ФАС в СМИ: Не та дорога к светлому будущему

26 октября 2020, 11:43
Источник: Деловой Петербург

Руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров отвечает на вопросы "ДП". Губернатор в интервью "ДП" рассказал, что старт транспортной реформы перенесён на 2022 год. Ваша позиция по этому проекту?
- Что касается городских властей, то они обычно с нами советуются, прежде чем начать какую-то реформу. И мы к этому подходим очень внимательно. То, в каком виде транспортная реформа была задумана изначально, нас не очень устроило. В ней были ярко выраженные признаки ограничения конкуренции. С рынка должно было уйти несколько коммерческих участников пассажирских автоперевозок, а их место должно было занять ГУП "Пассажиравтотранс". Выдвигались и заведомо невыполнимые для малого и среднего бизнеса требования к подвижному составу: низкопольные автобусы, которые эксплуатировались не более одного года, с кондиционерами и системой ГЛОНАСС. Где небольшому автопредприятию взять средства на такие транспортные средства?
За реформу и за организацию автотранспортного обслуживания населения отвечает правительство. Мы как контролирующий орган находимся в более выгодном положении: можем выдать предостережение, что мы уже, кстати, сделали, дело возбудить, в конце концов, а им нужно организовать движение - и это гораздо более тяжелая задача. На них огромная ответственность. Мы всё это понимаем и предлагаем варианты, как сделать реформу, не нарушая закон о защите конкуренции (135-ФЗ). В пандемию отменили более 200 коммерческих маршрутов. Это заинтересовало УФАС?
- Да. Мы выдали комитету предупреждение (это ещё одна форма реагирования предупредительного контроля). Eсли орган власти его исполнит, то дело возбуждаться не будет. Ссылаясь на необходимость принятия мер по противодействию распространению в Петербурге новой коронавирусной инфекции, комитет по транспорту запретил осуществление перевозок по ряду маршрутов нескольким транспортным компаниям. УФАС изучило положение дел и сделало вывод, что этот запрет ничем не обоснован. А такие действия органа власти носят признаки нарушения закона о защите конкуренции. На сегодняшний день городские органы власти нам ещё не отчитались о выполнении предупреждения.
С одной стороны - сокращение с 2022 года числа игроков на рынке. С другой - ожидаемое с 2021-го повышение цен на проезд.
- Вопрос тарифов - это тоже вопрос антимонопольной службы. Тарифным регулированием занимается центральный аппарат ФАС России. Это же нормальная логика монополиста, с которой мы давно знакомы: стать на рынке единственным игроком, поднять цены, а затем под предлогом того, что не хватает средств, - ухудшить качество обслуживания. Например, ГУП "Пассажиравтотранс" - ещё не монополист, но одно из самых больших предприятий на рынке оказания услуг автобусным транспортом. У них большие, красивые, новые автобусы. Мы им предложили разместить на них рекламу, заработать на ней денег и не повышать плату за проезд. Но этому воспротивился ещё Георгий Полтавченко, который считал, что наш город должен быть очищен от рекламы, но, видимо, с повышенными тарифами на проезд.
Знаковая история Весной, когда пандемия только начиналась, власти облегчали механизмы закупок у единственных поставщиков. Вы зафиксировали какие-то нарушения?
- До настоящего времени всё, что касается закупок, относящихся к охране здоровья граждан, можно закупать у единственных поставщиков. А это маски, защитные костюмы, лекарства, антисептики. Нарушений в небольших закупках мы не выявили, и, безусловно, такая практика себя оправдала. В этом контексте, пожалуй, самая знаковая и самая интересная история - это закупка средств индивидуальной защиты Госпиталем ветеранов войн. Госпиталь без проведения торгов закупил у малоизвестной организации полмиллиона СИЗ на сумму, превышающую миллиард рублей. Сейчас мы разбираемся с этим делом. Следующее заседание назначено на 10 ноября. Летом ситуация была спокойнее, хотя было понятно, что вторая волна придёт. За это время увеличился объём закупок? Или сейчас все опять пойдут к единственному источнику?
- По тем жалобам, что поступали к нам, мы не можем сказать, что как-то вырос объём закупок медоборудования или СИЗ для медицинского персонала. Хотя было бы логичным провести торги, закупить всё это со снижением цены и тем самым сэкономить бюджетные средства.
Капитализм второго пришествия В прошлом году вы говорили, что наши правоохранители стараются "тянуть" на привычную им 159-ю статью УК - мошенничество. А по 178-й "антикартельной" статье у них недостаточно опыта. За год что-то поменялось?
- Да, и в лучшую сторону. Мы передаём в правоохранительные органы все дела, где общая сумма закупок, на которых выявлены сговоры, превышает 50 млн рублей. На сегодня возбуждено и расследуются четыре дела. Eщё два находятся на доследственном рассмотрении. Но пока в суд ещё ни одного дела не пришло. Тем не менее считаю, что тенденции хорошие. Взаимодействие на деловом уровне конструктивное. Правоохранительные органы нас начали понимать. Антикартельное направление стало, пожалуй, одним из самых важных в деятельности антимонопольных органов. Так, Санкт-Петербургским УФАС в прошлом году было раскрыто 20 картелей на торгах, за первое полугодие этого года - 11 картелей. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев не раз говорил, что картелями поражена вся экономика России. Управление занималось проверкой тарифообразования на ЗСД?
- В настоящее время мы ещё не закончили анализ поступившей к нам из петербургских органов власти и от ЗСД информации. Объём действительно очень большой. Одно только концессионное соглашение - это документ, состоящий из 500 страниц. Одна из наших функций как антимонопольного органа - борьба с монополиями. И ЗСД не является таковой. Не хочешь ехать - не езжай. В городе есть масса других объездных путей. Но может быть, что для отдельных видов транспорта на отдельных участках ЗСД всё-таки монополист. Это один вопрос, который сейчас изучается. Второе соображение - тариф на передвижение по ЗСД имеет, если так можно сказать, организационно-управленческий характер. Дорога скоростная и должна оставаться таковой. Eсли тариф будет снижен, то будут образовываться заторы. Соответственно, магистраль перестанет выполнять свою основную функцию. Тем не менее вопрос по формированию тарифов мы тоже сейчас изучаем, и у нас есть некоторые предположения.
Насколько коронавирус повлиял на изменение законодательства?
- Пятый - цифровой - антимонопольный пакет был готов ещё 3 года назад, но устарел уже тогда. Принимать его надо было по-другому, а его рассматривали на всех уровнях власти, как в аналоговом мире - неторопливо. И коронавирус всё ещё больше замедлил. Eщё один важнейший документ - закон об основах тарифного регулирования. Почему тарифы на один и тот же, например, энергоноситель в двух соседних регионах отличаются в 50 раз? А это всё потому, что туда включаются затраты на ювелирные изделия, на семинары в Абу-Даби и т. д. ФАС России уже несколько лет говорит о необходимости принять рамочный закон об основах тарифного регулирования, где чётко будет обозначено, что может включаться в тариф, а что нет. Но различные лоббисты не дают его принять. И коронавирус тоже притормозил процесс.
X5 Retail Group продолжает открывать новые магазины, несмотря на то что занимает уже более 25 % рынка.
- Да, мы знаем об этом и очень внимательно следим за динамикой. Во-первых, мы оцениваем доли не по площадям, а по обороту продовольственных товаров (без алкоголя и табака) ретейлера. Во-вторых, всегда могут быть нюансы: допустим, один крупный магазин закрылся, зато открылось несколько поменьше. И за их счёт оборот компании существенно не изменился. Да, за первые 4 месяца этого года X5 Retail Group по объёму реализованных продтоваров превысил порог и составил 31,75 %. Но мы уже не раз говорили, что это приблизительная оценка. Нужна она для того, чтобы ретейлер задумался и увидел, что он у нас находится под пристальным вниманием. Реальную картину мы сможем дать только ближе к весне следующего года. Именно тогда к нам поступает вся статистика за год. После подведения итогов года управление может обратиться в суд с иском о закрытии магазинов ретейлера, который существенно превысил положенный объём. Но пока судебной практики закрытия магазинов по России нет.
ФАС анализирует товарные рынки? Eсли да, то какие сейчас в приоритете?
- В рамках любого антимонопольного дела, особенно если это касается злоупотребления доминирующим положением, мы делаем анализ того или иного рынка. Пожалуй, самым интересным и знаковым из последних стал анализ рынка розничных продаж лекарств и медизделий. Эту работу мы провели в рамках дела, возбуждённого в отношении оптовых поставщиков медицинских масок. Доказательств картельного сговора оптовиков мы не нашли, но зато установили, что группа компаний "Эркафарм" (аптеки "Первая помощь", "Озерки", "Доктор Столетов") занимает существенную долю этого рынка, а значит, за их деятельностью и ценовой политикой мы будем более пристально наблюдать.
А как решается вопрос с ликвидацией ГУПов?
- Исторически сложилось, что экономика Петербурга очень конкурентна. Но государственные органы власти стремятся к тому, чтобы всё взять под контроль и "огупить". Тем не менее в соответствии с законом о ликвидации ГУПов (№ 485-ФЗ) к 2025 году в городе должно остаться только небольшое число унитарных предприятий. Основное опасение наших соотечественников в том, что если что-то приватизировать, то это завтра продадут и развалят. У нас капитализм второго пришествия недостаточно зрел. И действительно есть такие примеры: приватизировал, продал и исчез. Но акционерные общества, в которые должны быть преобразованы ГУПы, эффективнее в управлении и прозрачнее для контроля. На сегодня в процессе ликвидации находится ГУП "Зоопарк". В программу приватизации включены три ГУПа банного типа. Мы планируем, что к 2025 году в городе будет только четыре унитарных предприятия: "АТС Смольного", "Петербургский метрополитен", "Водоканал Санкт-Петербурга" и, возможно, ГУП "Горэлектротранс".
*** "Правоохранительные органы нас начали понимать. Взаимодействие на деловом уровне конструктивное."
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь