ФАС в СМИ: ФАС - семь громких дел федеральной антимонопольной службы РФ

04 мая 2021, 11:02
Источник: Финам.Ру
Российские металлурги взвинчивают цены, "Яндекс", Apple и Google притесняют конкурентов, сотовые операторы повышают цены на роуминг, Lindt выпускает адаптированную для российского рынка версию шоколада, а рэпер Моргенштерн и "Альфа-Банк" создают скандальный ролик? Что объединяет эти истории разных брендов? На них обратила внимание Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС). Finam.ru рассказывает о самых громких делах.
 
Российские металлурги взвинчивают цены на прокат?
 
ФАС - семь громких дел федеральной антимонопольной службы РФ. Вчера, 27 апреля, ФАС сообщила о возбуждении дела против трех российских металлургов - "Северстали", "Магнитогорского металлургического комбината" (ММК) и "Новолипецкого металлургического комбината" (НЛМК). Компании подозревают в монопольно высоких ценах на металлопрокат (продукцию, получаемую на станах). По данным антимонопольного ведомства, цены на прокат росли быстрее, чем стоимость необходимого для его производства сырья. При этом спрос существенно не увеличился, поэтому есть вероятность, что повышение цен более чем на 50% было неоправданным.
 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Покупаете акции американских компаний?
 
Регистрируйтесь на онлайн-митап про подводные камни налогообложения. С партнерами из EY и «Налогии» обсудим, как не переплачивать НДФЛ.
Представители компаний ММК и НЛМК заявили, что работают в рамках антимонопольного законодательства и готовы доказать это ФАС. В случае, если нарушения подтвердятся, компаниям могут грозить оборотные штрафы (их размер зависит от выручки компании).
 
Аналитики полагают, что претензии ФАС к трем металлургам не повлияет на их финансовые результаты и акции, потому что расследование - обычное дело в российских реалиях, занимает несколько месяцев и относится только к рынку горячекатаного проката. Кроме того, эксперты считают, что ведомству будет непросто доказать ценовой сговор производителей стали, учитывая текущие механизмы формирования цен на сталь.
 
"Яндекс" дискриминирует конкурентов?
 
В апреле 2021 году ФАС возбудила дело против IT-гиганта "Яндекса", заподозрив компанию в дискриминации конкурентов за счет поисковой выдачи по запросам преимущественно сервисов "Яндекса". При этом компании, не входящие в цифровую экосистему "Яндекса", редко появляются на рекламных виджетах на страницах с результатами поиска.
 
"Яндекс"Регулятор потребовал от компании раскрыть механизмы продвижения ссылок, а также иные способы привлечения пользователей. Представители "Яндекса" с обвинением не согласны. Они заявили, что готовы отстаивать свою позицию. Если нарушения будут доказаны, "Яндексу" грозит штраф.
 
Google злоупотребляет доминирующим положением?
 
Внимание антимонопольного органа РФ привлекла и американская корпорация Google. В апреле ФАС начала разбирательство в отношении компании. Причиной стали внезапные блокировки, удаление аккаунтов и контента пользователей видеосервиса YouTube. Антимонопольное ведомство посчитало правила YouTube, связанные с блокировкой, удалением аккаунтов и контента, непрозрачными и необъективными.
 
Это не первое дело ФАС против Google. В 2015 году "Яндекс" направил в ФАС заявление, в котором сообщил, что Google запретил предустановку сервисов "Яндекса" на работающих на платформе Android мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio. В заявлении было указано, что Google является владельцем ОС Android и использует свое положение для продвижения отдельных сервисов. Кроме того, получить доступ к магазину Google Play, который необходим для работы устройств на Android, можно только на условиях Google.
 
Жалоба "Яндекса" была удовлетворена, ФАС предписала Google изменить договоры с производителями мобильных устройств и убрать требования, ограничивающие установку приложений и сервисов других разработчиков.
 
Apple нарушила антимонопольное законодательство
 
В апреле 2021 года ФАС наложила на американскую корпорацию Apple оборотный штраф в размере $12 млн за злоупотребление доминирующим положением на рынке. По заявлению АО "Лаборатория Касперского" ведомство установило, что Apple предоставляла конкурентные преимущества своим продуктам на рынке распространения мобильных приложений на платформе iOS, ухудшая при этом условия распространения продуктов конкурентов. Согласно предписанию ФАС, Apple должна убрать из своей документации положения, согласно которым компания может не допускать в App Store приложения разработчиков по любой причине.
 
На данный момент дело в отношении компании приостановлено, Apple не согласна с решением ФАС и намерена его обжаловать.
 
ФАС против роуминга
 
В 2017 году ФАС обязала сотовых операторов "ВымпелКом", МТС, "МегаФон" и Tele2 отменить внутрисетевой роуминг в России. Ведомство проанализировало цены на роуминг и пришло к выводу, что разница на услуги связи в "домашнем" регионе и других регионах РФ не обоснована, а операторы сотовой связи нарушили закон о "Защите конкуренции". Операторы не выполнили предписание ФАС и не выдвинули предложения по отмены доплаты за внутрисетевой роуминг в установленный срок. В результате операторы МТС, "МегаФона" и "Билайна" были оштрафованы за внутрисетевой роуминг на 737,5 тысячи рублей каждый, а с 1 июня 2019 года роуминг в России был официально отменен.
 
Производитель шоколада Lindt не нарушил антимонопольное законодательство
 
В августе 2020 года ФАС возбудила дело против производителя шоколада Lindt компании Lindt & Sprungli, подозревая ее в нарушении закона о конкуренции. Причиной для проверки антимонопольного ведомства стало подозрение о различном составе шоколада, реализуемом в Европе и России при рекламном позиционировании бренда как традиционного европейского шоколада, что, по мнению ФАС, давало марке необоснованные конкурентные преимущества на рынке. В апреле 2021 года стало известно о завершении проверки производителя шоколада Lindt. ФАС объявила, что нарушений выявлено не было и санкций для производителя не последует.
 
Кадр ролика рекламы рэпера Моргенштерна и "Альфа-Банка"Непристойная реклама "Альфа-Банка"
 
В феврале 2021 года ФАС обнаружила признаки нарушения закона о рекламе в совместном ролике рэпера Моргенштерна и "Альфа-Банка". Ведомство усмотрело в ролике под названием "Клип за десять лямов" непристойные образы сотрудниц "Альфа-Банка", которые противоречат реальным образам сотрудниц банков. Также действия рэпера в клипе сочли унизительными для женщин. Кроме того, ФАС в ходе разбирательства обнаружила сцены употребления алкоголя, рекламы финансовых услуг с обращением к несовершеннолетним, а также использование некорректных утверждений.
 
В результате ролик "Клип за 10 лямов" был признан нарушающим закон о рекламе. ФАС планирует привлечь к административной ответственности банк и музыканта.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь