ФАС в СМИ: "Персона грата": Владимир Мишеловин

26 июля 2010, 11:22
Источник: Радио России

Давным-давно, еще в советские времена Михаил Жванецкий сформулировал один из главных принципов повседневного существования в родной стране: кто что охраняет, тот то и имеет. При этом даже если фразу перевернуть зеркально, она не потеряет смысла: кто что имеет, тот изо всех сил это охраняет. Например, чиновники, обладая властью, были бы очень рады пользоваться ею бесконтрольно и монопольно. Кто может им в этом помешать?

Начальник Управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы России Владимир Мишеловин - желанная персона в нашей студии.

- Не так давно руководитель вашей Службы Игорь Артемьев открыто заявил, что в России основными нарушителями антимонопольного законодательства являются именно чиновники: чуть ли не половина нарушений – их рук дело. Что стало основанием для таких жестких оценок?

Владимир Мишеловин: Прежде всего – статистика. За последний год ФАС рассмотрела больше 16 тысяч заявлений о нарушении закона. Количество заявлений, поступивших на органы власти, вроде бы не так велико - порядка 4,5 тысяч. Но зато из реально возбужденных дел не около, а более половины касаются органов власти. За 2009 год их более 5800.

- Ни для кого не секрет, что наши чиновники жуликоваты и творят, что хотят. Но вот по каким статьям чаще всего возбуждают дела в отношении представителей органов власти?

Владимир Мишеловин: Самая "популярная" среди чиновников (более 60% всех нарушений) – статья 15 Закона о защите конкуренции. Она запрещает действия или бездействие, которые могут каким-либо образом влиять на конкуренцию, причем в самом широком значении этого слова. Это могут быть введение ограничений на создание хозяйствующих субъектов в различных сферах деятельности, необоснованные препятствия осуществлению деятельности (каждый коммерсант сталкивался с какими-то преградами, препонами, затягиванием сроков, предъявлением требований, которые не регламентируются ни законами, ни другими нормативными актами), установление ограничений на свободное перемещение товаров, их продажу и приобретение. Иногда чиновники напрямую дают хозяйствующим субъектам указания: покупай товар или услугу у того-то, а не у того-то. Особенно это популярно, когда речь идет о подведомственных организациях государственных органов исполнительной власти – различных ФГУПах, муниципальных предприятиях и т.д. Вторым пакетом антимонопольных законов, который вступил в силу в прошлом году, в 15-ю статью были внесены ещё два существенных изменения, которые касаются предоставления преференции хозяйствующему субъекту в доступе к информации или государственной/муниципальной преференции.

- Получается, что чиновники как "государевы люди" должны способствовать развитию конкуренции, но так как по сути они являются хозяйствующими субъектами, они конкурентную среду убивают. Правильно?

Владимир Мишеловин: Не очень: чиновники хозяйствующими субъектами не являются. Но таковыми зачастую признаются учреждения, которые подведомственны органам власти. И если раньше они полностью финансировались из бюджета и практически не занимались предпринимательской деятельностью, то сегодня значительную часть их доходов составляют доходы от бизнеса - на общем рынке товаров и услуг. Такие учреждения, конечно, активно пользуются преференциями "сверху", а иногда происходит прямая передача функций от госоргана его подведомственному учреждению. Наиболее опасно в такой ситуации – делегирование контрольно-надзорных функций, когда подведомственное учреждение начинает не просто участвовать в выдаче разрешительной документации, в проверке аккредитации, лицензирования и т.п., но и участвует в принятии решений. Естественно, себя они в этих случаях не обижают – в ущерб своим конкурентам.

- Некоторые эксперты говорят, что у нас вообще госсектор экономики перегружен…

Владимир Мишеловин: Государство пытается делать какие-то шаги по развитию малого и среднего бизнеса. Но специфика нашей экономики в том, что значительную роль в ней играют естественные монополии. И более того: экономика и промышленность начинают хорошо развиваться там, где есть участие государства. Задача Федеральной антимонопольной службы заключается в том, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к услугам естественных монополий всех хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в этих услугах.

- Кто может помешать чиновникам пользоваться своей властью монопольно и бесконтрольно?

Владимир Мишеловин: ФАС этим занимается, используя все предоставленные ей законом инструменты: рассматриваем заявления о нарушениях, ищем их сами, в том числе изучая публикации СМИ (каждый день просматриваем ведущие печатные издания и интернет-сайты), и если находим какие-то факты, которые ускользнули от нашего внимания, начинаем разбираться. Достаточно большой процент дел, возбужденный по нашей инициативе, говорит о том, что такой инструмент работает. Кроме того, мы проводим плановые проверки; у нас в каждом субъекте Федерации есть территориальный орган, и огромное число нарушений выявляется именно в регионах.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле. 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь