ФАС в СМИ: Курбан КУБАСАЕВ: «Самая страшная монополия – это монополия чиновника»

21 декабря 2011, 16:04
Источник: Газета «Махачкалинские известия»

1 декабря этого года Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан отметило свое двадцатилетие. Это хороший повод поговорить о работе ведомства, которое является одним из основных и мощнейших рычагов влияния на экономику страны, ее оздоровления и функционирования по законам свободной конкуренции и цивилизованного рынка. И беседовали мы с руководителем УФАС России по Республике Дагестан, государственным советником РФ 2-го класса, заслуженным юристом РД Курбаном Кубасаевым.
– Курбан Магомедович, Дагестанскому УФАС уже двадцать лет. Какова динамика: число монополий в республике и их влияние снижается или продолжает расти? Говоря абстрактно, зла, с которым вы боретесь, в республике стало меньше или все же больше?
– Я бы не сказал, что мы боремся, мы выполняем функции федерального органа власти, государственные задачи в субъекте Федерации по соблюдению тех правил, которые определило государство. Если говорить о монопольном секторе, мы же занимаемся не только монополиями, мы практически являемся макрорегуляторами экономики, как сказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Таковыми нас уже признало и российское бизнес-сообщество, и международные эксперты, потому что УФАС России заняла 19-е место среди более сотни антимонопольных ведомств мира.
Это серьезный показатель, которого не добился ни один другой государственный орган исполнительной власти. В этом немалая заслуга Игоря Юрьевича Артемьева как руководителя. С его приходом оживилась работа нашей службы. Именно по его инициативе был принят «Второй антимонопольный пакет».
А говорить, что монополий стало больше или меньше, не разделяя понятий «монопольное поведение» и «естественная монополия», мы не можем. Естественные монополии возникли в результате плановой экономики, которая была в СССР. Но вместе с тем в таких отраслях экономики, как энергетика, газ, связь и транспорт, монополии сохраняются, поскольку в силу технологических особенностей производства, товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, и удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции. Например, их представляют такие предприятия, как Горводоканал, Горгаз, Горэлектросеть, аэропорт, железнодорожный вокзал и т.д. Безусловно, можно рядом с аэропортом построить другой аэропорт, но возникает вопрос экономической обоснованности и целесообразности. Но естественные монополии тоже нарушают антимонопольное законодательство. Примерами нарушения антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий являются дела, возбужденные в отношении ОАО «МРСК СК» и ОАО «ДЭСК», ООО «Кавказрегионгаз» (ООО «Газпроммежрегионгаз-Пятигорск»), ОАО «Дагсвязьинформ» (Дагестанский филиал ОАО «Ростелеком») по факту злоупотребления доминирующим положением на соответствующих товарных рынках. Управлением возбуждено и рассмотрено более десяти дел в отношении хозяйствующих субъектов на рынке электроэнергии. Всего Управлением за неполный 2011 год возбуждено сто восемьдесят четыре дела о нарушении антимонопольного законодательства. Наложено штрафов за этот период за нарушение антимонопольного законодательства в размере более двухсот миллионов рублей.
А если говорить о том, увеличилось число монополий или нет, конечно, уменьшилось. Но появилось монопольное поведение отдельных экономических структур. Например, нефтяных компаний, которые занимаются добычей, переработкой и розничной реализацией нефти. Они ведут себя, я бы сказал, «как слон в посудной лавке». Самая страшная монополия – это монополия чиновника в принятии того или иного решения: допущу или не допущу, позволю или не позволю.
– Вы опередили мой вопрос. Я хотела у Вас спросить, согласны ли Вы с бытующим мнением, что компании, нарушающие антимонопольное законодательство, в нашей стране существуют и вообще создаются за счет административного ресурса. Но получается, что Вы согласны с этим.
– Ежегодно идет рост динамики привлечения должностных лиц к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. К сожалению, практически более пятидесяти процентов нарушений по всей стране исходят от органов власти и должностных лиц. Поэтому в стране принят Закон «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» (№ 210-ФЗ), в котором четко прописано, какая услуга должна оказываться какой государственный структурой или муниципалитетом. Если они будут навязывать людям услуги, не прописанные в законе, то они могут обратиться к нам. Мы наделены полномочиями, чтобы в этом разобраться. Тем более когда речь идет о платных услугах. Я думаю, что это болезненно подействует на наших дагестанских чиновников. Они должны знать требование российских законов и то, что не имеют права навязывать людям услуги и заставлять за них платить.
– На сайте вашего ведомства в таблицах размещена информация: кого за что и когда привлекали к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также решения суда. В скольких процентах случаев суд признает факт нарушения законодательства?
– На сегодняшний день я могу смело констатировать, что в вопросах, связанных с судебными процессами, происходят качественные изменения.
В большинстве случаев дела, возбужденные Дагестанским УФАС, завершаются положительным результатом. Если взять в процентном соотношении, более восьмидесяти процентов решений судебных органов выносится в пользу Дагестанского УФАС. Я бы тут хотел подчеркнуть одну деталь, о которой почему-то мало кто говорит, а может, не хотят говорить: основы конкуренции и единого экономического пространства заложены именно в Конституции: 8-я,34-я,55-я и 74-я статьи. Есть и 15-я статья Конституции, в которой написано, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, и законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут быть применены, если они не опубликованы для всеобщего ознакомления. К сожалению, этим грешат у нас в Дагестане. Сегодня, в День Конституции России, я хочу напомнить некоторым чиновникам, которые забывают о том, что, нарушая федеральный закон, они нарушают Конституцию. И, к сожалению, я должен констатировать, что у нас сегодня нет четко определенной ответственности за нарушение Конституции.
– Дагестанское УФАС проводит проверки в крупных супермаркетах и даже выявляет нарушения ими законодательства. Например, всем известна история с супермаркетом «Караван». У меня вопрос касаемо малых торговых предприятий, магазинов, гастрономов и т.д.: их вы проверяете?
– Малыми предприятиями мы стараемся не заниматься, потому что это не имеет никакого смысла. Если жалоб на них нет, я не считаю, что сегодня нужно их проверять. Этого нельзя делать. Им надо дать возможность окрепнуть, чтобы они стали более мощными и конкурентоспособными в отношениях со своими конкурентами. Наша задача – защищать малый и средний бизнес от действий естественных монополий, крупных сетевых магазинов и супермаркетов, от поставщиков. Есть Закон РФ «О торговле», в котором третья глава посвящена антимонопольному регулированию. Если у малых торговых точек возникают проблемы с поставщиками или чиновничьим аппаратом, они могут обращаться к нам. Мы должны их защищать. Я сторонник того, чтобы никаких проверок там не проводилось. Пользуясь случаем, я хочу через вашу газету обратиться к ним: если кто-либо под видом сотрудника антимонопольного органа будет приходить на проверки, я призываю обращаться по факсу: 67-21-41 или по телефону: 67-20-95. Мы незамедлительно примем меры. Хочу еще раз подчеркнуть: никакими проверками малых торговых предприятий Федеральная антимонопольная служба не занимается и к тем проходимцам, которые незаконно используют наше имя, мы будем применять самые жесткие меры, вплоть до уголовной ответственности.
– Когда знакомишься с информацией, размещенной на сайте Дагестанского УФАС, да и вообще по другим источникам, складывается впечатление, что антимонопольное законодательство нарушают одни и те же организации и предприятия.
– В Управлении рассматриваются самые разнообразные дела: в сфере авиаперевозок, электросвязи, электроэнергетики, транспорта, ЖКХ, рекламы и т.д. Вместе с тем я отмечу, что есть компании (например, в сфере электроэнергетики), которые действительно часто нарушают. Здесь имеет место эффект закона больших чисел: чем больше потребителей и контрагентов у соответствующего хозяйствующего субъекта – монополиста, тем больше вероятность, что найдутся лица, жалующиеся на те или иные его действия. Мы не можем не привлекать к административной ответственности правонарушителей только потому, что они были ранее привлечены к данной административной ответственности. Напротив, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» говорит о необходимости усиления ответственности в случае повторного совершения лицом административного правонарушения. Наше Управление привлекает правонарушителей к административной ответственности не по своему усмотрению, а в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Но к ответственности мы привлекаем не только хозяйствующие субъекты, но и чиновников, нарушающих антимонопольное законодательство. Так, по итогам этого года почти четыреста чиновников мы привлекли к административной ответственности. Идет динамика роста нарушений чиновниками законодательства и жалоб на них со стороны предпринимателей, которые обращаются к нам. Это говорит о том, что люди стали грамотнее и хотят защищать свои права и обязанности. И есть предприниматели, которым мы реально помогли, тем самым дав им возможность участвовать в размещении государственного и муниципального заказа. Сегодня закон дает полномочия бизнесу получать как минимум десять, а как максимум двадцать процентов государственных и муниципальных заказов. Так, например, если тратится шестнадцать миллиардов республиканских и муниципальных денег, то десять процентов от них – это почти миллиард шестьсот миллионов рублей. Даже если малый бизнес выполнит госзаказ на восемьсот миллионов рублей – это большой толчок для малого и среднего бизнеса! Предприниматели могут ознакомиться на нашем сайте с инструкцией, как себя вести при проведении подобных конкурсов и аукционов.
– А вообще граждане часто обращаются к вам с жалобами и просьбами проверить действия тех или иных предприятий на предмет нарушения ими антимонопольного законодательства?
– Конечно. В этом году к нам поступило более пятисот жалоб.
– Считаете ли Вы российское антимонопольное законодательство совершенным? Если нет, то объясните почему, и какой «пакет» поправок необходимо в него внести?
– Конечно, закон РФ «О защите конкуренции», принятый в 2006 году, существенно расширил горизонты конкурентной культуры, усилил механизмы проведения антимонопольной политики. Однако даже совершенное законодательство со временем устаревает и требует доработки. И такая работа в настоящее время проводится. Буквально на днях Президент РФ Д.А. Медведев подписал так называемый «Третий антимонопольный пакет законов», который совершенствует такие категории антимонопольного законодательства, как «хозяйствующий субъект», «координация экономической деятельности». На сегодняшний день требуют доработки такие институты конкурентного права, как предоставление государственных и муниципальных преференций, механизм антимонопольных проверок антимонопольными органами. Жизнь движется вперед, и мы стараемся отвечать реалиям сегодняшнего дня. Весной ожидаются еще одни серьезные изменения в законодательстве. В частности, Закон «О естественных монополиях».
– Курбан Магомедович, Вы возглавляете Дагестанское УФАС с 1998 года. На сегодняшний день Вы довольны тем, как функционирует Ваше ведомство?
– Ну, как Вам сказать…и да, и нет.
– А чем не довольны?
– Сказать, что уж прямо совсем не доволен, я не могу, потому что, как бы там ни было, мы выполняем свои задачи и функции на твердое «хорошо». Но дагестанская специфика и менталитет дагестанского чиновничьего сообщества производят удручающее впечатление. Это касается их низкой правовой культуры, хотя это можно было бы сказать и об общей культуре тоже. Как говорил покойный Виктор Степанович Черномырдин, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
– Получается, что факторы, которые мешают вашей работе, не зависят от вас.
– Не все от нас зависит, к сожалению.
– В Интернете, на разных информационных порталах и электронных версиях СМИ очень много информации о Дагестанском УФАС и интервью с Вами. Я для себя делаю вывод, что журналисты очень активно следят за результатами работы именно вашего ведомства.
– Наша обязанность – информировать общество о том, что мы делаем. Мы выполняем функции государственного органа, который функционирует на средства налогоплательщиков и представляет интересы общества. Что касается внимания журналистов, о котором Вы говорите, я бы с этим не согласился, потому что многие вещи, которые граждане должны знать, журналисты не доносят до населения. К сожалению, я вынужден сделать вывод, что нежелание некоторых СМИ освещать нашу работу связано с административной установкой отдельных лиц. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я должен констатировать обратное.
– То есть Вы не согласны?
– Я не согласен! Я считаю, что они не освещают даже двадцати процентов того, что мы делаем. Как правило, это касается случаев, когда мы привлекаем к ответственности высших должностных лиц – и об этом наши СМИ стараются умолчать и не публиковать. Получается, что нарушать закон можно, а чтобы люди об этом знали – нельзя. У судей тоже неоднозначная позиция в одних и тех же случаях, когда закон нарушает министр или глава муниципального образования и когда закон нарушает рядовой чиновник или его заместитель. И нам в суде приходится доказывать, что белое – это белое, а черное – это черное. В каком законе написано, что министр или глава муниципального образования должен быть освобожден от ответственности?! Как мы можем говорить о правовом государстве и борьбе с коррупцией, если первые лица и высшие руководители не могут показать пример соблюдения закона?! Перед законом должны быть все равны, без исключения! Только тогда у нас будут изменения в лучшую сторону. Пока этого не будет, мы будем заниматься словесной свистопляской. Когда чиновники пытаются говорить о коррупции, хочется задать вопрос: а судьи кто?! При том, значит, в дискуссию не вступайте, это не делайте, то не делайте, это не говорите, то не говорите! Как это понимать?! Как мы собираемся бороться с коррупцией, если не хотим говорить о ней открыто? Это монополия отдельных должностных лиц: говорить не все. А ведь это касается каждого дагестанца. И надо называть вещи своими именами! Пока мы будем сами себя и друг друга убаюкивать обманом, позитивных изменений не будет.
– Курбан Магомедович, завершая беседу, хотелось бы спросить: что Вы скажете о Вашем предшественнике на посту руководителя Дагестанского УФАС России?
– Митхад Садыкович Мусанабиев – для меня это человек непререкаемого авторитета. Я у него прошел такую школу, которую я бы не прошел нигде и никогда. И я благодарен судьбе, которая свела меня с этим человеком, потому что он научил меня многому, и в том, чего я на сегодняшний день достиг (если чего-то достиг), немалая его заслуга. Он создал это Управление, он заложил основы и традиции нашего ведомства, которые я постараюсь сохранить и передать моим последователям. Каждое поколение имеет свою историческую миссию, и мы должны оставить для последующего поколения все только положительное. Я считаю, что Митхад Садыкович Мусанабиев – это высоко порядочный человек, искренне преданный своему делу, сделавший очень много для государства. Таких людей мало, к сожалению. Если бы таких людей, как Митхад Садыкович, было больше, может быть, ситуация в нашей республике была бы иная, и экономика развивалась бы совсем по-другому. Это человек с большой буквы.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь