ФАС в СМИ: Выйти в онлайн из хаоса

23 августа 2010, 14:41
Источник: Финанс. - online

В конце июля вступил в силу закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который, если верить его авторам, в течение четырех лет совершит настоящую революцию в отношениях государства и гражданина. Измотанные бесконечной борьбой с бюрократизмом россияне смогут получать многие государственные услуги в электронном виде. Первые практические шаги к этой цели уже сделаны: в декабре прошлого года состоялось открытие единого портала gosuslugi.ru. Его полезность пока сводится к предоставлению справочной информации. Есть, правда, возможность подать заявление на получение загранпаспорта. Да и тут не без проблем: во-первых, пользователи много жалуются на технические сбои, во-вторых, онлайн-сервис не исключает необходимости как минимум дважды посетить отделение Федеральной миграционной службы.
Россия, конечно, не является первопроходцем во внедрении информационных технологий в сферу госуправления. У сайта gosuslugi.ru есть прекрасно работающие аналоги за рубежом. В частности, отличным образцом мог бы стать американский портал usa.gov. И дело не только в большом количестве услуг, предоставляемых онлайн (в алфавитном перечне их 175). Usa.gov по сути представляет собой центр огромной сети интернет-порталов, поддерживаемых федеральным правительством США, правительствами штатов и муниципальными властями. Интересно, что собственно сайты различных ведомств составляют в этой системе явное меньшинство. Гораздо больше тематических сайтов, посвященных конкретным проблемам и вопросам, с которыми американцы сталкиваются в обыденной жизни, - таких ресурсов десятки, если не сотни. И это многообразие вовсе не затрудняет навигацию благодаря хорошо продуманной системе взаимных ссылок. Трудно себе представить, что создание чего-то подобного в России - дело ближайшего будущего.
О чиновниках для чиновников. В это верится еще меньше, если сравнить качество государственной части рунета с аналогичным сектором в США. Во-первых, американские чиновники, в отличие от российских, не считают, что среднестатистический пользователь интернета от нечего делать интересуется кипучей деятельностью госаппарата и за этим явился на сайт. Он пришел получить конкретную информацию или решить конкретную проблему, поэтому читать пресс-релизы о проведенных заседаниях и совещаниях, а также умные интервью руководства он будет в последнюю очередь.
Во-вторых, они далеки от мысли, что гражданина, у которого возникли вопросы к государству, нужно завалить кучей законов, постановлений, программ и прочих документов и оставить в этой куче на произвол судьбы. Особенно это касается тех сфер, где вопрошающий - не профессионал в данной предметной области, а человек «с улицы». Такие темы, как пенсионное обеспечение, здравоохранение, социальное обслуживание, уплата налогов, инвестирование личных сбережений и т.п., волнуют большинство людей. И люди вправе получить полную информацию о своих правах и обязанностях, не имея специальной подготовки. Поэтому очень значительная часть контента на сайтах в зоне .gov представляет собой продукт вдумчивой переработки официальных документов и перевода их с юридического и чиновничьего языков на язык, понятный для американского обывателя. Все очень просто и доходчиво. Как правило, большой объем базовой информации дан в форме ответов на часто задаваемые вопросы (FAQ, или, говоря по-русски, ЧаВо). Конечно, желающим почитать документы такая возможность предоставляется.
В-третьих, у американцев информация на сайтах, как правило, в идеальном порядке: систематизация логична и есть возможность использовать поисковик.
Полнота информации, ее упорядоченность и доступность изложения - по всем этим параметрам сайты российских госведомств за редчайшими исключениями уступают американским аналогам. Ниже мы приводим 12 сравнений. Российским сайтам присвоены рейтинги интернет-открытости по 5-балльной шкале.

РЕЙТИНГ ИНТЕРНЕТ-ОТКРЫТОСТИ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР

government.ru+gosuslugi.ru

Правительство России

Government.ru - добротно сделанный сайт для публикации официальной информации о правительстве и его деятельности. По устройству и оформлению он похож на whitehouse.gov - сайт администрации президента США. Но с точки зрения информативности и подачи материала российский ресурс заметно проигрывает. Так, ответы на часто задаваемые вопросы присутствуют, но скорее номинально: они спрятаны в нижней части главной страницы, да и ответы даны в тяжелом официальном стиле с большим количеством неадаптированных цитат из законов. Раздел «Приоритеты» содержит выборочно ключевые темы, действительно важные для большого числа людей, но по каждой из них - в основном официальные сообщения о проведенных заседаниях и совещаниях. В таком виде раздел выполняет скорее имиджевую роль, практической пользы от него не много. А вот на whitehouse.gov есть полноценный тематический рубрикатор, в каждой рубрике кратко и доступно дается актуальная общая информация, а к ней - большое количество ссылок на специализированные сайты.

