ФАС в СМИ: Регуляторы: Поправки во имя конкуренции

26 июня 2013, 11:50
Источник: Ведомости

Игорь Золотарев, заместитель начальника правового управления ФАС РФ:

 В настоящее время в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции прорабатываются поправки к проекту федерального закона № 19585-6 «О внесении изменений в закон «О защите конкуренции».

Статью 3 закона «О защите конкуренции» предлагается дополнить ч. 3, тем самым расширяя действие положений указанного закона на отношения, связанные с обращением товаров с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если соглашения (действия), связанные с использованием исключительных прав, направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении соответствующих товаров.

В связи с этим предлагается исключить ч. 4 ст. 10 и ч. 9 ст. 11 закона о защите конкуренции.

Предлагается исключить из понятия «вертикальное» соглашение положения о том, что не является «вертикальным» соглашением агентский договор (п. 19 ст. 4). Для целей применения закона о защите конкуренции агентский договор должен оцениваться исходя из фактических прав и обязанностей сторон, установленных таким договором, которые позволяют считать его агентским.

В связи с тем, что негосударственные фонды не являются в соответствии с закон о защите конкуренции РФ хозяйственными обществами, товариществами, партнерствами, уточняются признаки, при наличии которых лица образуют группу лиц (п. 2 и 4 ст. 9).

С целью недопущения создания хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, дискриминационных условий и повышения прозрачности деятельности предлагается внести изменения в ст. 10 закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми правительство РФ по представлению федерального антимонопольного органа вправе установить правила недискриминационного доступа, содержащие положения, предусмотренные ч. 3 настоящей статьи, к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии (ч. 31 ст. 10).

Также ФАС России наделяется полномочиями по выдаче указанным субъектам предписания об утверждении и опубликовании правил торговой практики (ч. 4 ст. 10).

Дополняется перечень признаков картелей, которые запрещаются антимонопольным законодательством, а также распространяется запрет на соглашения по повышению, снижению или поддержанию цен на торгах между хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц (ст. 11).

Предлагается установить запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие) и соглашения органов государственной власти и местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, формирования тарифов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о государственном оборонном заказе (ст. 15 и 16).

Перечень запрещенных действий при проведении торгов дополняется запретом на соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 17).

Статью 18 закона о защите конкуренции предлагается дополнить ч. 21, устанавливающей, что при проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи орган исполнительной власти РФ, субъекта Федерации, местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требование о наличии определенного рейтинга российских или международных рейтинговых агентств только в случае несоответствия финансовой организации требуемому уровню финансовой устойчивости и платежеспособности.

Предлагается новая редакция гл. 5 закона о защите конкуренции, исключающая разрешительный порядок осуществления антимонопольного контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций, уточняющая порядок их предоставления. Также предлагается установить административную ответственность за непредставление в антимонопольный орган уведомлений о предоставлении преференций.

Предлагается дополнить закон о защите конкуренции новой главой 51, предусматривающей антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий и участию государства в уставном капитале хозяйственных обществ.

Главой 51 предлагается установить запрет на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, без предварительного согласования с антимонопольным органом, определить порядок получения такого предварительного согласия, процедуру принятия решения по указанным ходатайствам, а также возможность выдачи антимонопольным органом предписания при осуществлении контроля за такими предприятиями и хозяйственными обществами. Частью 1 ст. 214 предлагаемой главы предусмотрено, что создание таких предприятий в нарушение установленного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. За неисполнение предписания антимонопольного органа ч. 2 ст. 214 будет наступать административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (закон о защите конкуренции РФ).

В целях оптимизации деятельности антимонопольной службы предлагается образовать в федеральном антимонопольном органе президиум (ст. 23), закрепив за ним полномочия по даче разъяснений по вопросам практики применения профильного законодательства и пересмотру решений территориальных антимонопольных органов, если они нарушают единообразие в толковании и применении норм антимонопольного законодательства либо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

В целях уменьшения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты предлагается дополнить закон о защите конкуренции новой статьей 231, устанавливающей ограниченный период нахождения хозяйствующих субъектов в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (5 лет), а также обязанность хозяйствующих субъектов за 6 месяцев до окончания срока нахождения в реестре представлять в антимонопольный орган сведения об основных показателях хозяйственной деятельности.

Предлагается расширить круг лиц, которым могут быть направлены предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства (ст. 257), включив в него должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов и ЦБ РФ.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь