ФАС в СМИ: Инвестирование в стратегические хозяйственные общества: мифы и реалии

27 октября 2014, 13:10
Источник: Ассоциация европейского бизнеса. Как инвестировать в Россию 2014

И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС России

А.Э. Ханян, начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России

Одной из наиболее характерных черт современной международной экономики, оказывающей все большее влияние на положение в каждой отдельной стране, является повсеместный рост иностранных инвестиций. И этот процесс во многом связан с деятельностью транснациональных корпораций и интернационализацией общественного производства.
При этом, процесс формирования глобальной системы международного производства путем инвестирования капиталов за границей диктует необходимость вовлечения в него более широкого круга участников.
И в этом ключе, государства в соответствии с потребностями и поставленными перед ними целями, используя свои конкурентные преимущества, разнообразными способами стремятся обеспечить себя, с одной стороны, необходимыми финансовыми вливаниями, направляя их в сферы экономической деятельности, развитие которых представляется наиболее востребованными, а с другой – поддерживать отечественные компании в процессе инвестирования за границей в пределах, обеспеченных платежным балансом, не наносящим ущерба потребностям внутреннего финансирования.
В целом, роль иностранных инвестиций, как фактора развития, в экономике любой страны не вызывает сомнения. Прямое участие иностранных инвесторов в деятельности национальных компаний способствует передаче технологий, новейшего оборудования, управленческого опыта, введению новых стандартов качества продукции, эффективности производства, созданию новых рабочих мест и многому другому.
Вместе с тем, политика привлечения иностранных инвестиций должна основываться на ряде комплексных мер. Таковыми можно назвать создание необходимой законодательной базы, гарантирующей стабильность и заинтересованность инвесторов, применение необходимых налоговых льгот и гарантии соответствующей безопасности иностранных инвестиций, создающих условия прихода технологий, стимулирование их внедрения и создание благоприятной налоговой среды для хозяйственных обществ. Во многих развитых и развивающихся странах в отношении притока иностранных инвестиций, в зависимости от их направленности, существуют определенные требования, и даже ограничения. Такого рода требования, ограничения либо запреты, прежде всего, устанавливаются для отраслей, непосредственно связанных с эксплуатацией национальных природных ресурсов, при участии инвестиционного капитала в некоторых сферах производственной инфраструктуры, телекоммуникационной и спутниковой связи и других, так или иначе связанных с возможностью обеспечения безопасности и целостности государства.
В Российской Федерации, как и в любой другой стране мира, обладающей богатыми природными ресурсами, достаточно развитой экономической системой, также имеется национальный правовой режим осуществления иностранных инвестиций в организации, осуществляющие особо значимые для обеспечения обороны страны и безопасности государства виды деятельности.
Такие виды деятельности определены специальным законодательством, а их осуществление хозяйственными обществами относит последних к обществам, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение). К стратегическим видам деятельности относятся, в частности, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, разработка вооружения и военной техники, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, добыча (вылов) водных биологических ресурсов и др.
Речь, как вы поняли, идет о Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ).
Закон № 57-ФЗ установил изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами, а также порядок и механизм предварительного согласования сделок, связанным с таким участием.
Забегая вперед, отметим, что предусмотренные Законом № 57-ФЗ порядок и механизм предварительного согласования сделок иностранных инвесторов, влекущих установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, показали свою эффективность и востребованность.
Законодательное регулирование осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, было введено, с одной стороны, в целях формирования предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов, с другой стороны систематизации имеющихся механизмов контроля за осуществлением иностранных инвестиций в определенных сферах деятельности, неразрывно связанных с обороной и безопасностью государства, требующих крупных вложений и введения, четко прописанного и понятного механизма получения одобрения, на самом высоком уровне, осуществления тех или иных инвестиционных вливаний.
Существующий режим осуществления контроля за совершением сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, достаточно либерален. Процедура получения предварительного согласования предсказуемая, понятная и прозрачная.
Сказанное подтверждается статистикой согласованных сделок и незначительным количеством принятых решений об отказе в предварительном согласовании сделок в рамках реализации Закона № 57-ФЗ.
Так, за практически 6-летний период действия Закона № 57-ФЗ, в ФАС России поступило 328 ходатайств, из которых:
170 - рассмотрено Правкомиссией1, из них:
        - 161 - предварительно согласованы (43 - с возложением обязательств);
        - по 9-ти - отказано в предварительном согласовании.
116 - возвращено, как не требующие предварительного согласования;
37 - отозвано заявителями (отказ от совершения планируемой сделки);
5 ходатайств находятся в процессе рассмотрения.
Федеральная антимонопольная служба, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, по сути, является тем единственным окном, обращаясь в который иностранному инвестору нет необходимости предпринимать иные шаги на пути к получению решения об одобрении сделки.
ФАС России регулярно освещает на своем официальном сайте информацию об итогах очередных заседаний Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, о принятых нормативных правовых актах, размещает разъяснения о порядке применения законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях, с учетом часто задаваемых вопросов, содержащихся в обращениях заявителей, а также актуальные аналитические материалы по практике применения Закона № 57-ФЗ.
Особо следует отметить проводимую на постоянной основе работу по совершенствованию правового регулирования осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, направленную как на снижение административных барьеров, упрощение процедур контроля, так и уточнение некоторых положений Закона № 57-ФЗ в целях их единообразного и недвусмысленного толкования.
В прошлом году мы уже говорили о принятых 14 мая 2013 года Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении поправках, в этом году хотим проинформировать о новых, подготовленных ФАС России во исполнение решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. В частности, к ним относятся предложения по:
распространению действия Закона № 57-ФЗ на сделки с имуществом стратегического общества (основные производственные средства), стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов такого хозяйственного общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
введению обязательного требования по представлению в составе ходатайства сведений о конечных выгодоприобретателях;
дополнению перечня обязательств, предусмотренных статьей 12 Закона № 57-ФЗ, обязательством по переработке на территории РФ водных биологических ресурсов;
внесению сопутствующих изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части введения запрета на предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов российским лицам, находящимся под контролем иностранного инвестора, за исключением случаев, когда контроль установлен в соответствии с Законом № 57-ФЗ;
по внесению изменений в статью 6 Закона № 57-ФЗ, продиктованных предстоящим прекращением госрегулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по погрузке, выгрузке и хранению грузов в портах РФ, направленных на снижение количества хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, и некоторые другие.
В целом, актуальность принятия Закона № 57-ФЗ и соответствующей подзаконной нормативной базы, была продиктована самим временем и не вызывала сомнений, поскольку основными направлениями результативной политики привлечения инвестиций являются именно формирование стабильной и «прозрачной» нормативной правовой базы, расширение форм привлечения инвестиций в экономику.
Резюмируя, можно с уверенностью констатировать, что существующий процесс предварительного согласования сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, не подразумевает под собой сложнейший и непроходимый механизм, а, напротив, является достаточно раскрытым, с четко прописанным алгоритмом действий.

1. Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.  
 

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь