ФАС в СМИ: Пришло время осознать ценности конкуренции

19 февраля 2021, 11:50
Источник: Сердало

На полосах газет, ТВ и интернет-ресурсах в ушедшем 2020 году часто и заметно стало звучать "Управление Федеральной антимонопольной службы региона". С чем это связано, учитывая, что минувший 2020-й многих заставил поубавить темпы, обо всем этом, и не только, мы решили побеседовать с руководителем Ингушского УФАС России Батыром Беслановичем Точиевым.

- Как Вы оцениваете прошедший 2020-й год? Что получилось осуществить?

- Мы всегда рассказывали не столько о достижениях, которые есть, сколько о недостатках, которые нам надо обязательно преодолеть. И вот минувший год показал слабые и сильные стороны всех участников рыночных отношений.

Хоть мы и не являемся органом власти, ответственным за развитие экономики, мы все равно чувствуем свою ответственность за состояние дел в данной сфере. Из больших плюсов, отметил бы, что мы добились обратной связи, какой-то осознанности со стороны органов власти. Было время, мы полноценно не могли собрать их в одном зале и рассмотреть практику. К счастью, в 2020 диалог состоялся. Я связываю это с конструктивной позицией нового Главы республики. Несмотря на тяжелый период пандемии, с присутствием на них, в том числе в режиме онлайн, именно уполномоченных и заинтересованных лиц, нам удалось провести четыре публичных обсуждения. Это хороший показатель вовлеченности граждан и организаций в позитивное дело.

К сожалению, без нарушений не обошлось, но радует и то, что наблюдается динамика снижения. Очень надеемся, что осознанное движение к выполнению своих обязательств происходит в строгом соответствии с установленным порядком. Если в 2018 и 2019 годах наблюдался рост нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (в 2017 году было выявлено 75 нарушений антимонопольного законодательства, в 2018 году их количество составило 147), то в 2020 году динамика изменилась в сторону снижения (в 2020 году выявлено 59 нарушений). Также я отмечу, что процент отмененных в суде решений у нас был на уровне статистической погрешности, тут уже команда постаралась, выстроив взвешенную и юридически грамотную позицию ведомства.

По причинам, независящим ни от нас, ни от кого-либо еще, не все задумки и планы удалось осуществить. Каждый год мы проводили большой межрегиональный экономический Форум, это была бы четвертая встреча большого масштаба со значительной пользой для каждого, кто относит себя к бизнесу, органу власти и вообще к гражданскому обществу. Мы надеемся возобновить нашу добрую практику в этом году.

- Подобные показатели, безусловно, радуют. Каким образом получилось наладить рабочий, конструктивный диалог?

- Традиционный хештэг в соцсетях у нас#мыоткрытоеведомство. Я всегда подчеркиваю, что Управление открыто к диалогу. Наша история больше о друзьях, а не о враждебно настроенных людях, которые так и спешат кого - то наказать, «штрафануть».

Мы уже не в пустыне антимонопольного регулирования, просто нам всем нужно было время, чтобы осознать ценности конкуренции. Почему я говорю «мы»? Потому что считаю, что мы не одни в этой пустыне, а вместе с теми, кто вершит честную конкуренцию, помогая друг другу. Нет у нас баррикад, которые делят на левых и правых - мы все по одну сторону и работаем на одно общее дело - дело по улучшению качества жизни наших граждан. Антимонопольное ведомство не ставит цель - наказать, нет! Это попытка и необходимость быть услышанными. И я уверен, в том числе благодаря вам, нашим друзьям журналистам, что нас услышат и поддержат.

- Недавно Управление подводило итоги года с участием Главы региона. На расширенное совещание дали ориентиры правительству и органам власти. Как оценили деятельность различных государственных структур в целом?

- Наша деятельность обусловлена реализацией Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618. И, согласно Национальному плану развития конкуренции, к 2020 году необходимо было снизить в два раза число антимонопольных нарушений, допускаемых органами власти. Последние два-три года мы все вместе ставили перед собой главную задачу - увеличение активности нашей методической работы, несмотря на все остальные аспекты нашей деятельности. Соответственно, были развернуты большие площадки по информированию, методической помощи, консультации. У нас 11 человек в штате и отдача от нас идет максимальная на уровне сил и возможностей.

Мы понимаем, что в рабочем порядке всегда легче предупредить, чем потом выносить решения. Но все ли хотят учиться? Это другой вопрос.

Была озвучена статистика по всем нашим направлениям за три последних года, названы органы власти - «рекордсмены», скажем так, в списке нарушителей. Я считаю, это полезная практика - искать пути решения совместно с Главой и Правительством республики, раз у отдельных органов власти не получается отходить от одних и тех же типовых нарушений.

Повторю, мы заинтересованы в том, чтобы решать проблемы совместно. Так, например, Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 15 февраля 2019 г. №92-р утверждена форма акта об антимонопольном комплаенсе, согласно представленной информации всеми органами власти Республики Ингушетия принят документ об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Отмечу, анализ, проведенный Управлением, показал, что данная система внутреннего контроля не работает: многие органы власти до сих пор не могут для себя определить, в каком направлении больше всего допускается нарушений антимонопольного законодательства и утвердить дорожные карты по их минимизации. Необходимо понимать, что нарушения антимонопольного законодательства со стороны публично-правовых образований это не частное дело. Любое нарушение в этой части, будь то торги на продажу имущества или передачу в аренду экономически интересного земельного участка, напрямую влияет на репутацию региона и на ее инвестиционную привлекательность.

- С чем Вы связываете подобные случаи?

- Прежде всего с халатным отношением к своим трудовым обязанностям и нежеланием учиться.

Работники контрактных служб и контрактные управляющие не проходят должным образом повышение квалификации и профессиональную переподготовку в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации или вовсе не имеют соответствующего образования. Закон о контрактной системе - это невероятный часовой механизм, который не останавливается ни на секунду. Закон постоянно претерпевает изменения, за ним надо тщательно следить, успевать, если мы хотим проводить свои закупки без нарушений. К сожалению, нередки случаи, когда контрактный управляющий просто не в курсе, что в законе появились кое - какие изменения, вследствии чего появляется очередное нарушение. Это говорит о невовлеченности в процесс и даже порою некомпетентности специалиста. Мы приглашаем, зовем уполномоченных лиц 4 раза в год стабильно на публичные обсуждения правоприменительной практики, в рамках которых разбираем отдельные случаи нарушений, даем подробную информацию о том, как не нужно делать. Эти встречи проводятся отдельно от дополнительных круглых столов, совещаний, семинаров, где также идет работа.

- А как исправить ситуацию?

- Надо, прежде всего, учиться.

- Так просто?

- Надо всем понимать, что намного экономнее обучить одного человека азам государственного заказа, например, чем потом выплачивать многотысячные штрафы. И, конечно, системный совместный подход. Мы в своей части поможем, каждый орган власти в своей части будет компетентен - вот тогда, я уверен, получится минимизировать этот поток однотипных нарушений.

В целях оказания методической помощи нашей республике, между ФАС России и Республикой Ингушетия 16.12.2019 года было заключено Соглашение о взаимодействии.

Согласно Соглашению, органы власти республики являются участниками мероприятий, направленных на активное развитие конкуренции в нашем регионе. Каждому органу власти отведена своя сфера участия в деле развития добросовестной конкуренции и, если он (орган власти) будет исправно работать в целях реализации своей части, то результаты будут достойными.

Неутешительные итоги данного Соглашения тоже подводились в рамках прошедшего совещания. Но теперь, когда мы уже научились слышать друг друга, думаю, динамика будет положительной, а результаты радовать. Главное, что мы начали такую работу. Общими усилиями нам необходимо создать условия для эффективного функционирования рынков, открытость и прозрачность в сфере закупок, более того, мы стремимся к тому, чтобы органы публичной власти максимально открыто информировали население об оказываемых ими услугах. Все это направлено на улучшение экономики республики, ее инвестиционной привлекательности и, в конечном счете, благополучие потребителя. Только в тесном взаимодействии получится добиться желаемых результатов.

- Батыр Бесланович, спасибо за откровенный и интересный диалог.

У. Улемов

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь