ФАС в СМИ: Минюст не нашел коммерческую тайну в данных РЖД, подлежащих раскрытию - ФАС

11 сентября 2014, 12:48
Источник: Интерфакс

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ считает несостоятельными аргументы ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) о том, что информация, подлежащая обязательному раскрытию монополией, является коммерческой тайной.

"Приказ ФАС принят как документ, то есть его исследовало министерство юстиции РФ. Если бы в данном случае была бы коммерческая тайна, Минюст указал бы на это. Но документ вступил в законную силу, было дано положительное заключение. В противном случае Минюст дал бы свои рекомендации об исправлении", - заявил "Интерфаксу" заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта ФАС Евгений Реутов.

Документ "однозначно" обязателен к исполнению, отметил в этой связи чиновник. "И другого пути нет. Если РЖД не будут раскрывать информацию, мы их будем штрафовать", - подчеркнул он. Сумма взысканий "небольшая, но прогрессивная". "Условно говоря, если там форм (раскрытия, по которым не предоставляется информация - ИФ) будет много, возможно, будет принято решение о наложении нескольких штрафных санкций. А если РЖД не будут исполнять законодательство в дальнейшем, штрафы будут увеличиваться до максимального", - отметил Е.Реутов, добавив, что в качестве "одного из вариантов" будет рассматриваться и отстранение должностного лица.

Как сообщалось ранее, в июне ФАС утвердила приказ, расширяющий объем официальной отчетности РЖД по ситуации с перевозками грузов в РФ. В документе ведомство установило для монополии несколько новых форм отчетности. В частности, компания должна отчитываться о среднесуточной скорости маршрутных грузовых поездов (как контейнерных, так и обычных) с разбивкой по регионам назначения и отправки, а также по видам перевозок. Кроме того, установлена подекадная отчетность о числе "брошенных" составов и вагонов ("без локомотива, задержанных по коммерческим, техническим или технологическим причинам"). Монополия при этом должна указывать направления транспортировки таких грузов, регион и детализованные причины остановки подвижного состава, а также средний простой одного "брошенного" состава.

Также РЖД обязаны публиковать информацию о состоянии локомотивного парка, задействованного в грузовых перевозках, в каждом из регионов РФ. В этом случае, в частности, компания должна предоставлять данные о том, какая доля имеющихся магистральных электровозов и тепловозов, а также маневровых локомотивов (как собственных, так и арендованных) привлечена к транспортировке (в том числе - в сравнении с планом) и какую работу они совершают. Одновременно "Российские железные дороги" должны раскрывать данные о передаче тягового подвижного состава с поездами из одного филиала в другой. Еще одна форма отчетности предполагает сравнение числа заявленных локомотивов и локомотивных бригад с количеством фактически осуществивших перевозки.

Кроме того, РЖД необходимо публиковать информацию и о доле задействованных в перевозках вагонов (с разбивкой по родам подвижного состава и его собственникам). Также ФАС обязала монополию отчитываться об обороте вагонов и его динамике с разложением по элементам - "в движении", "на промежуточных станциях", "под грузовыми операциями" и "на технических станциях". Одновременно компания должна сообщать коэффициент порожнего пробега по родам подвижного состава, его участковую и техническую скорости, среднюю скорость доставки грузов и объем маневровой работы.

Однако в начале августа замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что РЖД не обнародуют всю информацию, подлежащую раскрытию, пригрозив возбудить соответствующее дело. В монополии тогда "Интерфаксу" заявили, что компания не имеет возможности публиковать данные в рамках приказа ФАС, поскольку они составляют государственную и коммерческую тайну. В итоге ведомство сдержало обещание, открыв более полутора десятка дел. На сайте РЖД антимонопольная служба не нашла большого массива данных по итогам II квартала и июня-июля 2014 г. (опубликовать их монополия должна была в период с 10 июня по 10 августа).

Каждое дело идет по части 1 статьи 19.8.1. Кодекса об административных нарушениях РФ. Она предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических - от 100 тыс. до 500 тыс. руб. При повторном нарушении должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет. "В настоящее время ФАС исследует ситуацию. По результатам его рассмотрения будет принято решение", - заявил Е.Реутов, не назвав возможных сроков принятия решения.

"Вместе с тем, существует комитет по открытости РЖД (совета потребителей - ИФ) при правительственной комиссии РФ. Их работа заключается в том, чтобы следить, насколько "Российские железные дороги" открыты и прозрачны. Их деятельность непосредственно связана с приказом", - добавил Е.Реутов. По его словам комитет уже обратился в ФАС с просьбой провести совместное совещание на площадке антимонопольной службы. Оно состоится в ближайшее время.

Как сообщалось ранее, Совет потребителей услуг РЖД был сформирован при правительственной комиссии по транспорту, возглавляемой вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, в начале лета. Помимо прочего, участники рынка будут оценивать работу монополии, анализировать ее финансовое состояние и инвестиционные возможности для развития железнодорожной инфраструктуры в РФ, отслеживать качество услуг. Публичность работы РЖД и раскрытие информации будет курировать глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (объединяет небольших владельцев вагонов) Ольга Лукьянова.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь