ФАС в СМИ: Тот же ФАС , только в профиль

30 июля 2012, 12:48
Источник: АМИ - Российское агентство медико-социальной информации


В течение последних трех лет участники рынка неустанно наблюдают за ростом давления на сектор оптовой торговли со стороны государства. Знаковым в этом отношении событием стали дела, инициированные ФАС в отношении ряда оптовых компаний, которые обвинялись в согласованных действиях при осуществлении государственных закупок лекарственных препаратов (ЛП). Нужно отметить, что на сегодняшний день по количеству госзакупок фармацевтическая отрасль занимает в России одно из лидирующих мест; впереди, вероятно, лишь оборонная, строительная и некоторые другие отрасли. По мнению ФАС , основная проблема, неизбежно возникающая в условиях обращения на рынке уникальных фармпрепаратов, используемых для госнужд, заключается в высокой вероятности заключения антиконкурентных соглашений. В начале января с.г. вступили в силу поправки в законы «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», составляющие третий антимонопольный пакет[2]. Таким способом антимонопольное ведомство ввело новые инструменты воздействия для контроля над монополиями. Однако ФАС еще предстоит провести серьезную работу по усовершенствованию методики выявления антиконкурентных соглашений в ходе проведения аукционов. Судебная практика последних лет является тому прямым подтверждением.

Так, в конце мая ФАС России, не дожидаясь судебного разбирательства, самостоятельно закрыла дело в отношении ряда фармдистрибьюторов, обвиняемых в нарушении «Закона о защите конкуренции» в ходе торгов по госзакупкам препаратов в рамках программы «Семь нозологий», состоявшихся в 2009 г. Данный беспрецедентный шаг со стороны ФАС нарушил уже сложившуюся за последние несколько лет схему, в соответствии с которой обвинение, выносимое антимонопольным ведомством по факту нарушения закона о конкуренции в адрес дистрибьюторов, признается Арбитражным судом незаконным за отсутствием прямых доказательств. На момент написания этого материала антимонопольное ведомство приостановило разбирательство по очередному делу, возбужденному на основании признаков картельного сговора по аукциону 2010 г. Можно предположить, что ФАС в очередной раз столкнулась с отсутствием прямых доказательств, — и разбирательство, во многом повторяющее дело, закрытое антимонопольным ведомством самостоятельно, будет прекращено без судебного вмешательства.

Вопрос о необходимости проведения реформы в сфере госзакупок был основным источником противоречия между ФАС и Минэкономразвития РФ на протяжении довольно длительного периода времени. Если антимонопольное ведомство ратовало за внесение изменений в виде поправок в уже существующую систему (третий антимонопольный пакет), то министерство настаивало на проведении радикальной реформы по внедрению Федеральной контрактной системы (ФКС). Итак, в конце июня с.г. Госдума приняла в первом чтении законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Предлагаемая схема госзакупок имеет множество противников. Однако неоспоримым преимуществом новой системы станет появление возможности мониторинга и контроля на всех этапах процесса госзакупок, а не только во время размещения заказа. Прозрачность новой системы и повсеместный общественный контроль, ожидаемый со стороны специальных общественных советов, по мнению Минэкономразвития, должны будут также обеспечить максимальную открытость аукционов для объективной оценки всех предложений поставщиков. На извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» по каждому из публикуемых госконтрактов теперь будет отвечать конкретный чиновник с указанием персональных контактных данных на официальном сайте госзакупок России. В случае превышения полномочий и нарушения законодательства ответственному чиновнику грозит как административное, так и уголовное наказание. Не хотим показаться пессимистами, но едва ли новая система сможет решить существующие проблемы и обеспечить должную прозрачность на всех этапах проведения госзакупок. Очевидно, что помимо реформы системы закупок нужны также серьезные изменения применительно к порядку регулирования деятельности оптовых фармкомпаний. Пока на рынке функционируют около 1000 таких компаний, их деятельность практически не поддается контролю, тем более что значительная их часть представляют собой даже не полноценные бизнес-структуры, а просто юридические лица с минимальной численностью персонала. Деятельность подобных «игроков» не ограничивается только коррупционной составляющей; недавнее дело о фальсификатах дорогостоящих ЛП в Ростовской области — тому отдельное подтверждение.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь