "развести" оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами по разным субъектам бизнеса и права. Де-факто розничная и оптовая торговля будет оставаться в одних руках, и способы воздействия на конкурентов в таком случае останутся прежними. На наш взгляд, стоимость бензина снизится незначительно - лишь в том размере, который необходим для того, чтобы обозначить падение стоимости и отвести пристальное внимание власти и законодателей от своего бизнеса", - резюмирует Алексей Козлов.
 

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь