ФАС в СМИ: Ньюсмейкер-монополист

27 августа 2010, 14:41
Источник: Частный корреспондент

Когда мой редактор слышит: «Вот тут на сайте ФАС…», он кривится, как будто съел лимон. Так, я уверена, поступают все хорошие редакторы — Антимонопольная служба своими сообщениями заполонила страницы СМИ. Тем не менее активное ведомство всё время генерирует такие инфоповоды, пройти мимо которых и не отписать невозможно.

В минувший понедельник на сайте службы было размещено 5 новостей. Две из них — про завышение тиражей на треть газетой Metro и расследование на рынке климатической техники — были широко растиражированы в СМИ. В четверг главная газета страны (Коммерсантъ) вышла с достаточно подробной заметкой, основанной на данных ведомства ( ФАС отдала преимущество//небольшим операторам наружной рекламы ), в тот же день ФАС оштрафовала РЖД на 68 млн руб, об этом тоже давали новости информагентства, газеты и профильные сайты.


В рамках VIII Фестиваля международных радиовещателей «Вместе — радио», который проходил в Москве, помимо подведения итогов конкурса радиопрограмм ряд известных журналистов провёл лекции. Георгий Цихисели рассказал о трудностях работы журналистов в президентском пуле. Основные тезисы были выложены на «Медиапедии».

Работа с первыми лицами

Федеральная антимонопольная служба — ведомство, чьи отношения с журналистами очень friendly. Телефон её главы — Игоря Артемьева есть, я думаю, у каждого, кто хотя бы 3 раза написал о делах ФАС. Начальники отделов с прессой общаются напрямую и по делу, общими словами и водой не ограничиваются, звонить им с вопросом: «Что новенького?» можно, в принципе, каждый день.

Совсем иначе обстоят дела в других ведомствах и госучреждениях. Да, в попытке соответствовать общероссийскому курсу на модернизацию они создали себе сайты, некоторые завели себе аккаунты в социальных сетях, у ФСФР, например, есть Twitter. Почти все пресс-секретари научились разговаривать вежливо, ласково и давать разъяснения. Но генерировать инфоповоды почему-то не научились. Хотя могли бы создавать их не меньше, а то и больше, чем ФАС.

Взять, к примеру, таможенную службу. При том, что сейчас всё ещё не до конца ясны все нюансы нового таможенного кодекса и очень много вопросов по поводу таможенного союза, на сайте за 12 дней всего 10 новостей от ведомства. Пресс-служба ФТС с удовольствием объясняет журналистам что-то «для понимания», когда владеет вопросам, но «к телу» руководителей допускает с трудом. Когда у компании Uniqlo застряло на границе несколько контейнеров с одеждой , японцам пришлось аж два раза переносить открытие магазина, таможня ответила на официальный запрос журналистов (то есть, по факсу с печатью и подписью главреда) только через три дня, новость, конечно, уже «протухла».

А ведь таможне-то как раз было бы не плохо создать для потребителей имитацию бурной деятельности и заодно несколько инфоповодов для журналистов. На неё ведь в последнее время летит всё больше шишек — посылки доставляют с опозданием, товар, заказанный в иностранных магазинах, приходит в некондиционном состоянии и так далее.

Или вот налоговая. Старшие и мудрые товарищи рассказывали мне, что несколько лет назад это ведомство было одним из самых открытых для СМИ. Каждый четверг оно созывало журналистов в свой пресс-центр, поило чаем и разъясняло всё, что не понятно. В процессе, конечно, можно было подружиться с интересующим тебя начальником отдела и уговорить его рассказывать какие-то секретные вещи. Про результаты проверок в крупных компаниях, к примеру. Интересно же всегда почитать, что именно придумывают бухгалтерии, чтобы скрыться от налогов.

Но потом случилось сразу два события, повлиявших на информационную политику налоговиков. В 2002 году началось политическое «дело Юкоса», а в 2004 году налоговая перешла в подчинение Минфина. Встречи по четвергам прекратились.

Сейчас те журналисты, у кого старые связи не разрушились, имеют шанс описать любопытные истории, как вот эта: про седалищные нервы сотрудников «Очаково» . Остальным же, боюсь, приходится высылать запрос и ждать семь календарных дней.


По данным ежегодного исследования, Mashable.com входит в десятку самых дорогих блогов Америки (на начало 2010 года оценивался примерно в 18 млн долларов), а Bloomberg называет его одним из самых прибыльных блогов мира. Аудитория Mashable сегодня — 3,5 млн уникальных посетителей в месяц, которые просматривают 30 млн страниц.

Самое интересное о блогерах

Тут можно возразить: ведомство не идёт на контакт потому, что разглашение результатов его деятельности может плохо сказаться на операционной деятельности игроков рынка. Но вот ФАС, например, это никогда не смущало. Помню, как директор по связям с инвесторами крупнейшей российской розничной сети жаловалась мне: антимонопольщики совсем сошли с ума. Прямо у себя на сайте вывесили наше ходатайство о рассмотрении крупной сделки. Мы ещё толком о цене не договорились, а журналисты уже написали заметки, и теперь вторая сторона переговоров артачится — независимые аналитики оценили её бизнес дороже, чем мы. Компания, насколько мне известно, несколько раз ездила в ведомство и просила перестать публиковать в открытом доступе материалы о сделках M&A. Но ФАС продолжает вывешивать их в соответствующем разделе.

Со временем (и, кстати, довольно скоро) бизнес приноровился к порядкам в антимонопольном ведомстве и заявку подаёт уже когда стороны переговоров ударили по рукам и подписали меморандум о намерениях. Так вот, я думаю, может быть налоговой было бы даже полезно рассказывать журналистам о вопиющих результатах проверок на предприятиях почаще? Возможно, после нескольких резонансных публикаций, компании перестали бы подавать нелепые декларации? 

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь