ФАС в СМИ: Предельное значение

12 февраля 2013, 19:06
Источник: Фармацевтический Вестник

Согласно норме ч. 2.2 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005, вступившей в силу в июле 2012 г., правительство устанавливает предельное значение начальной (максимальной) цены контракта на поставку лекарств. Данная мера, по замыслу законодателей, поможет пресечь практику недобросовестной конкуренции фармпроизводителей на госторгах. Фармбизнес активно включился в работу над проектом правительственного постановления и считает, что в общем законодатели услышали его пожелания.
В октябре прошлого года ФАС России подготовила проект постановления правительства «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями». В начале ноября он был представлен на заседании экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении. По итогам обсуждения в адрес антимонопольной службы поступил ряд предложений от экспертов отрасли. Было обещано, что мнение бизнеса учтут при подготовке окончательной версии документа.
На сайте Минздрава опубликована новая редакция проекта постановления, датированная 23 января 2013 г.
Согласно последней редакции проекта, различные лекарственные средства с МНН или при отсутствии таких наименований — с химическими, группировочными наименованиями не могут быть предметом одного контракта (одного лота), предельное значение начальной (максимальной) цены которого превышает 1 млн руб. В редакции текста проекта, представленной в октябре 2012 г., планка составляла 3 млн руб. Представители фармсообщества предложили уменьшить сумму в 2—3 раза, до 1—1,5 млн руб., поскольку «объем таких лотов составляет 3—9% от общего числа аукционов». Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев пообещал, что этот комментарий будет учтен. Антимонопольная служба свое обещание выполнила.
В прежней версии документа отдельно оговаривалось, что лекарственные средства с одним МНН, чья общая стоимость, включенная в начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), в течение квартала превышает 3 млн руб., также не могут быть предметом одного контракта. В редакции проекта от 23 января, размещенного на сайте Минздрава, данного пункта вообще нет. «Мы предлагали оставить данную формулировку, но с суммой в 1 млн руб. К сожалению, Минздрав этот пункт убрал, тем самым нивелируя значение данного постановления в целом (заказчики могут формировать неограниченно во времени смешанные лоты до 1 млн руб., исключив участие в торгах многих производителей лекарственных препаратов)», — считает руководитель рабочей группы АРФП по совершенствованию законодательства о государственном заказе, директор по экономической безопасности ООО «Герофарм» Андрей Ахантьев.
В новой версии документа особое внимание уделено заказам на поставки лекарств для государственных и муниципальных заказчиков Москвы и Санкт-Петербурга. В их случае предельное значение начальной (максимальной) цены составит 5 млн руб. Председатель Совета директоров «Биокада» Дмитрий Морозов считает, что этого не следовало делать: для обеих столиц, где самые большие рынки, достаточно было бы предельной суммы в 1 млн руб. — так же, как и для остальных городов. «5 млн — это много, опять будут махинации. Можно установить порог в 1 млн, один раз отработать процедуру — и все будет легко разыгрываться», — поясняет Дмитрий Морозов. Не видит необходимости выделять Москву и Санкт-Петербург в особом пункте проекта постановления и Андрей Ахантьев: «Предлагаемая сумма в 1 млн рублей должна относиться ко всем без исключения регионам (включая Санкт-Петербург и Москву)». В качества аргументов Андрей Ахантьев приводит детальный анализ госзакупок лекарственных средств в 2012 г. в Санкт-Петербурге, согласно которому для обеспечения льготных категорий жителей Северной столицы в прошлом году было закуплено 493 МНН лекарственных препаратов. Из них только 25% МНН — на сумму более 4 млн руб. в год (т.е. более 1 млн руб. в квартал). Закупки госпитального сектора Санкт-Петербурга в 2012 г. содержали порядка 1 тыс. МНН, из которых лишь 12% МНН закупалось на сумму более 4 млн руб. в год, сказал Андрей Ахантьев.
Предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (лота), в который включено лекарственное средство, в рамках МНН или химического, группировочного наименования которого отсутствуют зарегистрированные аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, согласно проекту постановления составит 1 тыс. руб. Следует заметить, что AIPM выражала озабоченность по этому поводу, объясняя свою позицию тем, что при предельном значении начальной цены контракта в 1 тыс. руб. любой госпиталь должен будет при закупке патентованного инновационного продукта проводить отдельный аукцион. Тем не менее законодатели остановились на лимите в 1 тыс. руб.
Та же сумма установлена для контракта (одного лота), предметом которого является поставка наркотических и (или) психотропных и (или) радиофармацевтических лекарственных средств совместно с иным (иными) лекарственным средством.
«Мы удовлетворены тем, что к нашему мнению относительно суммы в 1 млн руб., высказанному на экспертном совете ФАС России осенью прошлого года, прислушались в Минздраве. Однако считаем, что только в соответствии с суммой, предложенной в проекте постановления для всех регионов, а также с обязательным установлением ее лимита в течение квартала инновационная модель проведения закупок лекарственных средств 1МНН=1ЛОТ может быть реализована на практике, обеспечив здоровую конкурентную среду в ходе торгов», — заявил Андрей Ахантьев.
Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) пока не готова комментировать представленный документ.
«Самый красивый вариант — когда один препарат в одном лоте, тогда цены будут значительно снижены», — заметил Дмитрий Морозов и выразил сожаление, что в проекте не указано на недопустимость включения в лот препарата, который находится под патентом.
«Фармстандарт» положительно оценивает проект постановления. Предложенные меры будут способствовать поддержанию конкуренции на фармрынке и повышению эффективности госзакупок лекарственных средств в России, уверены в компании, но при этом выступают с единственным предложением. «На наш взгляд, требуется внести уточнения в пункты 2 и 3 постановления, прямо указав, что указанные в них ограничения действуют только для случаев, когда предметом одного контракта (одного лота) являются различные лекарственные средства с МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями. Это следует из ч. 2.2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», — сообщили в пресс-службе «Фармстандарта».
Директор компании Novo Nordisk по работе с государственными и общественными структурами Александр Быков заметил, что в принципе органы власти услышали пожелания индустрии. «Благодаря снижению цены лота с 3 до 1 млн будет улучшаться логистика госзакупок, сократятся издержки для дистрибьюторов, производителей», — сказал он.
Кроме того, по мнению представителя компании, в госзакупках смогут участвовать небольшие и средние компании. «Особенно это хорошо для отечественных компаний, производящих препараты, которые не требуют огромных лотов», — заметил Александр Быков.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь