ФАС в СМИ: Столичным экспертам показали спорные рекламные макеты, слоганы и видеоролики
В Московском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России состоялось заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции
Возглавляет совет Павел Олейник, заместитель руководителя УФАС по Москве. В его списочном составе - около 70 специалистов из самых разных областей. Здесь есть госслужащие, представители контрольных органов, СМИ, юристы, филологи, рекламисты, патентные поверенные и т.д.
С приветственным словом к участникам экспертного совета обратилась начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина, отметившая важность общения с экспертами даже в условиях нынешней эпидемиологической ситуации:
Наша сфера недобросовестной конкуренции и рекламы зачастую требует взгляда со стороны по многим вопросам: будь то этичность рекламы или корректность поведения на рынке. Антимонопольные органы всегда рассматривали экспертные советы в качестве очень важного инструмента получения обратной связи относительно своей деятельности и собственной оценки рекламных макетов. Пока у нас в сфере рекламы в полном объёме не заработало саморегулирование, единственная возможность пообщаться с профессиональным и потребительским сообществом - это как раз экспертные советы при антимонопольном органе.
В ходе заседания были рассмотрены спорные рекламные макеты, слоганы и видеоролики.
Павел Олейник отметил, что сфера рекламы стремительно развивается, а рекламодатели год от года проявляют всё новые и новые чудеса креатива, из-за чего содержание рекламы и наличие в ней нарушений порой носит весьма спорный характер:
За годы работы в антимонопольном органе мы рассмотрели десятки тысяч обращений граждан и предпринимателей о рекламных нарушениях. Как правило, наличие или отсутствие нарушения очевидно сразу и не подлежит двояким трактовкам. Однако попадаются и резонансные случаи, носящие пограничный характер. Поэтому на экспертный совет попадают лишь самые неоднозначные примеры рекламного креатива, квалификацию которых важно производить с учётом мнения экспертов и потребителей рекламы.
Так, большое внимание участники экспертного совета уделили рекламе пельменей «Цезарь», в которой содержалось утверждение «Для тех, кто выбирает лучшее».
Абсолютное большинство экспертов согласилось, что в рекламе имеется некорректное сравнение продукции «Цезарь» с продукцией конкурентов.
К единому мнению пришли участники экспертного совета и относительно рекламного кейса «МТС-зомби». Это видеоролик, транслировавшийся на многих телеканалах, а также в виде баннеров, в котором адаптирован сюжет фильмов о зомби с изображением таких персонажей. Все члены совета однозначно выразили мнение, что в данной рекламе отсутствует нарушение действующего законодательства.
Весьма бурная дискуссия возникла по рекламе компании, оказывающей услуги по выдаче электронных подписей:
«С Rutoken коронавирус не страшен! Защити свою ЭЦП! Купи Rutoken Lite для защиты ЭЦП от вирусов и получи 3 защитных маски в подарок!»
По квалификации данной рекламы как неэтичной мнения участников экспертного совета разделились. Вместе с тем, в процессе дискуссии её участники также высказали мнение относительно введения в заблуждение данной рекламой, поскольку ключ электронной подписи, предназначенный для использования на компьютере, объективно не имеет отношения к заражению вирусом человека.