ФАС в СМИ: Контрольная формальность

28 августа 2014, 15:56
Источник: Pharmvestnik.ru

Минздрав России займется выездными и документарными проверками в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд. Соответствующее положение и регламент контроля утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ, который вступил в силу 26 августа с.г. Фармпроизводители, а также производители медизделий и медтехники встретили документ без особого воодушевления: очевидно, что пока Минздрав формально выполняет процедуры, предусмотренные 44-ФЗ.
Специальная комиссия Департамента учетной политики и контроля Минздрава, как установлено приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 июня 2014 г. № 293н, проверит соблюдение законодательных ограничений и запретов, обоснованность закупок, правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также информацию об идентификационных кодах закупок. В зону повышенного внимания Минздрава должны попасть и вопросы соблюдения требований об участии в закупках субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также меры, которые приняты заказчиком в случае нарушения поставщиком условий контракта.
Контрольные мероприятия рассчитаны на срок не более 15 календарных дней и могут быть продлены только один раз не более чем на 15 дней.
Нельзя сказать, что новый приказ Минздрава вызвал активный отклик со стороны фармпроизводителей и компаний, выпускающих медицинскую технику. Для начала эксперты единодушно отметили, что документ не совсем понятен, вернее, не раскрыта формулировка «подведомственные министерству заказчики», которые и подлежат проверке. В Минздраве уточнили: объектами проверок станут федеральные государственные бюджетные учреждения науки (например, Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского), вузы, учреждения дополнительного и среднего профессионального образования, специализированные учреждения здравоохранения (например, Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова, Российская детская клиническая больница), санаторно-курортные учреждения, а также специализированные учреждения здравоохранения и ФГУП (список учреждений опубликован на сайте Минздрава в разделе «Информация о подведомственных организациях»). В таком случае, отмечают эксперты, подобные проверки необходимы — Минздрав обязан контролировать работу своих подведомственных учреждений и законность расходования бюджетных средств. Более того, документ Минздрава просто формализует возможность проведения внутренних проверок со стороны ведомства, пояснил директор по аналитике RNC Pharma Павел Расщупкин. «Фактически приказ — один из этапов приведения процедуры закупок в соответствие с требованиями ФЗ № 44. По большому счету он прописывает возможность проводить проверки соблюдения на торгах формальных требований закона», — заметил он.
«Такое решение позволяет унифицировать и гармонизировать подходы к размещению государственного заказа и распространить существующие добросовестные практики на всю подведомственную сеть — например, соблюдение всеми подведомственными государственными заказчиками предписаний и разъяснений ФАС по размещению заказа на отдельные категории товаров или услуги», — считает вице-президент по внешним коммуникациям Группы компаний «Р-Фарм» Алексей Орджоникидзе. По его словам, у Минздрава появится возможность контролировать соблюдение законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, предупреждая, выявляя и устраняя нарушения. Похожим прогнозом поделился и директор по вопросам правового регулирования Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA Михаил Потапов: «Такая мера дополнительного внутриведомственного контроля должна в определенной степени способствовать повышению ответственности государственных заказчиков и профилактике злоупотреблений при осуществлении госзакупок».
Никакого значимого действия на процедуру торгов приказ как таковой не окажет, уточняет г-н Расщупкин. Большая часть торгов, которые проводятся в настоящее время, и так проходят в соответствии с формальными требованиями. Другое дело, что возможны лазейки, которые позволяют заинтересованным лицам злоупотреблять своим положением. «В лучшем случае Минздрав сможет создать эффективную систему соблюдения норм ФЗ № 44, но здесь тоже все будет зависеть от количества и качества проверок», — пояснил эксперт.
В ФАС России уточнили, почему этот «самый лучший случай» в ближайшем будущем, по всей видимости, не представится. Постановлением от 10 февраля 2014 г. № 89 правительство определило правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд. Согласно этому документу каждое ведомство должно самостоятельно разработать регламент контроля закупок в своей отрасли. «Само понятие «регламент» предполагает четкое описание последовательности проводимых процедур, внутренних сроков каждого этапа проверки», — рассказала зам. начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская. Она пояснила, что в этом документе министерство должно было определить состав работников, уполномоченных проводить ведомственный контроль, требования к ним, количество членов комиссий, их права и полномочия, распределить функции по контролю между своими департаментами или назвать конкретный департамент. Кроме того, Минздраву следовало описать процедуры планирования контрольных мероприятий, принципы определения последовательности проверок, планируемое количество проверок на определенный период, т.е. установить объем ведомственного контроля, порядок его проведения, критерии оценки действий заказчиков, требования к оформлению результатов, отчетов и их содержанию, порядок контроля устранения выявленных нарушений и т.д. В регламенте также должна учитываться специфика закупок, осуществляемых подведомственными министерству организациями, подчеркнула Надежда Шаравская.
«Минздрав же просто взял текст постановления правительства и назвал его регламентом! Поручение кабинета министров по сути не выполнено!» — возмущается она.
Небольшая работа над регламентом все же проведена, отмечает представитель ФАС. В документе есть пункт, согласно которому в состав комиссии, проводящей проверку подведомственных министерству учреждений (заказчиков), должны входить представители этих учреждений. «Заказчики должны будут проверять сами себя, и Минздрав называет это ведомственным контролем, а не внутренним», — отмечает г-жа Шаравская. В целом в ФАС России регламент Минздрава назвали «профанацией работы».
Можно было предположить, что разрабатывая регламент внутриведомственных проверок, Минздрав стремился помимо формальной реализации положений правительственного постановления сократить число нарушений, которые предполагают разбирательство с участием сторонних ведомств. Однако судя по степени проработки документа, министерство такой задачи перед собой не ставило.
Кстати, на вопрос «ФВ», какие нарушения из самых распространенных в сегодняшней практике помогут предотвратить проверки госзакупок, в Минздраве пока не смогли ответить.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь