ФАС в СМИ: Замглавы УФАС Приморья об смс-спаме, "взрослой" рекламе и граффити

21 ноября 2013, 13:31
Источник: РИА Новости

В интервью РИА Новости Дмитрий Абросимов рассказал о проблеме смс-спама в Приморье, сложностях при попытке запретить объявления об интим-услугах, а также о том, что делать с граффити на асфальте.

С 15 ноября в России запрещена любая реклама табака. Заместитель руководителя УФАС по Приморью Дмитрий Абросимов рассказал РИА Новости, как антимонопольщики региона выявляют нарушения антитабачного закона в свободное от работы время, кто оценивает пристойность рекламы в крае, и почему следует жестче бороться с граффити на асфальте.

- Дмитрий Евгеньевич, приморский УФАС уже начал выявлять нарушителей нового "антитабачного" закона?

За исполнением этого закона мы следим также, как ранее контролировали ограничение рекламы сигарет. Сотрудники УФАС периодически осматривают наружную рекламу в городе и крае, витрины магазинов, общественный транспорт, проводят проверки по обращениям граждан. С вступлением в силу закона наша работа мало изменилась: как мы мониторили рекламу, так и продолжим это делать.

То же касается рекламы сигарет и табака в ресторанах, барах и кафе. Нужно понимать, что мы и в нерабочее время остаемся госслужащими и, увидев незаконную рекламу табака, зафиксируем ее. И уже в рабочий день придем в такое кафе с официальной проверкой.

- Недавно приморский УФАС разбирал дело о соответствии закону смс-рекламы, широко распространенной в последнее время. Рассматриваются ли новые дела по такой рекламе?

— У нас на рассмотрении десятки жалоб граждан на смс-рекламу и, вероятно, таких дел будет еще больше. Это довольно распространенное нарушение. Статья 18 федерального закона "О рекламе" допускает распространение рекламы по мобильному телефону только с согласия абонента. Если владелец сотового номера такого согласия не давал, но смс c рекламой получает, он вправе обратиться с жалобой в УФАС.
К заявлению необходимо приложить скриншот смс-сообщения или его фотографию на телефоне, детализацию телефонных разговоров и смс-сообщений, а также, желательно, договор с сотовой компанией. После этого мы возбуждаем дело, делаем запрос оператору связи о том лице, от имени кого сделана рассылка.

Сложность заключается в том, что рассылку коротких сообщений делает, как правило, не рекламодатель – ломбард, например, или салон цветов, а некое третье лицо. Порой мы выявляем целую цепочку соисполнителей, на конце которой некий гражданин, чья ответственность за нарушение закона оценивается штрафом от 2 до 2,5 тысяч рублей.

- Получается ли наказать самих заказчиков рекламных смс-рассылок лиц?

— Да, однако чаще всего это индивидуальные предприниматели. Например, недавно ИП из Владивостока наказали за смс-рассылку рекламы услуг такси. Среди крупных юрлиц отмечу ОАО "Эльдорадо" и ОАО КБ "Восточный", причём последнее за смс-спам неоднократно наказывали и другие территориальные органы ФАС России.

Но мы считаем, эффективней было бы сделать так, чтобы у самих операторов связи не было заинтересованности в такой веерной рекламе, чтобы они были обязаны прекращать такую рассылку по требованию граждан и несли ответственность за неисполнение.

В Госдуме сейчас находятся поправки в федеральный закон, и мы готовим свои предложения в ФАС России, чтобы служба, в свою очередь, вышла с инициативой об изменениях, касающихся рекламы на мобильные телефоны. Мы предлагаем достаточно жестко ограничить массовую рассылку смс, когда с одного номера сообщение рассылается миллионными тиражами.

- Часто в УФАС Приморья приходят жалобы на рекламу? Какого рода нарушения выявляются чаще всего?

— Обращений по поводу содержания рекламы от жителей края у нас достаточно много, чтобы мы не переживали по этому поводу. Однако немалая часть нарушений законодательства, примерно половина, выявляется по результатам нашего собственного мониторинга.

Нарушители требований к рекламе БАД будут платить штраф до 500 тыс руб
Часто встречаются нарушения формального характера. Например, реклама медуслуг и лекарств должна сопровождаться надписью о наличии противопоказаний или о необходимости получить консультацию специалистов, но рекламодатель этого не делает. Такие нарушения просты для рассмотрения. Другая часть дел касается неэтичной рекламы с использованием непристойных образов и выражений.

- И кто в Приморье дает оценку пристойности рекламы?

— Для этого можно провести опрос потребителей или заказать заключение эксперта. Но это затратно по времени и средствам, поэтому мы чаще всего прибегаем к другому варианту. При УФАС по Приморскому краю уже достаточно давно работает общественный экспертный совет по рекламе, в состав которого входят представители не только сферы рекламы, но и общественных, религиозных организаций, психологи. Этот коллегиальный орган по нашей просьбе рассматривает спорную рекламу и дает оценку: пристойна ли она, содержит ли нарушения закона.

На одном из заседаний рассматривалась реклама медицинских услуг, где использовалось изображение девушки с очень открытым декольте. Мы попросили мнение совета, и большинство его членов признали, что нарушений нет, хотя мнения у них разделились. Другой пример – реклама торговой организации, где использовался образ обнаженной женщины, прикрывшейся указателем к этому самому магазину. Совет признал рекламу неэтичной, рекламодатель нарушение быстро устранил, поэтому штраф был небольшой.

- Сегодня много говорят о защите детей от "взрослой" информации. Но в некоторых приморских СМИ по-прежнему есть реклама секс-услуг. С этим бесполезно бороться?

— Формально сейчас это реклама не секс-услуг, а услуг горничных или массажа. С точки зрения содержания рекламы ничего непристойного в ней нет. Доказывать, что объявление не соответствует оказываемым услугам, скорее относится к компетенции правоохранительных органов.

Материалы по одному такому объявлению, выявленному в Находке, мы направляли в правоохранительные органы, они провели определенную работу, но к результату это, к сожалению, не привело. Я думаю, что решать эту проблему необходимо на уровне законодательства, внося изменения в закон.

- Одно из новшеств Владивостока — реклама на тротуарах, на облицовочных плитках и асфальте. Позиция мэрии — такие изображения незаконны. Какова точка зрения УФАС?

— Мы тоже думаем, что объявления на асфальте незаконны, хотя это и не считается нарушением закона о рекламе. Полагаю, что речь идет скорее о порче городского имущества, о вандализме, о хулиганстве и нанесение рекламы на тротуар должно преследоваться в рамках соответствующих статей закона об административных нарушениях Приморского края.

В Москве такой вид рекламы распространен уже настолько массово, что асфальта кое-где из-за нее не видно. Считаю, что администрация Владивостока должна такую практику пресекать жестко, именно сейчас, пока она еще на начальном уровне.

Есть такая теория – "разбитых окон", утверждающая, что вовремя не ликвидированный беспорядок вызывает цепную реакцию других нарушений. Если местные власти не отреагируют на это небольшое пока количество незаконной тротуарной рекламы, ее станет только больше.

- УФАС Приморья с администрацией Владивостока взаимодействует по вопросам рекламы?

— Конечно. От них поступает информация по вопросам нашей компетенции, мы с ними часто делимся служебными материалами, с УМВД… У нас со всеми отношения достаточно хорошие. Но работа всех, кто контролирует рекламы, станет эффективнее, если доработать законы. Также необходимо работать с теми, кто рекламу распространяет, чтобы они продвигали свои услуги цивилизованными методами.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь