ФАС в СМИ: ЗАКУПКИ ОТ 1 МЛРД. ПОЙДУТ ЧЕРЕЗ ГОСДУМУ

24 августа 2012, 16:58
Источник: Известия (общефедеральный выпуск)

Министерство финансов раскритиковало концепцию предварительного обсуждения крупных закупок, от 1 млрд. рублей, предложенную Минэкономразвития. Свои доводы ведомство Антона Силуанова направило в Минэкономразвития и правительство.
В соответствии с концепцией Минэкономразвития, обсуждения госзакупок дороже 1 млрд. рублей необходимо проводить в три этапа. На сайте zakupki.gov.ru будут публиковаться комментарии к закупке, по которым потом будет составляться протокол обсуждения. Комментарии можно оставлять по вопросам целесообразности тендера, обоснованности начальной цены контракта и положений конкурсной документации о закупке. Первый этап общественного обсуждения проходит в режиме реального времени на сайте, завершается за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. За ним следует второй этап, который длится четыре дня, а затем - третий (не позднее чем за 10 дней до окончания приема заявок).
В ведомстве Антона Силуанова не согласны с подобной схемой, отмечая, что она приведет лишь к выборочному обсуждению крупных закупок - только в случае возникновения у общественности вопросов по ним. В подтверждение этого довода приводится статистика: с 1 апреля по 1 июля 2012 года к обсуждению было предложено 135 торгов и 70, 4% из них остались без вопросов общественности. Между тем обсуждения требуют все крупные закупки, считают в ведомстве Силуанова.
Еще один его контраргумент для Минэкономразвития сводится к тому, что на сайте zakupki.gov.ru - неудобный интерфейс. Подраздел "Общественное обсуждение закупок" находится в разделе "Форум", а сведения о торгах - в графе "Информация для заказчика и поставщика".
Оба раздела никак не связаны между собой, что не позволяет оперативно ознакомиться с техническими параметрами закупки и начальной ценой контракта.
Кроме того, в Минфине отмечают, что с подачи Минэкономразвития заказчик должен за четыре дня направить в ФАС сводный протокол (все поступившие вопросы о закупке и ответы на них). Ведомство Игоря Артемьева, в свою очередь, дает экспертное заключение и направляет его заказчику. В Минфине напоминают, что оно должно содержать анализ закупочной документации в соответствии с требованиями закона о размещении заказов и антимонопольного законодательства. Между тем в анкете участника торгов есть вопросы о нецелесообразности закупок. Поэтому неясно, как ФАС будет готовить экспертное заключение об обоснованности ответов заказчиков на вопросы о нецелесообразности закупок, отмечают в ведомстве Силуанова.
По итогам общественного обсуждения (третий этап) заказчик, согласно концепции Минэкономразвития, готовит и согласовывает со всеми участниками слушаний итоговый протокол, содержащий окончательное решение (внести изменения в документацию о торгах, отказаться от размещения заказа или оставить закупочную процедуру без изменений). При этом по закону "О размещении заказов... " от 21 июля 2005 года заказчик вправе внести изменения в документацию не позднее чем за пять дней до окончания подачи конкурсных заявок. Отказаться от проведения торгов заказчик может только за 10-15 дней до окончания подачи заявок (если он не уложится в срок, опоздав на те же 5-10 дней, аукцион состоится). В ведомстве Силуанова отмечают, что подобный механизм несет риски формального подхода к публичному обсуждению закупок: необходимо за ограниченный период времени собрать группу экспертов, представителей общественности и органов власти, обсудить с ними вопросы нецелесообразности размещения заказа и начальной цены контракта, оценить положения конкурсной документации, комментарии заказчика на поступившие вопросы, согласовать итоговый протокол и реализовать решения, указанные в нем.
Оценивать предложенные механизмы общественного обсуждения крупных закупок преждевременно, считают в Минэкономразвития. В ведомстве отметили, что сайт будет совершенствоваться, а внесение в закупочную документацию изменений, продлевающих сроки подачи заявок, - нормальная практика.
Минфин решил поучаствовать в разработке "закупочной" концепции с рядом идей. Ведомство Силуанова предлагает выносить крупные закупки на обсуждение в Госдуме - до принятия федерального закона о бюджете на очередной год. В рамках парламентских слушаний министерство предлагает приглашать главных заказчиков "дорогих" контрактов для отчета о своих тендерах. К дискуссии Минфин намерен подключить журналистов, общественные объединения, а также поставщиков и исполнителей, заинтересованных в таких контрактах. Сами заказчики, министерства и другие госструктуры обязаны будут показать депутатам всю конкурсную документацию и обосновать проведение конкурсов. Минфин хочет от них доказательств соответствия закупок профильным госпрограммам, а также реальности представленной министерствами цены контрактов с обзорами рынков и технологий. Только после одобрения депутатами контракта он может быть размещен. Результаты парламентских слушаний ведомство предлагает публиковать на сайте госзакупок.
В Минэкономразвития согласны с тем, что обсуждать крупные закупки лучше до принятия бюджета.
- Такое общественное обсуждение (до принятия закона о федеральном бюджете при обосновании бюджетных ассигнований распорядителями. - "Известия") не противоречит концепции и в целом одобряется, - пояснили в Минэкономразвития.
Но предложение Минфина в целом в ведомстве не поддерживают.
- Учитывая объем заказов с максимальной ценой контракта свыше 1 млрд. рублей, обсуждение их в Государственной думе в течение года может представляться затруднительным, - считают в Минэкономразвития.
В год, по данным Федеральной антимонопольной службы, проводится более 340 тендеров стоимостью свыше 1 млрд. рублей.
К тому же в разработанной концепции уже предусмотрено проведение общественных слушаний с приглашением для участия в них неограниченного круга лиц, в том числе представителей СМИ и подрядчиков. В Минэкономразвития настаивают, что их подход позволит заказчикам представлять к размещению детально проработанную документацию, так как концепцией предусмотрено проведение общественного обсуждения в течение всего года, непосредственно перед размещением заказа.
Автор проектов по открытому государству OpenGovData Иван Бегтин считает, что и концепция Минэкономразвития, и идея Минфина нуждаются в дальнейшей доработке. Он предлагает, чтобы в комиссию по обсуждению закупок от 100 млн. рублей входили представители общественных советов, представители антикоррупционных комитетов.
- А то сейчас складывается практика, что на комиссии все голосуют единогласно, нужно ее ломать, - отмечает он, - Нужна видеозапись трансляции заседаний комиссии. Кроме того, модель публичного обсуждения закупок не накладывает никаких обязательств и в то же время дает больше полномочий Федеральной антимонопольной службе (ведомство Артемьева не обязано следовать замечаниям экспертов). Они скорее будут инструментом ФАС для проведения собственной политики, а не для реализации потребностей граждан.
 

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь