ФАС в СМИ: Нефтехимики просят ограничить экспорт сырья

28 марта 2014, 12:29
Источник: Известия

Предлагается ввести 90-процентную пошлину на вывоз изопентана
Нефтехимики просят Минпромторг ввести заградительную экспортную пошлину на сырье для производства присадок к высокооктановым бензинам - изопентан. Президент компании Самаранефтеоргсинтез (САНОРС) Игорь Соглаев направил письмо (есть в распоряжении Известий ) заместителю директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга Антону Алиханову с предложением ввести экспортную пошлину при вывозе изопентана из России за границу по примеру пошлины на вывоз бензина (90% от пошлины на сырую нефть). Он полагает, что рост экспорта изопентана приводит к повышению цены, а соответственно влияет и на рост цены на бензин.
Розничная цена на бензин Аи-95 только в Москве с начала года выросла на 1 рубль на заправках Лукойла, на 0,8 копейки - на заправках Газпром нефти, в среднем цены на бензин в регионах выросли на 0,5- 2 рубля с начала января по конец марта, по данным еженедельного мониторинга рынка нефтепродуктов ФАС. Виной тому - рост экспорта бензина. Производителям в условиях ослабления рубля более выгодны экспортные контракты. Экспорт бензина только в феврале этого года, по данным гендиректора независимого трейдера нефтепродуктов компании Ардос (Башкирия) Рината Фаттахова, вырос на 86% по отношению к февралю 2013-го. Это, по его мнению, главная причина роста цен на бензин внутри страны.
Изопентан относится к чистым фракциям сжиженных углеводородных газов (СУГ). Его получают в результате переработки широкой фракции легких углеводородов. Изопентан является основным сырьем для производства высокооктановых добавок к моторным топливам. По своим потребительским свойствам он не имеет заменителей и помимо присадок используется для производства каучука и самих бензинов.
По информации президента САНОРС Игоря Соглаева, в 2012 году годовой объем изопентана, вывезенного на экспортный рынок, составил 258 тыс. т - это 74% от общего объема рынка. При условии введения вывозной пошлины на этот вид фракций сжиженных углеводородных газов годовой бюджет России мог бы быть пополнен на $93,9 млн. Сейчас экспортная пошлина на изопентан нулевая, с 2015 года ситуация может поменяться, этот вопрос сейчас как раз прорабатывается в профильных ведомствах.
Сегодня на рынке изопентана наблюдается рост цен, обусловленный увеличением производителями объемов экспорта и уменьшением объемов предложения на внутреннем рынке. В отличие от экспорта моторного топлива экспорт изопентана не облагается заградительной вывозной таможенной пошлиной, что приводит к вывозу изопентана с внутреннего рынка для последующей переработки в моторное топливо за рубежом. При этом экспортная пошлина на бензины составляет 90% от ставки экспортной пошлины на нефть. В целях насыщения рынка России высококачественными бензинами в периоды их пикового потребления, а также для сдерживания цен внутреннего рынка на бензин целесообразно ввести экспортную пошлину при вывозе изопентана на уровне действующей экспортной пошлины, установленной для автомобильных бензинов (на сегодня - 90% от ставки экспортной пошлины на нефть) , - пишет Игорь Соглаев.
- Если говорить о процентном соотношении применения добавок в составе бензина, то в зависимости от его марки и производителя это соотношение может колебаться от 10 до 12%. В этой связи цена приобретения изопентана может рассматриваться как один из факторов, влияющих на себестоимость высокооктановых добавок к моторным топливам и товарных бензинов, - уточнили в компании САНОРС.
Один из участников рынка нефтедобычи замечает, что доля стоимости присадок в цене бензина составляет 4%. По егоданным, товарное производство чистого изопентана в России в 2013 году составило 350 тыс. т, из них потреблялось внутренним рынком 120 тыс. т сырья, а все остальное ушло на экспорт.
- Введение заградительных пошлин на изопентаны в составе с другими чистыми фракциями СУГ может негативно отразиться на производстве газопереработчиков, в том числе осуществляющих переработку попутного нефтяного газа (ПНГ), и сказаться на результате утилизации ПНГ, - полагает представитель нефтяной отрасли.
Как сообщили Известиям в департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга, письмо от САНОРС они получили в числе других предложений участников рынка по размерам пошлин на фракции СУГ. Эти предложения комплексно перенаправлены в Минэкономразвития для дальнейшей проработки.
- В целом введение заградительных пошлин необходимо рассматривать в рамках действующих тарифных обязательств ВТО. Если предложение по повышению экспортной пошлины выше установленного уровня обязательств, то оно будет им противоречить и соответственно принято быть не может. Существует установленная процедура работы подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правкомиссии по экономическому развитию и интеграции, в соответствии с которой обращающаяся сторона должна представить предложение по корректировке ставок ввозных либо вывозных таможенных пошлин по установленной форме. В том числе с обязательным предоставлением финансово-экономического обоснования такого предложения, - сообщила пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина.
Руководитель информационно-аналитического центра RUPEC Андрей Костин полагает, что экспорт изопентана не влияет на ситуацию с ценами на российском топливном рынке: - Единственная компания, производящая доступную на рынке присадку из изопентана (ТАМЭ), - как раз САНОРС. Своего изопентана им не хватает, и компания докупает его на рынке. Цена складывается по принципу экспортного паритета, и чем выше цена на изопен-тан на внешних рынках, тем менее привлекательно производство ТАМЭ дляСАНОРС. Однако роль этой присадки на рынках автобензинов незначительна, поэтому никакой угрозы ценам на топливо в связи с изопентаном нет.  

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь