ФАС в СМИ: Внести ясность

29 апреля 2016, 09:52
Источник: Бюллетень Московские Торги

Заказчики должны четко описывать свои требования к каждой закупке

В Москве прошла IV Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки - 2016: Практика применения Федерального закона № 223-ФЗ». На этом мероприятии, собравшем специалистов по госзакупкам со всех уголков нашей страны, Закон № 223-ФЗ был разобран буквально на части. Выяснилось, что компании, работающие в рамках этого закона, используют его положения в собственных интересах, но никак не в государственных, как это должно бы быть. ФАС пытается отслеживать любые нарушения и минимизировать их. Каким образом - об этом подробнее рассказал заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА

Прежде всего Артем Лобов остановился на некоторых вопросах реформирования законодательства:

- В течение примерно полугода мы проводили анализ закупочных процедур и практики применения Закона № 223-ФЗ, которая сложилась за предыдущие два года. Что показывает статистика? Существует масса нарушений. Во-первых, из-за того что способы закупки практически не описаны в Законе № 223-ФЗ, заказчики выбирают их сами, сами устанавливают сроки проведения закупок, их периоды и т.д.

Все это привело к тому, что примерно 55% всех закупок за 2015 год осуществлены напрямую у единственного поставщика. Остальные постеснялись назвать свои закупки закупкой у единственного поставщика. Названия придумывались разные. Например, закупка на основе устойчивых хозяйственных связей, выбор по прайс-листу без конкурентных предложений и др.

Часть закупок, которые проводились на конкурентной основе, на деле являлись закупкой у единственного поставщика. Если анализировать статистику сайта закупок, то можно увидеть, что чаще всего на конкурс подается одна заявка, одна допускается к торгам, и контракт заключается с единственным поставщиком. В случае с аукционом возможны варианты. Часть из них проходит на бумажных носителях, часть в электронной форме. Но и на них в среднем подается одна заявка, и контракт уходит к одной компании. На запросе предложений в среднем подавалось две заявки, но допускалась одна, и договор заключался с этой компанией. Запрос котировок - тоже в среднем подавалось две заявки. Одна допускалась, с одной заключался договор.

О чем говорят эти цифры? Что у нас, по сути, даже те закупки, которые вроде бы должны проходить на конкурентной основе, все равно приводят к одной компании.

Среди новшеств, которые ФАС хочет увидеть в поправках к Закону № 223-ФЗ, на первом месте стоит ограничение способов закупок.

- Я исхожу из того, что ГК предусматривает только два способа закупок: аукционный и конкурсный. Все остальное от лукавого, - говорит Артем Лобов.

По его словам, эти два способа охватывают абсолютно весь спектр необходимых элементов для проведения закупки.

Но это не значит, что ФАС стремится зарегулировать проведение конкурса и аукциона.

- Мы не говорим о том, чтобы лишить заказчика других способов закупок: есть возможность воспользоваться запросами предложений, запросами котировок. Но на самом деле эти варианты являются завуалированным контрактом с единственным поставщиком, и с этим надо бороться, - убежден представитель ФАС.

Найти место в поправках к Закону № 223-ФЗ должно положение о предквалификации поставщиков.

Также ФАС предлагает ввести регламентацию сроков и порядка проведения закупок.

- Знаете эту историю про «Газпром», где на 130 млрд руб. закупали трубопровод, а срок подачи заявок определи- ли - 7 дней? Понятно, что эти условия для «своих», - рассказал эксперт.

Кроме того, представитель ФАС считает, что необходимо установить минимальные требования по описанию объектов закупки.

- Принцип проведения закупки в цивилизованной стране состоит в том, что заказчик четко описывает свою потребность, а участник либо соглашается с тем, что он готов выполнить, либо не соглашается. У нас же порой понять, что нужно заказчику, невозможно.

Важная составляющая реформы закона - перевод всех процедур по Закону №223-ФЗ в электроннуюформу. Плюс к этому торги должны проводиться только на сайтах операторов электронных площадок. Предлагается ввести ограничения количества операторов электронных площадок, а также запретить их аффилированность с заказчиком. И последнее, что требуется пересмотреть, это, конечно, реформа контроля по ФЗ-223. Ведь нарушений намного больше, нежели учтено в этом законе. Надо пересмотреть и возможность проведения внеплановых проверок: у ФАС нет права проводить их самостоятельно, - предлагает Артем Лобов.

По словам представителя ФАС, этот пробел в законе - в пользу заказчиков, которые совершают нарушения.

ОБЗОР НАРУШЕНИЙ

Чаще всего ФАС проверяет, верно ли выбран способ закупки. По словам Ар- тема Лобова, примерно 10% заказчиков выбирают не тот способ закупки, многие заказчики даже не задумываются об этом, просто заключают контракт - и все.

Не в лучшем свете и планирование закупочной деятельности.

- Бывает, что заказчик либо не вносит закупку в план, либо не учитывает, что у него в плане указано одно наименование, а проводит он совершенно другую закупку, - рассказывает Артем Лобов.

Целый спектр нарушений присутствует при описании объекта закупки: оно или недостаточно, или непонятно.

Бывают и такие казусы - в техническом задании можно встретить следующую фразу: «поставщик должен соответствовать законодательству». Что под этим подразумевается, совершенно непонятно.

Антимонопольщики предлагают требования, предъявляемые к участнику закупки, разделить на несколько групп: на стадии подачи заявки, на стадии исполнения и т.п.

Причем все требования должны быть четко описаны.

То же относится и к требованиям по материальным ресурсам, необходимым для выполнения договора.

Необходимо исключить нарушения и в части описания квалификации исполнителя.

- Нередко заказчики пишут: «должен обладать квалифицированными ресурсами для выполнения договора». А какими ресурсами, кто должен выполнять договор, непонятно, - сетует Артем Лобов. - Если требуется оценка квалификации сотрудников участника, то можно использовать критерий «Квалификация» в «Критериях оценки заявок»: четко описать содержание этого критерия, что надо оценивать, какие нужны материальные ресурсы, какие сотрудники и как будут начисляться баллы.

Имеет место и «пародия на конкурс с ограниченным участием», когда заказчики отдельной строкой сообщают, что участник должен иметь опыт выполнения аналогичных работ. О чем идет речь, никто понять не может. Какой опыт, какой объем, за сколько лет учитывать, какими документами подтвердить - все эти вопросы возникают в ходе чтения конкурсной документации. А вопросов вообще не должно быть.

Другие нарушения, которые фиксирует ФАС, это отказ от заключения договора, неустановленные сроки разъяснения положений документации не- посредственно в самой документации о закупке.

Также ФАС фиксирует много неправомерных отказов в допуске к торгам. Дело в том, что на стадии работы комиссии почему-то появляются какие-то новые требования, основания, которые не были изложены заказчиком в документации. Все это используется чуть позднее для отказа в допуске к торгам.

В случае принятия поправок, предложенных ФАС, количество описанных нарушений должно сократиться. Надеемся, ждать этого долго не придется.

Связанные персоны:
%d0%9b%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b2 %d0%90%d1%80%d1%82%d0%b5%d0%bc %d0%ae%d1%80%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87
Начальник управления
Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь