ФАС в СМИ: Итоги работы Федеральной антимонопольной службы в 2006 году

09 января 2007, 12:53
Источник: www.aksnews.ru
В 2006 году вступил в силу новый закон N135 "О защите конкуренции". Закон коренным образом поменял процедуры контроля над слияниями, поглощениями и приобретениями, контроль экономической концентрации. Закон детально регламентировал порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. В 2006 г. на ФАС были возложены функции по контролю и надзору за соблюдением закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С марта 2006 года антимонопольным органом было проведено около 1000 плановых и внеплановых проверок, рассмотрено рассмотрели более 1200 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Всего выдано 477 предложений и 718 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. По предварительным оценкам Минэкономразвития экономия бюджетных средств в результате реализации ФЗ "О размещении заказов" составила около 2 млрд долларов.

В июле 2006 года вступил в силу новый закон "О рекламе". Закон изменил определение рекламы и уточнил круг информации, которая не является рекламой. Новые нормы предупреждают распространение завуалированной рекламы товаров, ограниченных к рекламированию.

В законе изменены нормы, направленные на защиту несовершеннолетних в рекламе, а также появились требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи. Впервые установлены требования к рекламе, сообщающей о проведении стимулирующих мероприятий.

Изменились требования к порядку размещения рекламы в телепрограммах. Так, объем рекламы в телепрограммах не может превышать 20% времени вещания в течение часа с 01.07.2006 и 15% времени вещания в течение часа с 01.01.2008. Продолжительность рекламного блока не более 4 минут.

В новом законе конкретизирован порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций и изменились требования, предъявляемые к рекламе на транспорте. Появились новые требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. Произошли некоторые изменения в ограничениях в отношении рекламы алкогольной продукции. При этом требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также реклама основанных на риске игр и пари остались без изменения (статьи 22 и 27). Вместе с тем ужесточены требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий. Определены требования к содержанию рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Впервые установлены требования к рекламе биологически активных добавок. Новый закон уточнил и значительно конкретизировал требования к рекламе финансовых услуг. В текст закона включены новые требования к рекламе услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора с пожизненного содержания с иждивением. Произошли изменения в составе полномочий антимонопольного органа по контролю соблюдения законодательства о рекламе.

В принятую редакцию Лесного кодекса вошли предложенные Федеральной антимонопольной службой нормы, которые упорядочивают антимонопольное регулирование в лесном хозяйстве. В частности, запрещается монополистическая деятельность или недобросовестная конкуренция в сфере использования лесов. Согласно антимонопольным требованиям федеральным органам исполнительной власти, органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать нормативные акты или осуществлять согласованные действия, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, право на лесные участки будут распределяться исключительно на аукционах, порядок проведения которых определен непосредственно в Лесном кодексе. Также Правительство РФ сможет устанавливать максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом или группой лиц.

В окончательную редакцию Водного кодекса вошли предложенные ФАС нормы, которые упорядочивают антимонопольное регулирование природопользования в водном хозяйстве. Антимонопольные требования содержатся в ст. 40 нового документа ("Антимонопольные требования в области использования водных объектов"). В соответствии с ней, запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических и юридических лиц. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать нормативные правовые акты, ненормативные акты, решения, совершать действия (бездействие), заключать соглашения и иные соглашения, осуществлять согласованные действия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в том числе путем создания более благоприятных условий для деятельности одних водопользователей, иных физических лиц, юридических лиц по сравнению с другими такими лицами. Кроме того, ст. 16 Водного кодекса гарантирует равный доступ и прозрачное распределение прав на водопользование в тех случаях, когда речь идет о конкурентных видах деятельности. Так, в случае использования акватории в рекреационных целях (например, для создания платных пляжей) вся акватория не может быть передана одному лицу и не может в случае проведения аукциона быть выставлена на него единым лотом.

В Градостроительный Кодекс введены нормы по проведению аукционов при предоставлении права на развитие территорий, в том числе на реконструкцию жилого фонда. Реконструкция жилого фонда, которая предполагает снос аварийного жилья, расселение малоэтажных домов и строительство высотных - это один из главных резервов городских площадей для жилищного строительства. Кроме того, в документе предусматривается введение девятимесячной отсрочки по введению аукционов при распределении земельных участков для комплексного освоения территорий (девелопмент). Аналогичная отсрочка действовала при предоставлении земли под жилищное строительство.

ФАС России в течение 2006 года проводила мониторинг выделения земельных участков под жилищное строительство.

I квартал 2006 года II квартал 2006 года III квартал 2006 года Итого
Всего предоставлено земельных участков на территории РФ (за исключением ИЖС) 564 865 908 2337
Из них:
На аукционах 63 256 455 774
Со своевременным предварительным согласованием места размещения объекта 421 507 347 1275
Без аукционов и своевременного предварительного согласования места размещения объекта (с нарушениями) 80 102 106 288

В результате деятельности ФАС России по контролю соблюдения законодательства при выделении земельных участков под жилищное строительство доля участков, выделяемых с нарушениями заметно сократилась, а сама процедура стала более прозрачной.

27 октября 2006 года принято постановление Правительства "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.". В соответствии с этим документом Федеральная антимонопольная служба обязана осуществлять меры по принудительной реорганизации тех хозяйствующих субъектов, которые не выполнили требования закона об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период. За 9 месяцев этого года из 1402 хозяйствующих субъектов электроэнергетики реорганизовано 945, что составляет 67% от общего числа, 239 организаций находятся в процессе разделения. Остальные - 218 энергокомпаний - еще не приступили к этой процедуре. В отношении них ФАС обязана выносить решение о принудительной реорганизации с указанием срока (от полугода до года) и формы реорганизации - выделение хозяйствующего субъекта или его разделение.

ФАС России признала компанию "Евроцемент Груп" нарушившей антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены на цемент и предписала снизить цену до уровня справедливой конкурентной цены, а также вернуть в бюджет незаконно полученный доход в размере 1,9 млрд руб. Арбитражный суд г.Москва признал решение и предписание ФАС России в отношении "Евроцемент Груп" законным и обоснованным. Апелляционная инстанция суда отменила решение антимонопольного ведомства. 25 августа Федеральный арбитражный суд Московского округа утвердил мировое соглашение между ФАС России и "Евроцемент Груп", согласно которому "Евроцемент Груп" перечислила в федеральный бюджет 267 млн руб. Кроме того "Евроцемент Груп", отказалось от требований о признании недействительным приказа ФАС России о включении этой группы в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

10 января Кассационный суд поставил точку в судебном споре Ставропольского УФАС России и ООО "Лукойл-Югнефтепродукт". ООО "Лукойл - Югнефтепродукт" было оштрафовано на 500000 рублей Ставропольским УФАС России за неисполнение предписания о прекращении согласованных действий, направленных на установление розничных цен на рынке автомобильного топлива до 10.06.2004 года, как было предписано. Компания добивалась отмены наложенного на нее штрафа, однако Ставропольское УФАС России сумело доказать правомерность своих действий в суде. 22 марта арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" о признании недействительными решения и предписания Нижегородского УФАС России. Лукойл-Волганефтепродукт был признан нарушившим п.1.ст.5 Закона о конкуренции. За антиконкурентное ценовое поведение компании было предписано вернуть незаконно полученный доход в размере 7 053 605 рублей.

ФАС России в январе 2006 года установила, что ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке теплоснабжения, нарушая установленный порядок ценообразования и ущемляя таким образом интересы конечных потребителей тепла. В 2005 году "МОЭК" применила для жилых частей ведомственного фонда вместо тарифа на тепло для населения тариф для коммерческих организаций (почти в 2 раза выше). "МОЭК" было предписано прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции и перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. Компания обратилась в суд с заявлениями о признании недействительными решений и предписаний Московского УФАС России. Однако суд подтвердил правоту антимонопольного органа, оставив решения и предписания в силе. В аналогичных нарушениях порядка ценообразования неоднократно было уличено ОАО "Мосэнерго", которому также предписано перейти на расчеты с жилищными организациями по тарифу, предусмотренному для населения и перечислить в бюджет незаконно полученный доход.

Создание неравных условий хозяйствующим субъектам на рынке подписки и доставки периодических изданий и необоснованный отказ от заключения договора на распространение прессы - распространенные нарушения антимонопольного законодательства со стороны ФГУП "Почта России". 9 октября 2006 года Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил правомерность приказа ФАС России о внесении "Почты России" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%".Таким образом доказано, что "Почта России" доминирует на рынке услуг подписки, и следовательно ФАС России правомерно применяет к ней меры антимонопольного регулирования в случаях злоупотребления доминирующим положением.