cbr.ru

Банк России

Сайт преимущественно ориентирован на профессиональную публику и для ее нужд сделан в принципе очень неплохо. Информация выкладывается своевременно, рубрикатор вполне удобен. Однако совсем не помешал бы специальный раздел для потребителей банковских услуг. Для них на сайте почти ничего нет, за исключением разве что видеоролика «Как правильно взять кредит» и «Памятки о мерах безопасного использования банковских карт». Ссылка на Агентство по страхованию вкладов нашлась в разделе «Другие ресурсы» в самом конце, уже после ссылок на цент­ральные банки Папуа-Новой Гвинеи и Ямайки. Нет ЧаВо. В общем, все говорит о том, что «физиков» ЦБ на своем сайте не ждет. И это странно, учитывая, что финансовая грамотность россиян оставляет желать лучшего. У американцев она куда выше, но ФРС, тем не менее, не только имеет раздел для потребителей на своем сайте, но и ведет отдельный портал для их информационной поддержки - federalreserveconsumerhelp.gov.

fas.gov.ru

Федеральная антимонопольная служба

Главная особенность сайта ФАС, выгодно отличающая его от других ведомственных ресурсов, - удобная система поиска в базе документов, которая обновляется регулярно. Кроме того, можно воспользоваться тэгами, что вообще очень нетипично для портала госведомства. Минус в том, что информация публикуется недостаточно оперативно: в середине августа на сайте вывешивали решения, принятые двумя месяцами ранее. Кроме того, материалы ориентированы преимущественно на представителей бизнеса и в очень малой степени - на потребителей. Американская Федеральная комиссия по торговле, например, на своем сайте популярно объясняет основы антимонопольного законодательства США.

nalog.ru

Федеральная налоговая служба

При всех недостатках сайта ФНС, это одно из немногих ведомств, запустивших онлайн-сервисы. Конечно, работа личного кабинета налогоплательщика вызывает много нареканий у пользователей и должна быть отлажена, но его наличие - уже шажок вперед. Заметны попытки ориентировать информацию на получателя: есть разделы «Юридическим лицам», «Физическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», внутри каждого - подразделы по отдельным налогам. Но на этом забота о налогоплательщике заканчивается и начинаются письма ФНС и прочие документы, информации в справочно-аналитическом изложении почти нет (даже для «физиков»).
У IRS с клиентоориентированным подходом все в порядке: информация изложена так просто, что любой школьник разберется. Отличная систематизация: например, в разделе для «физиков» есть страницы для семей с детьми, пожилых, фермеров, военных, индивидуальных предпринимателей и т.д. Многочисленные онлайн-сервисы: заполнение и подача налоговой декларации, налоговый калькулятор, подача заявки на возмещение части уплаченных налогов, проверка ее состояния и многое другое. Большая часть информации дана в формате «Вопрос - ответ».

ffms.ru

Федеральная служба по финансовым рынкам

Сайт ФСФР ориентирован только на профессионалов, но и для них можно было поработать лучше. Например, сделать удобную и полную базу нормативных актов. В разделе «Законодательство» не выложено ни одного приказа ФСФР за 2010 год. Местами можно встретить до смешного устаревшую информацию. Например, в разделе «Сдача отчетности участниками рынка» до сих пор говорится, что документы должны быть «в бумажной форме и на магнитном носителе. В качестве магнитного носителя информации должна использоваться дискета 3,5, форматированная на IBM-совместимых компьютерах». К счастью, в реальной жизни такого требования уже нет: можно сдавать документы на сайте самой же ФСФР или НАУФОР.

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам не только поддерживает порядок на сайте для профи, но и ведет портал начинающих частных инвесторов - investor.gov.

pfrf.ru

Пенсионный фонд

На фоне удручающе бесполезных интернет-ресурсов госструктур сайт Пенсионного фонда - приятное исключение. С первого взгляда на главную страницу становится ясно, что основной целью его создателей было дать информацию нынешним и будущим пенсионерам, работодателям, получателям материнского капитала и т.д. - каждой из этих групп адресован свой раздел. Информация внутри разделов хорошо структурирована и дана достаточно простым языком. Никаких наборов трудночитаемых цитат из законодательства, но при желании официальные документы можно открывать, нажимая на уместно размещенные ссылки в тематических разделах либо в специальном разделе «Законодательство». Подача информации очень близка к формату ответов на ключевые вопросы, во многих разделах заведены свои ЧаВо. Есть отдельные недоработки: некоторые ссылки выводят на пустые страницы (например, «Как читать извещение о состоянии индивидуального лицевого счета», пусто в ЧаВо в разделе «Работодателям»).

economy.gov.ru

Министерство экономического развития

Тот же подход, что у Минздравсоцразвития: освещается деятельность чиновников и выкладываются документы.
Маленький, но характерный пример. В разделе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» есть сообщение о том, что Санкт-Петербургу выделены субсидии для такой поддержки. Нажав на ссылку, пользователь перенаправляется в раздел «Пресс-служба», где видит фото Эльвиры Набиуллиной и Валентины Матвиенко, подписывающих соглашение о предоставлении субсидий. И больше ничего. Ни о сути мер поддержки, ни о том, как питерские предприниматели могут ею воспользоваться - ни единого слова. Полезность размещенной новости равна нулю.
Здесь Минэкономразвития стоит поучиться у коллег из американской Службы по делам малого и среднего бизнеса. На ее сайте есть все - от бесплатных пособий для начинающего предпринимателя до хорошо структурированной информации о том, в каких формах и на каких условиях государство готово предоставить ему помощь. Есть ссылки на региональные тематические ресурсы.

minprom.gov.ru, minpromtorg.gov.ru

Министерство промышленности и торговли

У Минпромторга сейчас два сайта. Первый, старый, - типичный «чиновничий» сайт, хотя соотношение полезных документов и официоза несколько лучше - последний не превалирует. Ориентированности на удобство для посетителей все же не хватает. Например, информация о программе утилизации автомобилей есть, но она изложена в форме отдельных документов, нет пошаговой, доступно изложенной инструкции для желающих принять участие. Нет посвященных программе ЧаВо.
Новая версия сайта, работающая в тестовом режиме, судя по всему, в большей степени нацелена на упрощение жизни компаниям: например, можно будет заполнять бланки на получение государственной услуги или субсидии. Пока эта версия выглядит очень «сыро», но есть надежда на движение в правильном направлении.
Как и в случае с Минэкономразвития, найти аналогичный сайт в США оказалось непростым делом - структура правительства другая. Зато на usa.gov есть отличный раздел, объединяющий все полезные ссылки для бизнеса и общественных организаций.

mcx.ru

Министерство сельского хозяйства

Еще один сайт, набитый до отказа официальными документами, читать которые полностью нормальному сельхозпроизводителю просто некогда. Да и с выкладкой документов не все в порядке. Например, не удалось найти знаменитое постановление правительства о запрете на экспорт зерна: на момент подготовки этой статьи последний документ в соответствующей рубрике был датирован 2 февраля 2010 года. Не оказалось его и в разделе «Новые документы», поиск по банку данных также ничего не дал.
Два слабых утешения. Во-первых, относительно недавно портал Минсельхоза подвергся редизайну, в результате чего приобрел более современный вид. Не исключено, что проблемы с обновлением информации связаны с переходным периодом. Во-вторых, сайт американских коллег usda.gov заметно проигрывает ресурсам других госведомств США и по информационному наполнению, и по удобству. Правда, и другое значительно лучше, чем у российского Минсельхоза.

minzdravsoc.ru

Министерство здравоохранения и социального развития

Казалось бы, здоровье, работа, пенсии и «социалка» - темы, волнующие всех без исключения. Но у Минздравсоцразвития сайт не для россиян с их интересами, а для освещения собственной деятельности. Большая часть представленной информации - это документы: приказы, письма и прочее. Попытку добавить сайту полезности удалось разглядеть в двух местах. Во-первых, можно включить версию для слабовидящих, и тогда шрифт становится крупнее (то же самое любой пользователь может сделать, поменяв настройки в своем браузере). Во-вторых, есть ссылка на рекомендации «Как вести себя в условиях смога и пожаров».
Американские сайты устроены совершенно по-другому. Хотите получить помощь правительства? Добро пожаловать на grants.gov и govbenefits.gov. Нужна справочная информация о здоровье? Вам на сайт healthfinder.gov, и т.д.

minfin.ru

Министерство финансов

Очень неупорядоченный, нелогично и неудобно построенный сайт. Много непонятно зачем созданных разделов - информации в них почти нет, не обновлялась она годами. Например, в разделе «Бюджетная политика» пять документов, последний добавлен 24 декабря 2008 года. Ссылка с многообещающим названием «Макроэкономика» выдает всего четыре документа, и все они посвящены кредитным рейтингам России от различных агентств. Приходится делать лишние «клики», чтобы добраться до нужной информации (например, посмотреть объем Резервного фонда или Фонда национального благосостояния).
Раздел «Пенсионная реформа», который в принципе должен быть интересен и полезен большинству людей, в таком безобразном состоянии, что лучше бы его не делали совсем. Можно было просто дать ссылку на сайт Пенсионного фонда. При этом не поленились сделать отдельный сайт, посвященный встрече глав Минфинов G8 под председательством России в 2006 (!) году, и повесить ссылку на главной странице.
В сравнении с этим убожеством сайт Минфина США ustreas.gov просто чудо как хорош. Помимо всего прочего есть интернет-услуги: по одной из ссылок можно, например, выйти на отдельный сайт с исчерпывающей информацией о государственных ценных бумагах и купить их в режиме онлайн.

mintrans.ru

Министерство транспорта

Что должно быть на сайте транспортного ведомства? Американцы считают, что на нем нужно размещать данные о задержках вылетов в аэропортах в режиме реального времени, советы отправляющимся в полет (что и как можно перевозить и т.д.), информацию о том, как оборудовать автомобиль для максимальной безопасности, правила тестирования на алкоголь и наркотики работников транспортных компаний В общем, конкретная информация по конкретным вопросам. Если нужно найти что-то подобное на сайте российского Минтранса, придется обшарить нормативные базы и почитать ведомственные документы. Если поиск оказался результативным, то одно из двух: либо вы сами - чиновник Минтранса, либо вам крупно повезло.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь