Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
ФАС в СМИ: Эксперты обсудили вопросы модернизации НПЗ в России
13 апреля 2018, 11:52
11 апреля представители редакции журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» присутствовали на встрече в Аналитическом центре при Правительстве РФ, посвященной теме «Нужны ли новые стимулы для модернизации НПЗ в России?».
«Опыт показывает, что государственное регулирование играет огромную роль в модернизации нефтепереработки. В последние годы в отрасли удалось добиться существенного прогресса благодаря тем стимулам, которые были введены. Сегодня нам нужно обсудить, как двигаться дальше в этом направлении», - сказал эксперт Аналитического центра Александр Курдин, открывая круглый стол.
Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин отметил, что модернизация нефтепереработки проходила с участием мер государственного воздействия.
«Если говорить о стимулирующих мерах, то, в первую очередь, речь идет о системе дифференцированных акциз, а также о четырехсторонних соглашениях, которые заключала ФАС с нефтяными компаниями и участием Ростехнадзора и Росстандарта», - сказал заместитель руководителя. Процессы модернизации нефтепереработки долго не могли начать двигаться в том направлении, которое было задано аналитической стратегией России. И только благодаря совокупному применению этих двух мер процессы реализовались, отметил Голомолзин.«С момента начала модернизации применялись дифференцированные акцизы. На топливо более высокого класса экологичности применялись меньшие акцизы, на более низкого качества - более высокие акцизы. Первые несколько лет это требование соблюдалось, затем обязательства перестали выполняться», - сообщил Голомолзин.
Что касается четырехсторонних соглашений, то они собраны из предложений, которые давали сами нефтяные компании, и действуют в долгосрочной перспективе, пояснил представитель ФАС.
Также Голомолзин рассказал о том, как распределились обязанности между ведомствами:
«Ростехнадзор следит за соблюдением тех обязательств, которые приняты в рамках соответствующих проектов технической модернизации. Росстандарт контролирует соблюдение вопросов обеспечения требуемых параметров по техническому регламенту и стандартам. ФАС отслеживает достаточность производства и поставок топлива нужного качества на внутренний рынок».
Директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов считает, что в настоящее время инвестиционная картина отрасли выглядит достаточно печально, пик инвестиционной активности позади.
«И связано это не только с тем, что часть компаний уже завершила свою модернизацию, а с тем, что те базовые экономические показатели, которые лежат в основе принятия решений, ухудшились. Упала внутренняя норма доходности, ожидаемая от реализации проектов», - пояснил эксперт. По его словам, с точки зрения привлекательности вложения инвестиций в российскую переработку, ситуация для инвесторов выглядит менее интересной, если, например, сравнивать с Европой. Нет тех стимулов для инвесторов, которые были раньше, связанных с высокой маржой переработки в России. «Падение маржи переработки ниже европейского уровня требует внедрения дополнительных стимулов для сохранения хода модернизации отечественных НПЗ», - уверен Борисов.
Руководитель направления исследований в нефтепереработке, старший аналитик компании IHS Markit Александр Щербаков считает, что дальнейшее снижение маржи переработки в случае отмены системы экспортных пошлин либо снижения уровня субсидии в целом для сектора негативно скажется на конкурентоспособности российских НПЗ при борьбе за новые ниши на экспортных рынках.