ФАС России удалось отстоять в судах правомерность своих действий в отношении РЖД. 17 июля 2006 года Арбитражный суд г. Москва оставил без изменения решение и предписание ФАС России по делу о злоупотреблении доминирующим положением на рынке со стороны ОАО "РЖД" в отношении ЗАО "РК "Паритет". Ранее ФАС России установила, что филиал ОАО "РЖД" Московская железная дорога препятствует осуществлению воинских перевозок - компания отказалась от заключения договора на организацию расчетов за перевозку грузов с ЗАО "РК "Паритет" (которое осуществляет перевозки в интересах Минобороны), тем самым нарушив пункт 1 статьи 5 Закона "О конкуренции...".

5 июля 2006 года Арбитражный суд г. Москвы подтвердил правомерность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО "Нижнекамскнефтехим", которым в частности предусматривается перечисление в бюджет 71 млн рублей. Ранее ФАС России признала "Нижнекамскнефтехим" нарушившим пункт 1 статьи 5 закона "О конкуренции..." (злоупотребление доминирующим положением на рынке).

Нарушение выразилось в том, что "Нижнекамскнефтехим" завышал тарифы на перекачку этилена по магистральному этиленопроводу "Салават-Стерлитамак-Уфа-Нижнекамск-Казань" для одного из потребителей - ЗАО Каустик (Республика Башкортостан, Стерлитамак).

"МегаФон", "МТС" и "ВымпелКом" осуществили согласованные действия по установлению неравных тарифов на услугу зонового завершения вызова на свою сеть для взаимодействующих операторов сотовой связи. Между собой они установили тариф - 95 копеек, а для других операторов - 1,10 руб. ФАС России признала эти компании нарушившими антимонопольное законодательство в части совершения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. "ВымпелКом" и "МТС" добровольно устранили нарушение.

ФАС России и Банк России разработали рекомендации по раскрытию информации при предоставлении потребительских кредитов. Их основной принцип заключается в предоставлении потенциальным заемщикам до заключения кредитного договора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сравнить (сопоставить) условия потребительских кредитов разных банков и сделать осознанный выбор. Возможность осознанного выбора является одним из условий справедливой конкуренции между банками на рынке потребительского кредитования. Использование рекомендаций в работе кредитных организаций будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг, повышению прозрачности деятельности кредитных организаций, формированию более полного представления об услугах кредитных организаций и повышению доверия к ним со стороны населения. Информация о банках, соблюдающих рекомендации ФАС России и Банка России, обновляется по мере поступления сведений от кредитных организаций о применении ими рекомендаций и публикуется на официальном сайте ФАС России.

Созданы и работают Экспертные советы при ФАС России - на рынке финансовых услуг, газа, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи, рекламном рынке. В ближайшее время планируется создание Экспертных советов по агропромышленному комплексу и рынку строительства. С учетом концепции административной реформы для взаимодействия ФАС России с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства создан Общественно-консультативный Совет при ФАС России.

План мероприятий ФАС на 2007 г.

Проведение 6-го заседания Международной Конкурентной Сети (МКС) в Москве 30 мая-2 июня 2007 г. В мае-июне 2007 года Россия станет центром мировой конкурентной политики. В это время в столице соберутся руководители 100 антимонопольных ведомств и международных организаций, занимающихся вопросами развития конкуренции.

Международная конкурентная сеть (МКС) представляет собой объединение антимонопольных органов разных стран мира, ориентированное на реализацию отдельных проектов, нацеленное на усовершенствование правоприменительной практики.

Основным мероприятием МКС являются Ежегодные конференции, проводимые каждый год конкурентными ведомствами в разных государствах-членах. На Конференциях подробно рассматривается роль конкурентного законодательства в экономическом росте и развитии, международный опыт антимонопольного регулирования, существующие проблемы и способы повышения результативности правоприменительной практики.

МКС - это единственный международный орган, объединяющий государственные органы различных стран, занимающийся преимущественно вопросами применения конкурентного права. Членство в МКС добровольно и открыто для любого национального или многонационального конкурентного ведомства.

МКС не предназначена для замены или координации работы других организаций. МКС поощряет распространение практического опыта применения антитрестовского законодательства и развитие международного сотрудничества с международными организациями (такими, например, как с ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД и др.), ассоциациями, юристами, практикующими в области конкурентного законодательства и экономистами, представителями промышленности и ассоциаций защиты прав потребителей.

Конференции МКС проходили в Неаполе, Италия (2002 г.), Мериде, Мексика (2003 г.), Сеуле, Республика Корея (2004 г.). Бонне, Германия (2005 г.), Кейптауне, ЮАР (2006 г.).

Проведение очередного заседания МКС в Москве - большая честь и ответственность для российского антимонопольного органа. Проведению Конференции предшествует долгая и кропотливая работа по организации приема более 600 иностранных гостей высокого уровня.

Формирование практики применения законов, вступивших в силу в 2006-2007 гг.

Новый закон "О защите конкуренции" вступил в силу 26 октября 2006 года, поэтому основная правоприменительная практика по нему будет складываться в 2007 - 2008 годах. В качестве первоочередных задач перед ФАС стоят:

Определение условий антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг;

Определение условий признания доминирующим положения и порядка установления доминирующего положения финансовой организации;

Разработка правил доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленных на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими;

Определение порядка формирование и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%;

Определение порядка осуществления контроля деятельности юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках в условиях прекращения государственного регулирования цен;

Внесение изменения в законодательные акты и постановления Правительства в связи с принятием ФЗ "О защите конкуренции";

Определение общих исключений в отношении соглашений и согласованных действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Принятие в целом поправок в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП)
1 ноября 2006 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в КоАП, ужесточающие санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

В частности, предполагается введение штрафа от 0,5 до 2% от оборота компании за прошлый год за злоупотребление доминирующим положением, от 2 до 4% за картельный сговор, до 1% за недобросовестную конкуренцию (использование чужих товарных знаков).

Внесение поправок в статью 178 Уголовного Кодекса РФ (УК)

В действующей редакции 178-я статья УК практически не действует. ФАС и МВД поручено разработать новую редакцию этой статьи, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Совершенствование законодательства о размещении заказов

В частности, речь идет о:

Разработке порядка оценки заявки на участие в конкурсе;

Определении требований к системе, обеспечивающей электронную форму участия в аукционе;

Разработке порядка размещения заказов на поставки биржевых товаров государственных или муниципальных нужд на товарных биржах;

Разработке перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона;

Внесении поправок в ФЗ "О размещении заказов...", призванных усовершенствовать процедуры проведения торгов.

Поправки в ФЗ "О рекламе".

В действующий закон "О рекламе" необходимо внести изменения в связи с принятием Европейской конвенцией о трансграничном телевидении. Нужно предусмотреть положения, в соответствии с которыми:

1) непрерывная продолжительность блоков телеторговли должна быть не менее 15 минут общей продолжительностью не более трех часов в день;

2) не допускается демонстрация в программах товаров или услуг, если это делается в рекламных целях;

3) запрещается использование в визуальной или звуковой форме лиц, регулярно выступающих в качестве ведущих выпусков новостей и информационных программ;

4) не допускается в телепрограммах торговля лекарствами и методами лечения.

Внедрение Общественно-консультативных Советов при территориальных органах ФАС России

Общественно-консультативный совет при ФАС создан 16 февраля 2006 года приказом руководителя ведомства Игоря Артемьева для взаимодействия с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства. Сопредседателями Совета являются глава ФАС Игорь Артемьев и руководитель "ОПОРЫ" Сергей Борисов.

Общественно-консультативные Советы при территориальных органах ФАС в 2007 году должны будут провести мониторинг нарушений антимонопольного законодательства в этих регионах и оценить качество работы территориальных органов ФАС. По итогам мониторинга будет составлены региональные и сводный общественный доклад о ситуации с нарушениями антимонопольного законодательства в соответствующих регионах и дана оценка качеству работы территориальных органов ФАС.

Создание новых Экспертных Советов при ФАС России

В настоящее время при ФАС функционируют Экспертные Советы по:

- рекламе;

- на рынке финансовых услуг;

- по газу;

- по электроэнергетике;

- по железно-дорожному транспорту;

- по связи;

- в агропромышленном комплексе;

- на рынке здравоохранения и другие.

Их задача:

Информировать общественность о деятельности антимонопольного органа;

Привлекать внимание общественности к проблемам развития конкуренции;

Вести диалог с гражданами и юридическими лицами, учитывать пожелания участников рынка;

Привлекать специалистов с рынка к решению задач развития конкуренции в России;

Пресекать нарушения антимонопольного законодательства.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь