ФАС в СМИ: Пахнет керосином – Топливо

09 апреля 2013, 13:03
Источник: Российская газета - Московский выпуск

ФАС настаивает, чтобы в больших авиаузлах было как минимум три топливозаправочных комплекса В аэропортах с пропускной способностью более миллиона человек в год должно быть не менее двух топливозаправочных комплексов. А там, где в год проходит более 5 миллионов пассажиров, будут работать не менее трех конкурирующих топливозаправочных комплексов. Федеральная антимонопольная служба в ближайшее время внесет в правительство проект постановления, который обязывает аэропорты предоставлять своим клиентам-авиакомпаниям свободу выбора при заправке лайнеров. Об этом сообщил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин на пресс-конференции в "Российской газете". Наличие на аэродроме альтернативной "заправки для самолетов" снижает стоимость авиакеросина на 5 процентов, подсчитали в ФАС. Проект, разработанный ФАС, вносит изменения и дополнения в правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, сообщил Голомолзин. Он подготовлен в соответствии с "дорожной картой" по развитию конкуренции. Борьба с монополистами-авиазаправщиками - давний фронт работ ФАС. Сейчас альтернативные заправочные комплексы есть в 70-80 процентах крупных российских аэропортов. Но примерно в половине случаев у авиакомпаний появился выбор после активных мер ФАС - как в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, так и в результате предписаний, выданных ведомством по крупным сделкам слияний и приобретений. В целом конкуренция в топливозаправочном бизнесе позволяет приводить к снижению цены обслуживания, считает Голомолзин. "Мы провели сплошной анализ всех крупнейших аэропортов федерального значения. И он показывает, что там, где существует альтернативный заправочный комплекс, там цены за последний год-два менялись несущественно. Там, где монопольно представлен один комплекс, цены росли большими темпами. При этом там, где есть альтернативный ТЗК, цены, как правило, чуть ниже, чем в аэропортах с единственным топливозаправочным комплексом", - подчеркивает Голомолзин. Раньше в аэропортах существовали отдельные перепродавцы, которые могли накручивать цену, замыкало эту цепочку монопольное ТЗК, в результате авиакомпании могли получать топливо до 30 процентов дороже, чем его можно было бы купить в условиях рынка, вспоминает он. Сейчас примерно 17 процентов авиатоплива реализуется в режиме биржевых продаж. А цены на хранение топлива уже не включают те накрутки, которые ранее существовали на монопольном рынке. "Это кардинально изменило динамику роста объема перевозок пассажиров", - говорит он. Проект постановления правительства в понедельник выставлен для обсуждения на сайте минэкономразвития. Напомним, правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах действуют в России с 2009 года. Они уже помогли сформировать конкурентную среду по наземному обслуживанию (питание, техобслуживание, уборка, обработка багажа, услуги для деловой авиации), утверждает ФАС в пояснительной записке к проекту. Авиационное топливо является одной из самых крупных статей расходов для авиакомпаний. "Благодаря именно стабилизации ситуации на рынке авиатоплива, а также дополнительным мерам, связанным с развитием конкуренции на рынке авиаперевозок, последние несколько лет объемы перевозок ежегодно прирастали более чем на 20 процентов", - отметил Голомолзин. Кстати Цены на бензин в этом году вырастут в пределах инфляции. ФАС не ожидает экстраординарных событий в сфере цен на бензин, успокоил Голомолзин: "Если судить по предыдущим годам, то в целом эти изменения могут быть близки к темпам инфляции". Дефицита на российских АЗС, связанного с началом повышенного летнего спроса и перехода на бензин стандарта Евро-3 и выше, он тоже не ожидает. "Топлива достаточно", - поделился он результатами постоянного мониторинга уровня цен в регионах и на оптовом рынке, запасов нефтепродуктов на нефтебазах в регионах и на нефтеперерабатывающих заводах. 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь