ФАС в СМИ: Глава ФАС — РБК: «IKEA при всех плюсах «поджала» рынок под себя»

20 июня 2022, 10:26
Источник: РБК

Уход иностранных компаний может быть и плюсом для развития конкуренции, заявил в интервью РБК глава антимонопольной службы Максим Шаскольский. Он также рассказал, как сейчас проходят сделки с иностранными активами.
"У нас может стать меньше тех, за кем наблюдать"
В связи с санкционным кризисом видите ли вы риски для конкуренции в России, ведь существенную часть конкуренции обеспечивали уходящие из страны иностранные бизнесы?
Здесь есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, зарубежные компании добавляют конкуренции. Но они же зачастую создают и риски монополизации рынков. Например, IKEA при всех плюсах "поджала" рынок под себя, и у нас из-за этого сфера производства и торговли мебелью не получила того развития, которое могла бы. То есть существуют отдельные хорошие производства, но компетенции для торговли через специализированные торговые центры, с набором сопутствующих услуг на уровне IKEA, не развиты. Сейчас, возможно, на этом рынке появится конкуренция, производители будут развивать свои сбытовые направления и сферу услуг. И в этом смысле, может быть, даже плюс будет для развития конкуренции от того, что IKEA приняла такое решение.
А если говорить про сферу, например, энергетики или инфраструктурных проектов, где иностранцы занимали зачастую фактически формат системообразующих?
С точки зрения инфраструктуры, с точки зрения энергетики какое-то укрупнение отдельных игроков возможно. Но на энергетическом рынке действуют достаточно жесткие правила. Мы осуществляем надзор, вы знаете, что мы возбудили дела в отношении "Т Плюс", СГК (Сибирская генерирующая компания. - РБК). Но то, что эти компании будут занимать доминирующее положение, еще не значит, что они будут нарушать антимонопольное законодательство.
ФАС готова со своей стороны пересматривать правила игры для рынков, понимая, что уход будет влиять на уровень конкуренции, нормативы доминирования?
С одной стороны, из-за укрупнения компаний у нас может стать меньше тех, за кем необходимо наблюдать. С другой - все механизмы антимонопольного законодательства продолжают действовать, и мы будем их в полной мере использовать, чтобы исключить возможное негативное воздействие на потребителей.
При этом мы не поддерживаем увеличение предельно допустимой доли торговых сетей в регионах выше 25% от оборота локального рынка. Это может привести к увеличению рыночной власти действующих торговых сетей, созданию дополнительных барьеров для входа на рынок субъектов МСП, сокращению ассортимента и снижению доступности товаров для граждан.
От бизнеса сейчас можно часто услышать: сейчас время экономику спасать, а не антимонопольные замеры делать.
Совершенно правильно, да. Именно поэтому, например, мы предложили временно, до конца 2022 года, упростить порядок согласования сделок слияния и поглощения. Сделки со стоимостью активов от 800 млн до 2 млрд руб. не будут требовать согласования с ФАС, только уведомления о совершении сделки. Eще мы упростили порядок получения преференций: если они предоставляются для социального обеспечения граждан или поддержки малого бизнеса - региональные власти могут не согласовывать их с ФАС. На озвученные вами комментарии от бизнеса мы нисколько не обижаемся. Да, сейчас в приоритете сохранение рабочих мест, производств, построение логистики, оплата налогов. А потом у нас будет время оценить состояние конкуренции. Во всем мире, где есть сейчас постпандемийные экономические проблемы, принимаются решения не "проконкурентные", а направленные на решение текущих проблем.
Как вы контролируете цены, если сейчас действует мораторий на проверки? Получается, что вы вообще никак не проверяете тех, за кем раньше следили, и они могут делать все что хотят?
Eсть постановление правительства № 336, согласно ему внеплановые проверки проводятся сейчас исключительно по поручению президента, правительства или по требованию прокурора. Как правило, социально значимые рынки конкурентные: там тысячи производителей, тысячи продавцов. Меры антимонопольного законодательства там и раньше не применялись. При этом для предпринимателей, которые обладают высокой рыночной долей и могут оказывать влияние на цену и конкуренцию, механизмы антимонопольного контроля сохраняются.
На мой взгляд, конкурентная политика - это стимул для развития экономики, она является частью антикризисного плана. Перед антимонопольной политикой сейчас стоит важнейшая задача - создать проконкурентные условия для развития молодых динамичных компаний, которые придут на смену уходящим крупным компаниям.
Раньше всегда был мониторинг, например, цен на связь, цен на бензин, на какие-то товары, которые популярны среди населения и изменение цен на которые вызовет какое-то недовольство. Сейчас он идет?
Идет полным ходом. И по торговым наценкам в торговых сетях мы следим за тем, чтобы исполнялись наши договоренности (речь о добровольном ограничении наценок на социально значимые товары крупнейшими торговыми сетями. - РБК). И наценки на социально значимые товары, "первой цены", как мы их называем, снизились уже в три раза: было 22%, а сейчас - 7%. И мы продолжаем еженедельно это отслеживать.
Но это большая сетевая розница и социально значимые товары. Но тот же ретейл зачастую компенсирует это наценкой на другие продукты. За этими категориями планируете следить?
Это рыночное ценообразование. Мы видим, что есть отдельные товары, наценки на которые выше. Однако в фокусе нашего внимания массовый для граждан сегмент рынка - "Магнит", "Пятерочка", "Ашан", там эти договоренности соблюдаются. Безусловно, может быть, на алкоголь они больше наценку ставят, еще на какие-то товары не первой необходимости. Будут жалобы или соответствующие поручения - будем принимать меры.
"Эффективность работы определяется не формой собственности"
Раньше доля госсектора в российской экономике оценивалась примерно в 70%. Какая сейчас оценка?
Думаю, что и сейчас не меньше 70%.
Будет ли она увеличиваться в текущих условиях?
Возможно, что государство будет принимать решения для особо важных секторов экономики, и больше их контролировать, и какие-то секторы забирать на себя, может быть, временно, на переходный период, в целях дальнейшей продажи или привлечения инвестора. Я не исключаю этого. Но я сам, проработав в госкомпании многие годы, считаю, что эффективность работы определяется не формой собственности, а качеством менеджмента. Многие госкомпании достаточно эффективны и качественно работают, не уступая таким же частным. Поэтому да, у нас сейчас такой путь развития. К примеру, в некоторых секторах экономики частный бизнес не всегда правильно осуществлял свою деятельность, например в банковской сфере или электроэнергетике.
И нынешняя ситуация способствует скорее тому, что будет временно эта доля госсектора увеличиваться. Но я считаю, что именно конкуренция - это механизм, который будет способствовать росту и развитию экономики. У нас крупные инфраструктурные сферы действительно за государством. Но это мера оправданная. Но вот торговля, производство, сфера услуг, убежден, будут оставаться конкурентными.
О каком объеме параллельного импорта уже можно говорить? Он появился?
Новый механизм действует чуть больше месяца. Мы во взаимодействии с таможенными органами, маркетплейсами и другими участниками рынка будем отслеживать объемы товаров, которые будут поступать в рамках механизма параллельного импорта.
И в каких отраслях основной объем идет?
Увеличение объема поставок ожидаем во всех категориях, перечисленных в приказе Минпромторга: автомобильные запчасти, бытовая техника, электроника, одежда и обувь.
Я хочу отметить, что механизм параллельного импорта, который реализуется в рамках международного принципа исчерпания прав, - это не мера противодействия внешнеэкономическим санкциям. Это возврат к нормальной экономической действительности, которая действовала в России до 2002 года и сегодня действует во многих странах мира.
Мы хотели распространить механизм параллельного импорта вообще на все и установить на территории нашей страны международный принцип исчерпания прав, который был до 2002 года. Хотели и хотим. Иначе мы так и будем жить в ситуации, когда правообладатели и дистрибьюторы устанавливают монопольно высокие цены.
Eсть позиция Минпромторга, и мы с пониманием к ней относимся: те предприятия, которые локализовали производство, построили завод, вложили деньги, обеспечивают поставку товаров, - вот их можно исключить временно из параллельного импорта.
"Получайте согласование ФАС и работайте"
Почему ФАС перестала в оперативном порядке размещать в своей базе решений информацию о поступивших ходатайствах на приобретение компаний и решений по итогам рассмотрения этих ходатайств?
В 2019 году принято постановление правительства, согласно которому информация о сделках, где фигурируют компании, попавшие под санкции, может не размещаться. Eсли что-то не размещается в открытом доступе, то для того, чтобы не нанести ущерб тем сделкам, которые происходят, и предприятиям. В остальном сведения размещаются в полном объеме и в установленные сроки.
Как сейчас устроена схема сделки по продаже иностранного бизнеса? Отличается это от обычной практики?
Мы все сделки рассматриваем за два-три дня. То есть хоть круглосуточно будем над этим работать, чтобы быстрее все было решено. Никаких проволочек. Eсли сделка требует разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, мы в своем решении это отражаем. И дальше иностранная компания обращается туда, и сделка рассматривается уже в рамках правкомиссии. Однако есть случаи, когда этого не требуется.
А раньше сколько занимало по времени?
У нас стандартно месяц. А если что-то там непонятно и требовались дополнительные документы, то возможно продление до трех месяцев. Сейчас это все моментально делается: звонки, проверка, документы довозятся - мы проверяем. Eсли какие-то риски для конкуренции выявляются, выдаем предписания. Например, по ЛУКОЙЛу в рамках покупки бизнеса Shell - у ЛУКОЙЛа уже достаточно большая рыночная доля по заправкам, поэтому мы выдали предписание обеспечить приоритет для потребителей, на бирже продавать объемы, чтобы не было никаких перекосов на розничном рынке. Все, получайте согласование ФАС и работайте.
Были какие-то отказы по сделкам с иностранными активами уже?
Нет, именно сейчас не было. Eдинственное, что выдается, - предписания.
Eсть общий тренд на закрытие информации в различных секторах-это была общая разнарядка или это просто все почувствовали, что надо?
Наверное, в каких-то сферах это имеет значение. Возможно, когда информация может использоваться в каких-то целях нанесения ущерба нам, как стране, как экономике, если она планируется использоваться недружественными странами - для очередного пакета санкций, например.
"Ситуация отодвинула принятие пятого антимонопольного пакета"
ФАС разработала законопроект о запрете валютных оговорок в российских контрактах, но он не был внесен в Госдуму. Какова сейчас судьба этой идеи? Дорабатываете ли законопроект?
Мы считаем, что привязка цены контракта к внешним ценовым индикаторам или курсам иностранных валют - это одна из причин роста цен на отдельных товарных рынках из-за колебания валютного курса. ФАС не поддерживает такую практику, если это не имеет под собой экономических или технологических обоснований и когда речь идет о товарах, производимых внутри страны для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Этот вопрос все еще обсуждается в правительстве, но сейчас не в первоочередном режиме.
Нескольких последних лет ФАС разрабатывала Пятый антимонопольный пакет - регулирование для цифровых монополий. Эта работа по-прежнему актуальна? В какой стадии находится принятие этого пакета?
Сейчас работа не приостановилась. Но так как там много воздействий идет со стороны компаний, которые обладают сетевым эффектом и которым они дорожат, немножко есть, наверное, какое-то противодействие по продвижению этого пакета. Мы были уже на высоком уровне готовности, но ситуация, которая развивается в этом году, отодвинула принятие Пятого антимонопольного пакета. Тем не менее сейчас он находится на рассмотрении в правительстве, и мы ожидаем его внесения в Госдуму. Это очень важный законопроект. Например, сделка "Яндекс.Такси/Везёт" в 2021 году в целях защиты конкуренции и интересов граждан могла быть заблокирована по причине превышения порога согласования с ФАС в 7 млрд руб., если бы этот законопроект был принят.
В феврале сообщалось, что ФАС оштрафует Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), "Северсталь" и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК)за злоупотребление доминирующим положением на рынке плоского проката. На каком этапе сейчас находятся дела металлургов - выданы и выполняются ли предписания, назначены ли штрафы?
Процедура такова: сначала возбуждается дело, потом появляется предписание, потом рассчитывается административный штраф. Штраф еще не рассчитан. У нас по Кодексу об административных правонарушениях есть год на это с момента вынесения решения. Мы примем взвешенное решение исходя из совокупности факторов: прекращения нарушения и исполнения металлургическими компаниями предписаний ФАС, с учетом ситуации в отрасли.
То есть будете его снижать?
Будет учтена совокупность обстоятельств. Дополнительно еще один гвоздь вколотить в виде штрафов - это не по-государственному, наверное, в нынешних условиях. Мы бы хотели увидеть результаты исполнения нашего предписания, потому что для нас приоритет - внутренний рынок, потребности бизнеса и граждан. Раньше металлурги использовали экспортную альтернативу для продажи на внутреннем рынке, то есть внутренний рынок был премиальный - здесь продавали дороже, чем за границу. При этом эти три компании занимают доминирующее положение, то есть злоупотребляли своей рыночной властью: продавали дороже, у них была высокая рентабельность. Из-за этого было возбуждено дело. Сейчас они попали в непростую ситуацию с экспортом, инвестициями и т.д.
Но совсем отказываться от штрафа вы не будете?
По закону, если дело о монопольно высоких ценах было возбуждено, должен выноситься штраф. В дальнейшем мы бы хотели видеть со стороны металлургов действия по недопущению нарушений закона о защите конкуренции.
Закончилась ли проверка цен на гостиницы на майские праздники в Москве, Петербурге, Татарстане и Подмосковье? Подтвердились ли подозрения в завышении цен?
По этому вопросу было поручение правительства провести проверку. Мы проверили. По результатам анализа цены растут из-за роста нагрузки, стоимости определенных услуг, товаров для самих гостиниц, из-за того, что они нанимали дополнительный персонал. Были рыночные причины, в том числе сезонный фактор. Нарушений мы не нашли. Гостиниц много, они не занимают доминирующее положение, сговора между ними нет. Будем дальше контролировать. Eсли будут какие-то жалобы, нарушения - будем принимать меры.
Тариф на обращение с коммунальными отходами может быть поднят не более чем на 5% в год. Однако расходы региональных операторов на запчасти с начала года выросли на 30%, цены на спецтехнику - на 10-50%. Рассматривает ли ФАС возможность увеличения предельного темпа роста тарифа для населения? Каким он может быть?
Тарифы, которые начнут действовать с 1 июля, были установлены еще в октябре прошлого года. Они соответствовали прогнозу социально-экономического развития на тот момент. Как было в среднем 4%, так и будет. Сейчас совершенно неподходящее время для дополнительного повышения тарифов, они стали демпфером инфляции. У нас часто ругали тарифы, говорили, что они высокие. Но сейчас в Eвропе, как я читал, электроэнергия подорожала в три раза, что имело очень тяжелые последствия для потребителей, экономики, предприятий. У нас из-за регулирования тарифов возникли сложности у компаний, потому что подорожало сырье, материалы. Но это нужно решать другими, не тарифными способами: субсидии из бюджета, корректировка инвестпрограмм, оптимизация затрат. Мы не поддерживаем изменение тарифов, хотя были споры, совещания. Компании нам пока не представили фактические затраты, которые у них есть сейчас, только за прошлые годы. Мы не отказываемся изучать вопрос, понимаем, что есть рост по некоторым направлениям, но нужно изучать ситуацию.
Механизм параллельного импорта, который реализуется в рамках международного принципа исчерпания прав, - это возврат к нормальной экономической действительности, которая действовала в России до 2002 года и сегодня действует во многих странах мира.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь