ФАС в СМИ: «Пряник» для поставщиков

30 января 2020, 12:36
Источник: Бюллетень Московские Торги
ФАС надеется выработать систему поощрений для участников закупок в рамках госзаказа
 
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) многими воспринимается как своего рода кнут, которым потчуют нарушителей закупочных процедур, участников картельных сговоров и тому подобную публику. При этом представители ФАС часто говорят, что их деятельность не носит строго карающего характера, но верят в это не все. Теперь служба решила подкрепить слова делами.
 
Прямой диалог
 
В декабре 2019 года прошла встреча компаний-поставщиков, участвующих в торгах в рамках госзаказа. Эта встреча была организована информационным агентством «Интерфакс».
 
В ходе мероприятия зашла речь о том, что настало время помимо политики «кнута», то есть возбуждения административных и даже уголовных дел по фактам злоупотребления в ходе закупочных процедур, использовать и «пряник». По крайней мере, о чем-то подобном высказался заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. По его словам, ФАС рассчитывает на создание Рейтинга деловой репутации, который будет средством поощрения добросовестных участников процедур.
 
- Он необходим, но эта история сложная - у регуляторов разные точки зрения на этот механизм. С нашей точки зрения - идея правильная, - сказал Михаил Евраев.
 
Как рассказал замглавы ведомства, этот рейтинг станет инструментом для поощрения добросовестных поставщиков. Рассчитываться он будет автоматически на основании данных Единой информационной системы (ЕИС) госзакупок и учитывать такие параметры, как количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения.
 
Причем поощрение это будет не только моральным, но и вполне материальным.
 
По замыслу ФАС, компаниям, которые попадут в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта. По сути, речь идет о создании антипода уже существующему Рейтингу недобросовестных поставщиков (РНП).
 
Проблемы все те же
 
В ходе встречи были обозначены основные проблемы, возникающие при проведении закупочных процедур в рамках госзаказа. Представители заказчиков жаловались на то, что часто сталкиваются с различными компаниями, которые недобросовестно выполняют свои обязанности. Иногда это обычные перекупщики, которые пытаются всучить государству подороже где-то купленный товар, но еще чаще на конкурс приходят компании, которые не имеют ни опыта, ни квалификации, ни ресурсов для выполнения контракта, но за счет демпинга они выигрывают конкурсы.
 
И самое интересное, что Закон № 44-ФЗ позволяет им это делать, потому что главным показателем, определяющим победителя закупочной процедуры, является предложенная цена контракта.
 
В том случае, если заказчик предпочтет более опытного поставщика, проигравшие засыпают жалобами все инстанции.
 
Очень часто случается так, что свои обязательства по контрактам такие поставщики выполнять не торопятся, а претензионная работа с ними занимает до полугода, отнимая время и ресурсы организации. В такой ситуации заказчику подчас ничего не остается, как пойти на расторжение контракта по соглашению сторон, поскольку затевать длительные судебные разбирательства, чтобы включить таких поставщиков в РНП, для них обременительно.
 
Кроме того, участники встречи указали на необходимость оперативной коррекции данных, представленных в Каталоге товаров, работ и услуг (КТРУ). По мнению представителей компаний-поставщиков, в этом документе нередко встречаются позиции, которые, как говорится, «заточены» под определенных поставщиков. Дело в том, что в технических требованиях к изделию прописаны параметры товара, который выпускает определенная компания, причем в этом списке не только российские, но и иностранные компании. В результате страдает конкуренция.
 
Причем доказать, что в том или ином описании есть намеки на продукцию определенных компаний, крайне сложно, но все участники рынка госзакупок прекрасно понимают, о ком идет речь.
 
Пути решения
 
Представители власти ясно дали понять, что услышали позицию заказчиков и поставщиков. Как сказал депутат Госдумы, координатор проекта Объединенного народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» Антон Гетта, предложения участников встречи будут переданы в рабочую группу.
 
- Сведем их в таблицу и направим четырем регуляторам. Если они поддержат то или иное предложение, то оно будет включено в пакет оптимизационных поправок. Если нет, то будет обоснованный ответ почему, - отметил Антон Гетта.
 
Надо сказать, что некоторые шаги в этом направлении власти уже проделали, в частности, Правительство РФ собирается внести законопроект с соответствующими поправками в Закон № 44-ФЗ на рассмотрение Госдумы не позднее февраля 2020 года.
 
Михаил Евраев в свою очередь заметил представителям компаний-поставщиков, что часть проблем, которые они поднимали в ходе встречи, либо уже решена, либо находится на этапе решения.
 
- По борьбе с профессиональными жалобщиками механизм уже придуман и будет реализовываться. Речь идет об универсальной предквалификации - когда на закупку смогут приходить только те поставщики, которые имеют опыт исполнения любых госконтрактов общим объемом в 20% от суммы нового контракта, - сказал замглавы ФАС.
 
В дальнейшем эти компании будут иметь возможность подавать жалобы в антимонопольные органы. Как объяснил Михаил Евраев, чтобы подать жалобу по контракту в 20 млн руб., компания должна будет иметь опыт исполнения госконтрактов не менее чем на 4 млн руб.
 
- Это единый комплекс борьбы с профессиональными жалобщиками, - подчеркнул замглавы ФАС.
 
Кроме того, Михаил Евраев напомнил, что определенные механизмы, которые могли поставщикам помочь в решении их проблем, есть уже сейчас и они успешно функционируют, надо только уметь ими пользоваться.
 
В частности, если при изучении КТРУ кому-то кажется, что та или иная позиция «заточена» под конкретного поставщика, то никто не мешает такой компании уже сейчас обратиться в Минфин, который отвечает за наполнение Каталога, и задать свои вопросы.
 
- По каталогу регулярно собирается комиссия, в работе которой принимают участие представители различных ведомств, - отметил Михаил Евраев.
 
Кроме того, в ходе встречи были затронуты вопросы правильного определения начальной (максимальной) цены контракта с использованием критериев эквивалентности товаров в проектной документации, с документарным завершением контрактов и др.
 
По словам участников встречи, закупочное законодательство часто меняется, регуляторы видят те или иные проблемы и вносят соответствующие поправки. Но с такими бедами, как недобросовестные поставщики, и не всегда конкурентными закупочными процедурами по-настоящему справиться пока не удалось. Об этом может говорить количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком.
 
На встрече были приведены данные Росфинмониторинга, согласно которым около 3 тыс. поставщиков, которые в рамках нацпроектов получили контракты на общую сумму 130 млрд руб., оказались недобросовестными.
 
По данным экспертов «СПАРКМаркетинга», доля закупок, где участники торгов демпинговали, не уменьшается и составляет около 6%. А вот количество расторгнутых контрактов или исполненных менее чем на 50% в 2019 году сократилось вдвое по сравнению с 2018 годом - с 2,71 до 1,23%. В то же время эксперты отметили, что заказчики практически не ведут претензионную работу из-за отсутствия инструментов воздействия на недобросовестных поставщиков.
 
После внесения соответствующих поправок ситуация может измениться, но для того необходимо, чтобы все участники закупочных процедур четко знали все свои права и обязанности.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь